Для оправдания преследования лидера «Оппозиционной платформы – За жизнь» (ОПЗЖ) Виктора Медведчука правящие элиты Украины раскручивают антиолигархическую кампанию. Офис президента Украины Владимира Зеленского включил антиолигархическую риторику по той же модели, что и победивший на Евромайдане 2014 года клан против окружения Виктора Януковича. Долгие годы Медведчук чувствовал себя в полной безопасности в стране, охваченной хаосом. Теперь добрались и до него.
Предложение обменять Медведчука выглядит как элемент принуждения к личному формату переговоров глав России и Украины. Кроме того, Медведчук исполнял роль посредника-арбитра в переговорном процессе руководства Украины с ЛНР и ДНР. Донбасский фактор в преследовании Медведчука тоже не исключён. Возможно, на Медведчука навалились по итогам истерики из-за «войны с Россией», которую несколько месяцев раскручивал Киев.
Текст уголовного подозрения (украинский документ о возбуждении в отношении человека уголовного дела) по Медведчуку начинается формулировкой: лидер ОПЗЖ на протяжении долгого времени выступал против политики президента Украины Зеленского. Чисто политическое преследование лидера ОПЗЖ определено уже в самом документе украинской Генпрокуратуры, которая ведёт дело Медведчука. Политик на суде чистосердечно признался в том, что находится в оппозиции к действующей украинской власти.
Одним из выгодополучателей кампании против Медведчука может быть Ринат Ахметов. Причина тому – борьба за активы Донбасса, которые с недавних пор перешли из собственности Рината Ахметова к людям Медведчука.
Ахметов не раз отличался своими умениями политического комбинатора. Например, на выборах президента в 2019 году Юрий Бойко был соперником схожего с ним по риторике Александра Вилкула. Оба они – выходцы из Партии регионов, люди, близкие к Медведчуку по бизнес-интересам и убеждениям. Однако же интриги внутри ОПЗЖ, в которых эксперты видят плод усилий Ахметова, сделали их противниками, из-за чего оппозиция на президентских выборах 2019 года проиграла.
Других союзников у России не осталось
Владимир Зеленский взялся за Медведчука, чтобы обеспечить себе второй президентский срок, считает директор Украинского института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.
– Властям нужно, чтобы на выборах 2024 года, если они не пройдут раньше, было только два кандидата – Владимир Зеленский и Пётр Порошенко. Устраняя Медведчука и его партию, власти обеспечивают Зеленскому второй срок, – говорит Толстов. – Уголовное дело в отношении Медведчука строится на информации СМИ. Украинская пресса пишет: Медведчук якобы передал России секретные сведения, ведёт бизнес в России по законам «страны-оккупанта», встречался с враждебно настроенными к Украине россиянами. При этом в тех же СМИ можно прочитать: особняк Зеленского в крымской Ливадии оформлен по законам «страны-оккупанта», развлекательные продукты «95-го квартала» Зеленский продаёт российскому телеканалу СТС, который в Украине вроде как запрещён. У жены главы Службы безопасности Украины Ивана Баканова бизнес в России, сама она россиянка.
Украинский политолог Владимир Скачко считает, что в произошедшем есть немалая вина руководства ОПЗЖ. На президентских и парламентских выборах 2019 года, а затем и на местных выборах осенью 2020 года ОПЗЖ и лично Медведчук сознательно отказались от шанса изменить жизнь на Украине к лучшему.
«Медведчук считается в Кремле адекватным националистом, который всё же стоит на страже интересов Украины. Он и его ОПЗЖ ни в коем случае не являются стопроцентно пророссийскими. Но других союзников – столь же раскрученных, влиятельных, заметных и ранее не побывавших под катком репрессий – у России в Украине не осталось».
Владимир Скачко
украинский политолог
Всё, чего на данный момент удалось достичь политическому движению против Медведчука, – это арестовать счета, надеть на политика электронный браслет и отправить под домашний арест. Ранее были запрещены аффилированные с Медведчуком телеканалы.
Принадлежащие Медведчуку телеканалы – NewsOne, «112 Украина» и ZIK. Ими по документам владеет народный депутат VIII созыва Верховной рады от «Оппозиционного блока» и правая рука Медведчука Тарас Козак, который также проходит по делу в качестве обвиняемого.
Интерес Медведчука к украинским телеканалам начался в конце 1990-х годов, когда политик женился на украинской телезвезде Оксане Марченко. Жена политика любила подчёркивать свою исключительность, демонстрируя стремительно беднеющему населению страны бриллиантовые украшения, меняя их из эфира в эфир.
Медведчук не раз признавался, что ему доставляет удовольствие дарить жене дорогие украшения, и это в то время, когда он занимал должность депутата.
Супруга Виктора Медведчука – украинская звезда телевизионного эфира Оксана Марченко (на фото справа).Фото: страница Оксаны Марченко в Instagram
Сама же Марченко тоже нарастила немалые финансовые ресурсы. В 2018 году украинские издания взялись за расследования принадлежащих ей активов. По данным украинских СМИ, Марченко принадлежит доля в компании «НЗНП Трейд», которая получила в 2015 году лицензию на разработку месторождения в Ханты-Мансийском округе.
Как следует из документов кипрского реестра, Марченко владеет компанией Tumilon Investments. Этой компании на 100 процентов принадлежит Ventolor Holding Limited, также зарегистрированная на Кипре.
Прочные связи со всеми олигархами
Виктор Медведчук долгое время жил в полной политической и социальной безопасности и, даже будучи депутатом, не скрывал своего финансово устойчивого положения.
– Договорняки с властью – одна из форм существования ОПЗЖ и лично самого Медведчука. После государственного переворота 2014 года Медведчук успешно сотрудничал с Петром Порошенко. Точно такую же нишу он хотел занять и при Зеленском. Но при Зеленском изменилась ситуация – агрессивная русофобия оказалась в ещё большей цене. Следовательно, необходимость в Медведчуке как в возможном коммуникаторе с Москвой у офиса президента отпала, – говорит Владимир Скачко.
Многие люди в ОПЗЖ для украинских избирателей являются раздражающими фигурами. Сконцентрированные в их руках ресурсы могли бы сыграть в пользу ОПЗЖ, если бы партия не связывала эти ресурсы с их владельцами, столь неприятными для многих украинцев.
Но ОПЗЖ этого не сделала.
Силовой блок ОПЗЖ, то есть спортивного вида ребята, – это депутат Верховной рады от ОПЗЖ Илья Кива. На Украине Киву знают прежде всего как бывшего главаря полтавского отделения «Правого сектора», человека из окружения главы МВД Арсена Авакова. Кива – человек с уголовным прошлым, который с грубейшими нарушениями украинских законов после Евромайдана поступил на службу в МВД Украины, сразу стал подполковником, имея при этом справку о шизофрении. Кива – давний соратник основателя «Правого сектора» Дмитрия Яроша; вместе с Ярошем до 2014 года Кива был внештатным сотрудником Службы безопасности Украины.
– Кива – типичный перекрасившийся «майдаун». ОПЗЖ Кива выгоден, во-первых, как представитель мощной человеческой массы устрашающего вида, во-вторых, как наглядное подтверждение ошибочности и преступности Евромайдана. Но ОПЗЖ сама не хочет эффективно использовать возможности, которые ей выпали в лице Кивы. Поэтому «майдаун», а ныне нардеп от ОПЗЖ Кива, только раздражает украинцев, а ресурсы Кивы, которые могли бы послужить ОПЗЖ, уходят в свисток, – уверен Владимир Скачко.
Сергей Лёвочкин (на фото справа) – ещё один сомнительный персонаж в окружении Медведчука – бывший глава администрации при президенте Януковиче.Фото: стрингер/РИА Новости
Ещё одной одиозной фигурой в окружении Медведчука не так давно был глава администрации президента при Януковиче Сергей Лёвочкин, в прошлом один из «кошельков» Партии регионов.
– Лёвочкин – нарицательное имя предателя, организатор Евромайдана. Он сейчас один из главных коммуникаторов по линии «посольство США в Киеве – Владимир Зеленский – оппозиционный блок Рината Ахметова». Благодаря интригам Лёвочкина, ОПЗЖ раскололась на фракции «Виктор Медведчук – Вадим Рабинович – Илья Кива» и «Юрий Бойко – Сергей Лёвочкин – Дмитрий Фирташ», – говорит Скачко.
Зеленскому сейчас нужно во что бы то ни стало навесить на Медведчука судимость – чтобы закрыть ему дорогу в политику, говорит Владимир Скачко:
– Политика – смысл существования Медведчука, основа расширения его бизнеса. Убирая Медведчука из политики, власти перекрывают ему кислород окончательно. Но если Медведчука посадить в тюрьму, градус и без того зашкаливающей народной ненависти к Зеленскому только повысится.