На выборах в Молдавии победил раскол

На выборах в Молдавии победил раскол

Политика 17 ноября 2020 Владислав Анненский

Молдавское общество разделено. Часть Молдовы твёрдо держит курс на Европу, а противостоит ей весомая часть пророссийских молдаван, к которым примыкают Приднестровье и Гагаузия. Последняя почти полным составом (более 90 процентов) проголосовала против Майи Санду. С перевесом почти в 58 процентов прозападный политик из блока «Действие и солидарность» Майя Санду обошла действующего президента Молдавии Игоря Додона, и это не победа Санду, а поражение Додона.

Как расколоть общество, или «Заграница нам поможет?»

К моменту проведения выборов противостояние пророссийской и проевропейской частей молдавского общества достигло апогея. Сторонники обоих кандидатов поделили избирателей на «правильных» и «неправильных». К последним они отнесли всю диаспору, проживающую за рубежом, и отдельно – жителей непризнанного Приднестровья, имеющих молдавские паспорта. Диаспора почти единогласно выбрала условный Запад в лице Майи Санду. Гагаузы (Гагаузия – АТО Молдовы. – τ.) и приднестровцы с молдавскими паспортами, напротив, проголосовали за не менее условную Россию в лице действующего президента.

На прошедших президентских выборах обе стороны грешили грязными технологиями.На прошедших президентских выборах обе стороны грешили грязными технологиями.Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Грязные технологии применялись с обеих сторон: от прямого подкупа и привода на участки до откровенного запугивания, как это случилось с приднестровскими избирателями, которых «комбатанты» (молдавские участники войны с Приднестровьем. – τ.) физически не пускали голосовать. Додон проиграл бы и без участия диаспоры и Приднестровья, но взаимные предвыборные обвинения сделали своё дело. На последнем этапе голосования накал достиг такой степени, что приднестровцам блокировали дорогу на избирательные участки, а российским наблюдателям скандировали «чемодан, вокзал, Россия» – слова, которые 30 лет назад привели в том числе к Приднестровскому конфликту.

Роль личности в истории

Молдавский избиратель голосовал не за ориентиры на запад или на восток (как бы это ни хотелось представить многим, в том числе и в Москве), а за «героя», который остановит, наконец, коррупцию, теневые схемы и неуклонное падение уровня жизни. Остановит катастрофический отъезд населения на заработки и что-то уже начнёт делать с экономическими последствиями пандемии, которая в Молдавии только усиливается.

За четыре года президентства, нахватав всех возможных авансов что от Москвы, что от поверившего ему пророссийски настроенного населения, Додон умудрился растерять всё.

Он не выполнил ни одного обещания, данного Москве, и ни на шаг не приблизил решение вопроса об «украденном миллиарде». Даже последний рывок с отстранением от власти олигарха Плахотнюка не принёс долгосрочных политических дивидендов.

Молдаване увидели, как Додон сначала заменил на ключевых постах ставленников олигарха, а затем замкнул на себе и своих людях почти все теневые финансовые и контрабандные схемы Плахотнюка с его «коллегами» из Приднестровья и Украины. Здесь же можно вспомнить нашумевшее видео, где Плахотнюк вручает Додону пакет с деньгами. Именно после этого компромата оппозиция наградила Додона прозвищем «Кулёк Кремлинович», соединив в нём свою нелюбовь к плахотнюковской коррупции и к России.

Несмотря на все очевидные недостатки, Додона в Москве считали своим.Несмотря на все очевидные недостатки, Додона в Москве считали своим.Фото: Vadim Ghirda/AP/TASS

В Москве Игоря Додона тем не менее считали именно своим, пророссийским, хотя на чём именно держалось это мнение – на пустых обещаниях прямому куратору от РФ Дмитрию Козаку или на совместном бизнесе с сыном экс-прокурора РФ Игорем Чайкой, – не ясно. Во всей этой истории плохо то, что в глазах народа тень от действий уже экс-президента прямиком ложится на Россию.

На повестке роспуск парламента

Как сказала Майя Санду, первое, чем она займётся на посту президента Молдовы, – это консолидация общества. Однако повременить с этим обещанием ей всё-таки придётся. Молдова – республика парламентская. Главная задача в парламентской республике – заполучить конституционное большинство в законодательном органе и, соответственно, иметь своё подконтрольное правительство. Для этого первым шагом должен быть инициирован роспуск парламента.

Поддержка у Санду есть – активный, ресурсный и очень в этом заинтересованный ситуативный союзник Ренато Усатый. Усатому кровь из носу нужно будет попасть со своей партией во вновь избранный парламент.

Чисто из соображения собственной безопасности – он объявлен Россией в международный розыск в рамках дела о выводе (отмывании) через молдавские банки порядка 14 млрд долларов из России. Став главой парламентской партии, Усатый легитимизуется. Из 101 места молдавского парламента партия Санду на сегодня имеет только 15 (фракция ПДС).

Россию Санду никогда не посещала

Майя Санду – политик с долгим послужным списком. Из когорты так называемых эффективных менеджеров с базовым экономическим образованием, дипломом международника президентской академии госуправления и чётко заданной траекторией движения от Гарвардского института государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди, который она окончила в 2010 году. После окончания института Санду два года прослужила советником исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне.

На постах в минэкономике в конце 90-х о её заслугах мало что известно, но после возвращения из-за океана и вступления в должность министра образования Молдовы одним из её решений был перевод изучения русского языка в молдавских школах на факультативную основу.

Санду за последние полгода совершила несколько официальных визитов на Запад, но вот до Москвы так и не добралась.Санду за последние полгода совершила несколько официальных визитов на Запад, но вот до Москвы так и не добралась.Фото: Omer Messinger/ZUMA/TASS

За почти шесть месяцев, проведённых в кресле премьера, Санду совершила множество визитов, посетив большинство западных столиц, в том числе Вашингтон. Москву за это время с официальным визитом она посетить так и не успела.

Приднестровский постскриптум

Влияние Санду на Приднестровье ограничивается простым фактом: власть в республике принадлежит не ей, а промышленной группе «Шериф». Единственный инструмент воздействия на неё – внешний. Санду открыто настроена против всех схем, которые работали с Плахотнюком и Додоном. Более того, «борьба с коррупцией» – это самая удобная тема, о которой хорошо рапортовать на весь мир. Поэтому именно под знаком «борьбы с коррупцией» Санду начнёт бороться с Приднестровьем. Например, электроэнергию можно будет покупать уже не у российской ГРЭС через «сепаратистские приднестровско-шерифовские» структуры, а у цивилизованных европейских энергокомпаний.

У «сепаратистского» приднестровского олигархата довольно обширные связи не только в России, но и на Западе, так что не факт, что Санду будет слишком рьяно педалировать эту тему.

Тирасполь