Несмотря на активные протестные мероприятия, Санкт-Петербург в преддверии осенних выборов придерживается консервативных настроений. Политическая мозаика в городе отличается от федеральной картинки: к четырём традиционным («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия») добавляются ещё две партии – «Яблоко» и Партия Роста. Есть и новички, но, судя по опросам, избиратели проголосуют за привычные лица.
В 2021 году в городе, кроме выборов в Государственную думу, пройдёт формирование нового состава законодательного собрания региона. Будет избрано 50 депутатов по смешанной системе: половина – по партийным спискам, половина – по мажоритарным округам.
Спрогнозировать расклад в пользу привычных политических игроков можно уже сейчас. Зимние и весенние акции оппозиции в Санкт-Петербурге должны были бы мобилизовать протестный электорат. Но определённые предпосылки были и для увеличения числа сторонников власти: от снятия коронавирусных ограничений и обещания президентом новых социальных выплат до общего роста оптимистических настроений под влиянием прихода весны.
В конце прошлого года Институт современного государственного развития проводил социологическое исследование и, в частности, выяснял отношение жителей Санкт-Петербурга к политическим партиям и их перспективам на предстоящих выборах. По результатам опроса из-за снижения рейтинга партии власти до уровня около 20 процентов многие СМИ писали о падении её влияния. Но это не совсем верно.
В этом году петербуржцам предстоит выбирать как федеральных депутатов, так и местных.Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
По нашим данным, действительно, отвечая на вопрос «За какую партию (кандидата от партии) Вы бы проголосовали на выборах в 2021 году?», вариант «Единая Россия» выбрали только 22 процента респондентов. Однако это доля от общего числа опрошенных. Среди тех, кто «может быть» и «точно» пойдёт голосовать, сторонников ЕР уже 35 процентов. Количество чётко определившихся с участием доходит до 43 процентов.
В этом вопросе для Петербурга важным фактором является то, что действующий глава законодательной власти и одновременно лидер регионального отделения партии Вячеслав Макаров подал документы на праймериз в Госдуму.
До последнего времени Макаров был полноценным самостоятельным региональным игроком, с которым Смольному приходилось договариваться. Это не вписывалось в картину единоначалия в вертикали власти, выстраиваемой из Кремля. Как писал «Октагон», Вячеславу Макарову уже несколько раз настойчиво предлагалось перейти на работу в Государственную думу.
Такой шаг серьёзно поменяет и списочный состав выдвигаемых партией кандидатов в депутаты. Место Макарова в списке определится по итогам праймериз. Пока появляются вбросы о фамилиях, которые могут оказаться на первой строчке партийного списка. Звучат различные варианты: спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, нынешний губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, кто-то из вице-губернаторов, сенаторов или депутатов.
Расклад по партиям
«Единая Россия»
Кончается апрель, а утверждённого списка кандидатов от «Единой России» до сих пор нет. Как нет и стратегии продвижения и активизации работы по фандрайзингу. Это серьёзный фактор неопределённости, но пока не критический.
На прошлой избирательной кампании 2016 года в Санкт-Петербурге при голосовании за партийные списки «Единая Россия» получила 41 процент голосов. При этом она взяла все одномандатные округа за исключением одного и получила полный контроль над Мариинским дворцом, так что пока прогноз для неё стабильный.
К сожалению, нынешний состав заксобрания остаётся не очень известным петербуржцам. Но дело будет заключаться не в личной привлекательности тех или иных фамилий. Голосуя за партию власти и стабильность, избиратели дадут возможность пройти практически любому кандидату, выступающему под флагом ЕР. Да и мобилизационный эффект и соответствующий ресурс никто не отменял. Так что большинство в новом составе законодательного собрания «Единой России» гарантировано. И если сейчас партия располагает 35 мандатами (из них 11 списочников и 24 одномандатника), то в новом сезоне баланс может оказаться примерно таким же плюс-минус несколько мандатов.
ЛДПР
Второе место пять лет назад получила ЛДПР – это были 12 процентов. Проведённое социологическое исследование и сейчас ставит партию Владимира Жириновского на второе место по популярности. Среди тех, кто точно решил прийти на избирательные участки, сторонников ЛДПР около 10 процентов.
Да, ярких либеральных демократов, известных петербуржцам, в городе нет. Но свою поддержку среди ядерного электората они гарантированно получат. Здесь голосуют не за отдельных политиков, а за бренд – Владимира Жириновского, который останется у руля партии как минимум до конца выборов.
Видных представителей сама партия не имеет. Но её услугами как инструментом для регистрации могут воспользоваться один-два политических игрока, составив конкуренцию в одномандатных округах.
Сейчас фракция ЛДПР – это три депутата-списочника, но результат может быть улучшен.
КПРФ
На третьем месте располагается КПРФ. Партия постоянно теряет поддержку среди избирателей, год от года снижая показатели. По социологическим данным, за коммунистов готовы были проголосовать около 7 процентов от гарантированной явки. В 2016 году их результат был 11 процентов, но после этого произошло несколько важных и неприятных для политической организации событий.
Крайне неудачно на выборах губернатора Санкт-Петербурга в 2019 года выступил кандидат от КПРФ – кинорежиссёр Владимир Бортко. Без консультаций с партийными товарищами он снялся с выборов, фактически кинув свой штаб и сторонников.
Пресс-конференция Владимира Бортко на тему снятия его кандидатуры с выборов на должность губернатора.Фото: Егоршин Валентин/ТАСС
В декабре 2020 года на отчётно-выборной конференции петербургской организации первым секретарём горкома партии стал журналист Роман Кононенко, не являвшийся до этого ярким трибуном или лидером крупной внутрипартийной группы.
В последнее время внутри партии за влияние боролись несколько центров силы. Сможет ли молодой первый секретарь сплотить коммунистов в предвыборный год, очень сомнительно.
Здесь важно отметить, что Геннадий Зюганов не является фигурой, объединяющей сторонников коммунистической идеологии. Да, по итогам XVIII съезда КПРФ он переизбран на пост председателя ЦК партии. Но то, что эту должность он занимает с 1993 года, уже скорее минус, чем плюс.
Последнее время у коммунистов с одномандатниками не складывалось, вряд ли что-то изменится и сейчас. Имеющим средства спонсорам проще купить себе место в списке, чем бороться на территории под красными флагами с неопределённой перспективой. Пламенные революционеры ещё не перевелись, но у них нет денег на полноценную кампанию. А массово голосовать за них только из-за протестных настроений не будут. Нынешний потолок в три депутатских места, прошедших по партийным спискам, вряд ли удастся преодолеть.
Партия Роста
По итогам прошлой кампании четвёртое место было у Партии Роста, которая также набрала почти 11 процентов и чуть-чуть не догнала КПРФ. Теперь же социологическое исследование показывает полное падение её поддержки – около 1 процента без шансов на улучшение. Сейчас фракция Партии Роста – это три депутата из первой части партийного списка.
Внутренние скандалы не обошли и эту политическую структуру. Яркий и резко оппозиционный региональный политик Максим Резник больше от этой партии баллотироваться не будет. А ведь именно он в прошлый раз привёл к избирательным урнам достаточно большое число своих сторонников.
Да, лидер партии в регионе Оксана Дмитриева сохраняет персональную поддержку на своей флагманской территории во Фрунзенском районе, так что бороться за победу в одномандатном округе может. Но на этом всё. И без гарантии.
«Яблоко»
Партия «Яблоко» традиционно более сильна на северо-западе страны, чем в целом по России. И в Санкт-Петербурге на прошедших выборах она набрала около 10 процентов.
Проведённый социологический опрос показал, что политическая организация балансирует на грани прохождения пятипроцентного барьера для попадания в региональный парламент. Как партия оппозиционная, она рассчитывает на протестных избирателей, но этого пока недостаточно. Сейчас во фракции «Яблока» два человека, и оба прошли по спискам.
Её ряды покинул один из основателей и фронтменов Михаил Амосов. Несколько раз в партии объявлялась чистка и перерегистрация, вводилось прямое управление из Москвы. Всё это не способствует выстраиванию чёткой предвыборной линии и мобилизации потенциальных сторонников.
Однако потенциал для попадания в заксобрание, как и возможность побороться за одномандатные округа, у партии есть. В частности, у нынешнего лидера яблочников Бориса Вишневского в Центральном районе. Так что сохранение статус-кво плюс-минус одно место – это вполне реально.
«Справедливая Россия»
Последний финалист прошлой предвыборной гонки «Справедливая Россия» прошла в законодательное собрание, получив поддержку примерно 9 процентов избирателей и выиграв один одномандатный округ. В итоге партия сформировала фракцию из трёх человек. Это крайне неудачный расклад для эсеров, если вспомнить, что Петербург – родной город их лидера Сергея Миронова.
Когда-то «Справедливая Россия» претендовала на то, чтобы создать крупнейшую фракцию в региональном парламенте. Сейчас социологическое исследование показывает возможность борьбы за прохождение 5 процентов, и не больше.
Да, в партии есть известные политики, способные ярко выстрелить в одномандатных округах. Но это борьба без гарантии победы.
Неопределённости добавляет и федеральная повестка. Объединение с партиями «За правду» Захара Прилепина и «Патриоты России» Геннадия Семигина скорее сработало против части ядерного электората питерских эсеров, чем привлекло новый. Справороссы в Петербурге – это скорее классические европейские левые либералы, чем государственники-патриоты, ностальгирующие по СССР. И если Захар Прилепин окажется во главе федерального партийного проекта, то части своих процентов на берегах Невы партия недосчитается.
Если же изменений сейчас удастся избежать, то с учётом списочных процентов и удачного выступления одномандатников партия может даже улучшить свой результат, по крайней мере, сохранить.
Новички без шанса
Некоторое время назад в экспертном сообществе обсуждалась возможность активизации партии «Родина». Летом прошлого года именно в Санкт-Петербурге прошёл всероссийский партийный съезд. Ряд крупных политических и финансовых сил региона проводил с партией серьёзные переговоры.
Но победивший на федеральном уровне консервативный сценарий сделал своё дело. Участие несистемных игроков будет ограничено. И для «Родины» это непреодолимая трудность.
Партия пенсионеров никогда особенно не выделялась в Санкт-Петербурге. Её электорат успешно осваивается КПРФ, «Яблоком» и «Справедливой Россией». Здесь нет ни ярких фигур, которых можно было бы вписать в данный проект, ни средств, которые нужно было бы подтянуть.
«Коммунисты России» больше чем на роль спойлера КПРФ рассчитывать не смогут. И как современные коммунистические идеи не слишком популярны в Санкт-Петербурге, так и самой партии как оргструктуры в городе практически нет.
8 августа 2020 года. Съезд партии «Новые люди».Фото: Александр Казаков/Коммерсантъ
Интерес может представлять только проект партии «Новые люди». Ждать от них известных фамилий не приходится – «Новые люди» на то и новые, чтобы быть неизвестными.
За прошлый год они продемонстрировали успешность раскручивания с нуля собственного партийного бренда на региональных выборах менее чем за полгода. У них, в отличие от большинства игроков, достаточное финансирование. Применяемая технология вовлечения волонтёров и сетевого маркетинга может сработать. Осталось стартовать в публичном поле.
Про остальные партийные проекты, такие как «Зелёная альтернатива», «Гражданская платформа», «Российская партия свободы и справедливости», говорить смысла нет.
Привычный результат
То же социологическое исследование показывает большую апатию избирателей: 16 процентов не поддерживают вообще никого, 43 процента не могут определиться с выбором. Конечно, это большой ресурс. Он или останется дома, и тогда рассмотренные цифры прогноза станут реальностью, или придёт голосовать, внеся, возможно, существенные изменения в расклад сил.
Пока говорить о сформированном протестном тренде «Голосуй за кого угодно, только не за нынешнюю власть!» нельзя. Технологии модерирования избирательного процесса типа умного голосования дают неоднозначные результаты, больше помогая системной оппозиции удержаться во властных структурах, чем новым радикалам пробиться в них.
В итоге новый состав Законодательного собрания Санкт-Петербурга может измениться с точки зрения фамилий представленных в нём депутатов, но несильно изменится в партийном отношении. Те же пять-шесть фракций при большинстве «Единой России». Остальное – нюансы.
Санкт-Петербург