В российских регионах в обязательном порядке могут появиться должности председателей правительства. На сегодняшний день этот пост имеется лишь в 31 субъекте Российской Федерации. Источники «Октагона» сразу в двух региональных администрациях сообщили, что нововведение может быть готово к реализации уже в ближайшее время. Эксперты неоднозначно расценили новацию: некоторые опасаются, что возникшее «двоевластие» приведёт к внутриэлитным конфликтам.
Источники «Октагона» утверждают, что рассмотрение вопроса о введении отдельной должности премьер-министра в регионах страны входит в завершающую фазу.
Такие посты сегодня учреждены более чем в трёх десятках регионов России, в том числе в подавляющем большинстве национальных республик. Однако в субъектах РФ различаются и названия должностей глав правительств, и делегированный им функционал. В частности, руководители регионального правительства могут находиться как в статусе вице-губернаторов, так и в ранге руководителей аппарата.
Опрошенные «Октагоном» эксперты разошлись в оценках этой инициативы. С одной стороны, премьеры призваны разгрузить губернаторов, освободив их от текучки, с другой – главы местных правительств могут рассматриваться как потенциальные сменщики региональных лидеров, порождая тем самым внутриэлитное напряжение.
Помощники и громоотводы
Большинство глав регионов предпочитает брать ответственность на себя, а не дублировать федеральное распределение ролей, объясняет в разговоре с «Октагоном» глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв.
По его мнению, премьер в регионе – всего лишь страховка для губернатора-политика.
«Если предполагается, что губернатор прежде всего политическая фигура, то логика внедрить во всех регионах в обязательном порядке должность премьеров понятна. Есть и иная логика – трудных времён. Иметь премьера удобно, он же громоотвод. Губернатора при этом можно вывести из зоны критики».
Константин Калачёв
глава «Политической экспертной группы»
Директор Центра развития региональной политики (ЦРРП) Илья Гращенков объясняет, что фактически речь идёт об истории, разделять или не разделять должность губернатора на политическую и хозяйственную составляющие. В беседе с «Октагоном» он указал на то, что председатель регионального правительства – это человек, управляющий министерствами, тогда как губернатор сосредоточивается на политической работе с населением.
– Теоретически это верно, однако практически губернаторы предпочитают держать всё в своих руках, совмещая обе должности. Если их решат принудительно развести, то такой подход позволит высвободить у глав регионов время для работы по федеральной повестке, перекинув на премьеров текучку. В ситуации кризиса такой подход в целом верен, так как иначе губернаторы могут не справиться с потоком различных задач, – отметил Гращенков.
Эксперт также сослался на подготовленный недавно ЦРРП доклад, в котором в том числе говорится о том, что воспроизводство глав региональных правительств осуществляется при помощи нескольких моделей, в первой из которых речь идёт о выходцах из региона, которые получили опыт работы на федеральном уровне в структурах исполнительной, законодательной власти или бизнесе, после чего вернулись на малую родину, чтобы занять должность премьер-министра (так, например, произошло в Иркутской области и Башкирии).
Вторая категория – местные управленцы, сделавшие карьеру в другом регионе.
Зачастую посты региональных премьеров получают варяги, имеющие существенную поддержку в федеральном центре (такая схема работает в Якутии и Ингушетии).
В других случаях председателями региональных правительств становятся управленцы из иных регионов, которые привлечены губернатором и являются важной частью его команды (это можно наблюдать в Удмуртии и Сахалинской области).
При этом авторы доклада делают вывод о том, что в имиджевом плане основная масса глав региональных правительств старается не выходить за рамки социально-экономических проблем и активно эксплуатирует образ технократа.
Разделить ответственность
Между тем возможное изменение политической конфигурации продолжает вызывать оживлённую дискуссию в экспертном сообществе. По оценкам политолога Дмитрия Михайличенко, для крупных регионов и национальных республик нужны премьеры, о чём свидетельствует расширяющаяся в последние годы практика их применения. Например, как указал собеседник «Октагона», в национальных республиках (особенно на Северном Кавказе) премьеры нередко назначаются федеральным центром и ответственны за социально-экономическое развитие регионов. По его словам, можно также выделить модель «соратник», когда председатель правительства активно разделяет с главой региона ответственность за ключевые процессы (Башкирия, Саратовская область в период премьерства Романа Бусаргина, которого таким образом готовили к губернаторству).
«В целом губернаторам нужно разделять ответственность за многочисленные сложности и непростые социально-экономические процессы в регионах. Как следствие, премьеры в регионах будут более активными в информационном и управленческом плане. К тому же нынешние премьеры нередко становятся будущими врио губернаторов. Примеров уже немало».
Дмитрий Михайличенко
политолог
Однако у нынешней новации есть определённые риски, на которые уже обратили внимание. С одной стороны, отмечает в разговоре с «Октагоном» генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский, в регионе всегда будет оставаться руководитель для обеспечения преемственности власти. Например, в случае отставки губернатора премьер способен удержать рычаги власти, пока новый глава включится в работу, и наоборот.
– С другой стороны, риск такого разделения в том, что либо сам губернатор, либо его окружение всегда будет смотреть с подозрением на главу правительства как на потенциального сменщика. Здесь важны как отношения между двумя руководителями, так и супервайзинг со стороны федерального начальства, – отметил Еловский.