Республика Молдова может стать ещё одним постсоветским государством, где Запад может устроить цветную революцию после выборов, заявил глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин. О желании США создать новый «нарыв» на постсоветском пространстве говорил и глава российского МИД Сергей Лавров. Впрочем, Игорь Додон усомнился в возможности «майданного сценария» в республике: граждане страны не примут участия в протесте из-за пандемии коронавируса, заявил он. «Октагон» попытался понять, есть ли в Молдове вероятность возникновения событий, подобных тем, что разворачивались в Белоруссии и Киргизии.
Опасная многовекторность
Выборы президента в Республике Молдова (РМ) пройдут 1 ноября, главные претенденты на победу – Игорь Додон (его, по предварительным опросам, поддерживает 32 процента избирателей) и бывший премьер-министр Майя Санду (ей, согласно опросам, отдают предпочтение 18,6 процента избирателей). Игорь Додон, ранее возглавлявший Партию социалистов (ПСРМ), считается пророссийским кандидатом, хотя сам он о себе постоянно говорит, что является прежде всего промолдавским политиком. Его главная соперница Майя Санду, представляющая партию «Действие и солидарность», – убеждённая сторонница сближения с Евросоюзом.
В российском экспертном сообществе далеко не все видят в политике молдавского лидера доминирующим движение в сторону сближения с Россией.
«На самом деле Додон исповедует ту самую многовекторность, что свойственна президенту Белоруссии Лукашенко и некоторым другим главам постсоветских государств».
Алексей Мартынов
директор Международного института новейших государств
По его мнению, ещё недавно, во время спокойствия в отношениях России с западными странами, такая многовекторность была терпима, но в период турбулентности она чревата повторением белорусских событий.
Однако в Молдове власть президента сильно ограничена и крайне важную роль играет парламент. Кстати, Игоря Додона во время первого президентского срока несколько раз временно отстранял от должности Конституционный суд (КС) страны. Так продолжалось до июня 2019 года, когда спикером парламента страны стала Зинаида Гречаный – соратница Додона. Очередное временное отстранение президента Додона было просто проигнорировано, а КС был обвинён в том, что находится под контролем Владимира Плахотнюка – главного молдавского олигарха, долгое время считавшегося «теневым правителем республики». Тогда КС пошёл на попятную и отменил решения. Сейчас в отношении Плахотнюка возбуждены уголовные дела в Молдове и России, в двух государствах он объявлен в розыск.
Конституционный суд Молдовы обвинили в связях с олигархом Владимиром Плахотнюком, который считался теневой главой республики.Фото: Zuma/TASS
– Система, выстроенная Плахотнюком, в целом сохранилась, – заявил «Октагону» лидер молдавского движения «За свободную Родину» Игорь Тулянцев. Об этом, по мнению собеседника, свидетельствуют «функционирование выстроенной олигархом финансовой системы, сохранение многих подобранных им кадров, запрет многим российским чиновникам и общественникам въезд в республику».
Большинство шагов, предпринятых Додоном якобы навстречу России, носят символический характер.
В 2020 году он обеспечил участие молдавских военных в московском параде Победы и провёл свой отпуск в Подмосковье. Над резиденцией главы государства больше не развеваются флаги ЕС. Тем не менее некоторые вопросы российско-молдавских отношений до сих пор висят в воздухе.
– По-прежнему действует закон о запрете вещания российских телевизионных и радиоканалов, – напомнил Алексей Мартынов. – О том, чтобы придать русскому языку официальный статус в республике, Додон вспомнил лишь недавно, в период предвыборной кампании.
Гражданское общество в «сетях Сороса»
Желая представить себя конструктивным политиком, Игорь Додон объявил, что в нынешней избирательной кампании он не станет использовать дорогие рекламные панно, откажется от служебного автомобиля и не будет участвовать в предвыборных дебатах. Тут же последовал ответный выпад со стороны Майи Санду, заявившей, что дискутировать с другими претендентами в отсутствие Додона ей не о чем. До этого встретиться на дебатах с Додоном хотел другой участник предвыборной гонки – Ренато Усатый. Однако его призывы к дебатам наблюдатели восприняли как намерение повысить свой не слишком высокий рейтинг.
Несмотря на жесточайший экономический кризис в Молдове, ни один из кандидатов в президенты так и не представил способов выхода из него.
«Вся риторика претендентов сводится к тому, что каждый из них обещает получить помощь извне – кто-то от ЕС, кто-то от России. Формально у всех участников выборов имеются экономические программы, но они практически не используют их в своих предвыборных материалах и выступлениях».
Игорь Тулянцев
лидер молдавского движения «За свободную Родину»
Слабость власти президента и просчёты его команды умело используются оппонентами. 19 октября контролируемый беглым российским олигархом Михаилом Ходорковским сайт «Досье», а также портал ассоциации RISE Moldova одновременно опубликовали материалы, в которых утверждалось, что президент Додон связан со спецслужбами РФ, а его политика в значительной степени контролируется Кремлём. Авторы публикаций заявили, что в наиболее острые моменты политической борьбы Додон отправлялся за подробными инструкциями в Москву.
Впрочем, на пресс-конференции 22 октября генпрокурор республики Александр Стоняогло сказал, что его ведомство не располагает данными, которые доказывали бы контроль над Додоном со стороны кремлёвских чиновников. Что касается публикации «Досье» и RISE Moldova, то генпрокурор заявил, что это журналистское расследование изучено, «но требуются и другие доказательства».
Основным соперником Додона за президентский пост является премьер-министр Майя Санду, которая, согласно опросам, является фаворитом 18,6 процента избирателей.Фото: DUMITRU DORU/EPA/TASS
В ответ близкий Додону депутат парламента Богдан Цырдя презентовал 21 октября уже вызвавшую скандал книгу «Гражданское общество в Республике Молдова. Спонсоры. НПОкратия. Культурные войны». В ней он утверждает, что «молдавское государство практически захвачено этим организациями, которые в последние годы практически рука об руку работали с олигархическим режимом Владимира Плахотнюка». Цырдя назвал эти организации «сетью Сороса» и заверил, что приведённые в книге доводы подкреплены документами. Оперативно на выход книги среагировал посол ЕС в Молдове Пётр Михалко. Он сказал, что «встревожен грубыми, необоснованными и злонамеренными нападками на гражданское общество и независимые СМИ в Республике Молдова».
Выборы как репетиция
О том, что после выборов 1 ноября следует ожидать массовых волнений, говорят представители едва ли не всех политических сил. Майя Санду поспешила заявить, что её сторонники опасаются фальсификаций и готовы выйти с протестами на улицы. Напряжения добавило уведомление ПАСЕ о том, что её наблюдатели не будут следить за ходом президентских выборов из-за ограничений, введённых рядом государств на поездку в республику.
О своей поддержке экс-премьера также заявили бывший глава правительства Польши, экс-председатель Европейского совета Дональд Туск, лидер Христианско-демократического союза («родная» партия германского канцлера Ангелы Меркель) и министр обороны ФРГ Аннегрет Крамп-Карренбауэр. На заявление последней довольно резко отреагировал российский МИД: официальный представитель ведомства Мария Захарова охарактеризовала его как «вмешательство во внутренние дела Молдовы» и «попытку шантажа молдавских избирателей».
Пришедший в своё время к власти на «оранжевой» волне бывший президент Грузии Михаил Саакашвили не исключил, что «какие-то ребята» из команды отправятся в Молдову на помощь команде Санду.
О поддержке Санду заявили лидеры нескольких политических организаций Польши и Германии.Фото: Zuma/TASS
С призывом к западным спецслужбам прекратить раскачивать внутриполитическую ситуацию в стране выступил руководитель движения «Спасём Молдову!», бывший глава контрразведки СИБ РМ Ион Маху, заявивший, что «самым выгодным моментом для провокаций и цветных революций всегда являются выборы». По словам Маху, западные спецслужбы «готовятся, имеют для этого запас времени». В то же время отставной контрразведчик заверил, что его соратники «предпримут все шаги для недопущения реализации сценариев майдана в Молдове».
– Довольно активно работает сейчас американский посол в Кишинёве Дерек Хоган, – сообщил Алексей Мартынов. По его словам, Хоган не стесняясь вызывает к себе министров, депутатов, кандидатов в президенты, устраивает с ними видеоконференции, практически ежедневно присутствует в информационной повестке республики, в то время как российского посла Васнецова там практически не видно и о его работе мало что известно.
– Эти выборы являются своего рода репетицией перед парламентскими, которые должны состояться в феврале будущего года, – подчеркнул Мартынов. – И выборы 2021 года будут более значимыми, чем нынешние, поскольку Молдова всё-таки парламентская республика.
Причём репетицией предстоящие выборы будут для всех сторон: команды действующего президента, его оппозиции и других действующих в Молдове сил. После выборов в парламент может быть разморожен давний конфликт в Приднестровье (регион, получивший фактическую независимость после войны с Молдовой в начале 1990-х), что для России может оказаться не менее опасным, чем возобновление боевых действий в Нагорном Карабахе.