Со встречей старого Нового года оказались преодолены последние рубежи глубоко эшелонированной обороны длинных январских праздников. Страна наконец вышла на оперативный простор трезвых трудовых и военных будней, чтобы уже по-настоящему вступить в 2023 год, от которого будет зависеть так много, что об этом никто пока предпочитает громко не говорить вслух. Россия проходит экватор января в том же напряжении, с которым завершала прошлый тяжёлый для себя год. Несмотря на сложную обстановку и отсутствие признаков скорого замирения, сам факт прибавления светового дня и неотвратимая близость новой весны дают надежду на лучшее.
В заявлениях руководства наряду с традиционными вопросами спецоперации и отпора коллективному Западу всё более настойчиво звучит мирная тема роста реальных зарплат и борьбы с бедностью. На совещании с Правительством президент призвал «продолжить реализацию масштабных социально-экономических программ и планов, нацеленных на повышение благосостояния людей».
Конечно, страна заждалась развития и вообще сытой и относительно благополучной жизни, к которой привыкла за первые два десятилетия нынешнего века. Но в третьем десятилетии с развитием и повышением благосостояния явно не заладилось: вначале подкосившая экономику пандемия, потом противоборство с Западом, вылившееся в изнурительно долгую спецоперацию, за которую внешняя международная коалиция периодически добавляет России различных санкций. Чем дальше в украинский лес, тем больше западных рестрикций, а чем больше ограничений и «потолков», тем более значительные ресурсы требуется расходовать на их преодоление.
Мотор перегревающейся отечественной экономики уже целый год работает в основном на поддержку самого себя и собственной топливной системы. Безусловно, люди тоже не остаются забытыми властью, которая даже в таких сложных условиях выкраивает для них социальные пособия и индексирует пенсии и зарплаты. За кадром текущего момента остаётся аксиома про то, что не будь всего того, что происходит сегодня в бушующем мире, и россиянам жилось бы гораздо лучше, чем приходится сейчас.
Но страну, как и политический курс с исторической эпохой, как известно, не выбирают: в них или живут, разделяя с Родиной все невзгоды и проходя все вынужденные зигзаги, или же уезжают в поисках лучшей доли.
В первую рабочую неделю 2023-го с новой силой разгорелись дискуссии о том, как быть с уехавшими, которые мало того что увезли с собой определённые финансовые капиталы и профессиональные знания с навыками, но ещё и показывают дурной пример оставшимся и сомневающимся. Рождаются инициативы наказать наиболее рьяно ругающих страну и её политический курс беглецов изъятием российских паспортов, а то и вообще оставленного в РФ движимого и недвижимого имущества. 100 лет назад так и поступали, и в этом тогда был определённый смысл, и из этого даже вышел кое-какой практический толк. Однако сейчас обстановка другая – интересы страны и видение дальнейших её перспектив требуют более современных и цивилизованных подходов.
Совсем не зря официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил о том, что следует не прижимать к ногтю всех уехавших граждан, а бороться за них, по мере сил демонстрируя привлекательность именно российской модели выживания перед западной. В ответ на такую установку в Госдуме в минувшую пятницу уже предложили обещать тем, кто, опасаясь мобилизации, бежал за кордон, замену призыва в армию командировкой на Дальний Восток с задачей подъёма экономики удалённого региона.
В былые мирные времена такую добровольную релокацию в сторону Магадана стимулировали выделением дальневосточного гектара и другими преференциями. Сейчас времена изменились и открылась возможность решения дальневосточной проблемы путём общественного договора с теми, кто в целом за жизнь в России, но против своего участия в боях за государственные интересы. Возможно, такая формула и привлечёт внимание некоторой части уехавшей аудитории, хотя рассчитывать на массовое возвращение покинувших пределы Родины не приходится.
С другой стороны, сколько таких возвращенцев из числа уехавших ни корми дальневосточной икрой, а смотреть они будут в другом направлении, потому что уезжали не только от мобилизации, но и от затянувшейся неопределённости.
Поэтому для того чтобы страна опять расцвела и стала притягательна для соотечественников и иностранцев, требуются меры куда более радикальные. Сколько ни говори про халву будущего подъёма благосостояния, а во рту слаще не становится, да и вряд ли станет в таких нынешних условиях, когда приходится отбиваться от половины мира и никаких глубоких внутренних реформ при этом не происходит и даже не заявляется.
Конечно, в такой обстановке, как сейчас, не до преобразований, потому что всякая перестройка возможна и целесообразна только тогда, когда обеспечено спокойствие на границах и достигнут прочный мир на приемлемых условиях.
Но если в вопросе достижения геополитических целей Россия идёт на принцип, значит, бороться предстоит ещё долго и благоприятный период в ближайшее время не наступит. В руководящих верхах наверняка просчитывают разные варианты со сценариями, подбивают ресурсы и прикидывают возможности. Президент отложил послание Федеральному собранию не просто так, а, очевидно, исходя из необходимости ещё раз взвесить и отмерить, чтобы отрезать ровно и правильно.
Судя по всему, и власти, и стране предстоит нелёгкий выбор и трудное продолжение намеченного маршрута, но если нелёгкий путь будет сопровождаться чётким видением предстоящих перемен и хотя бы намёком на улучшение жизни и обстановки, то пройти его будет легче.