В нашей стране День Победы всегда был праздником мира, окончания ужасов войны и возрождения нормальной или, как писал по этому поводу Лев Толстой, «настоящей», то есть мирной жизни со всеми её заботами и радостями, печалями и достижениями. Сегодня этот устойчивый культурный код пытаются сломать, связав День Победы с войной – не той, завершением которой он стал много лет назад, а идущей сегодня. Ради этого в информационное пространство вбрасываются слухи о намерении российского руководства объявить 9 мая тотальную мобилизацию, якобы необходимую для продолжения спецоперации на Украине.
По мере распространения эти вбросы обрастают зловещими подробностями о провокациях, которые готовит власть, чтобы оправдать военный призыв в глазах населения. Лежащая на поверхности цель – настроить народ против руководства страны. Подобные попытки предпринимаются постоянно, ими никого не удивить, и, главное, им уже почти никто не верит.
Гораздо более опасная и долгоиграющая задача – изменить восприятие праздника, который объединяет страну на протяжении многих лет, разорвать связь Победы с позитивным настроем на мирную жизнь и замкнуть её на смерть, кровь и ужасы войны.
Психическая атака на День Победы идёт давно
В течение многих лет попытки извратить суть Дня Победы предпринимались по двум главным направлениям: теракты должны были превратить его в день страха, а новая трактовка 9 Мая – в день покаяния и скорби.
Первый звоночек прозвенел в 2002 году, когда во время парада Победы был совершён теракт в Каспийске, жертвами которого стали 45 человек. В 2004 году в Грозном во время праздничных мероприятий в честь Дня Победы в результате подрыва трибуны погибли президент Чеченской Республики Ахмат Кадыров, председатель госсовета Хусейн Исаев и ещё пять человек.
11 мая 2002 года, Каспийск. Церемония прощания с погибшими в результате террористического акта на параде Победы 9 мая.Фото: Фёдор Завьялов/ТАСС
Подобные диверсии предотвращаются почти каждый год. Самыми громкими из этих неудавшихся терактов были планы устроить бойню во время шествия «Бессмертного полка» в Москве в 2016 и 2018 годах и в Санкт-Петербурге в 2017 году. Велика вероятность, что какие-то провокации готовятся и в этом году, а для «разогрева» публику пугают обещаниями взорвать Крымский мост в 10 часов утра 9 мая, одновременно с началом парада Победы в Москве.
При этом в Европе уже более 20 лет постоянно говорят о преступлениях Красной армии на оккупированных территориях, а «люди с прекрасными лицами» внутри страны каждый год используют День Победы для дискредитации подвигов советских людей, возгонки темы «злодеяний» Сталина и продвижения популярной на Западе концепции, согласно которой 9 Мая должно быть не праздником, а днём скорби по всем погибшим. Но всё это даёт обратный эффект.
День Победы стал светской Пасхой
Чем больше светлоликие обвиняют Сталина, тем больше его популярность в российском обществе. Чем громче на Западе призывают скорбеть и каяться, тем чаще им отвечают, что Европе, которая покорилась Гитлеру и сотрудничала с ним, действительно нечего праздновать и есть в чём каяться, а у разгромивших нацизм России и других постсоветских стран, которые не предали своё прошлое, есть все основания считать 9 Мая великим праздником.
Чем интенсивнее были попытки дискредитировать День Победы, тем сильнее был отпор. Неслучайно именно в 2010 году, когда нападки светлоликих на Красную армию, её командиров, Смерш и главнокомандующего достигли апогея, а отдельные священники публично заговорили о том, что бедствия войны были посланы русскому народу в наказание за гонения на Церковь со стороны советской власти, День Победы впервые назвали светской Пасхой.
9 мая 2010 года. Ветеран на военном параде, посвящённом 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне, на Красной площади.Фото: Алексей Филиппов/ТАСС
Народ не согласился с трактовкой, наделившей почти инфернальное зло нацизма правом карать людей за их прегрешения перед Богом, и дал своё объяснение случившегося: сражающиеся против мирового зла становятся воинами света. Именно они, «смертью смерть поправ», добились победы и дали всем остальным надежду на новую жизнь в мире, очищенном, как казалось тогда, от нацистской скверны.
Эти образы, родившиеся и получившие распространение в социальных сетях, отражают отношение значительной части граждан России к нацизму и к победе в Великой Отечественной войне. Но сегодня на ситуацию влияют новые факторы – военная спецоперация на Украине и попытки превратить 9 Мая из дня мира в день военной мобилизации, то есть в день войны.
Спецоперация на Украине – решение проблем, оставшихся с 1945 года
Победа мая 1945 года принесла долгожданный мир, но полностью выкорчевать грибницы нацизма в западных странах, благополучие которых веками базировалось на эксплуатации «неполноценных» народов, так и не удалось. Теперь они дали вполне ожидаемые всходы, и ситуация фактически повторяет начало 40-х годов XX века с той разницей, что Германия вела более самостоятельную политику, чем Украина, на Третий рейх работала только Европа, а киевских нацистов поддерживает и накачивает ресурсами весь западный мир.
Сталина часто упрекают за то, что он допустил «внезапное и вероломное нападение» Германии. В результате вся военная политика СССР – от атомного проекта 40-х до мощного военно-промышленного комплекса 70-х и 80-х годов – была нацелена на то, чтобы не допустить повторения 22 июня 1941 года. Но это не помогло: Союз разрушили другим способом.
Руководство современной России, похоже, учло уроки прошлого и не стало дожидаться агрессии со стороны Украины, которая, если верить утечкам информации, должна была напасть на ДНР и ЛНР в конце февраля или, по другим данным, в начале марта 2022 года, а потом атаковать Россию.
По мнению ряда экспертов, расчёт строился на том, что огромные жертвы в Донбассе и в приграничных регионах России вызовут массовые протесты, которые снесут путинский режим.
Вместо этого плана Москва навязала Киеву и поддерживающей его коалиции прямо противоположный сценарий: военная спецоперация проводится на территории Украины, а её цели – демилитаризация и денацификация – фактически совпадают с задачами, которые решала Красная армия на территории Центральной Европы в 1944–1945 годах. Теперь главное – довести дело до конца, но эта задача не из простых.
Для прочного мира нужна победа
В 30-е годы XX века фашизмом была поражена почти вся Европа. В годы Второй мировой войны весь Запад сотрудничал с Третьим рейхом. После войны все переквалифицировались в антифашистов. Потом главными трендами стали свобода и демократия, затем – толерантность, плавно переходящая в беспринципность и распущенность.
Теперь круг замкнулся: Запад снова объединяется ради совместной травли и ненависти. Это тот же фашизм, а если добавить присущую ему идеологию превосходства – нацизм, но на новом, коллективном уровне.
Не допущенная в круг цивилизованных стран Украина практикует его старую, бандеровскую версию. Туда же, в потерявшую всякие ориентиры Незалежную, цивилизованный мир сливает оружие и своих отморозков, готовых за деньги убивать кого угодно. Это ещё не СС, но и не армия в традиционном смысле этого слова.
Разгромить это сборище непросто. Оно похоже на лернейскую гидру: отрубаешь одну голову – вырастают две новые, а к ним в качестве бонуса – партия «Джавелинов» или «Стингеров».
27 апреля 2022 года. На захваченном российскими военными полевом складе обнаружены образцы противотанковых управляемых ракет и переносных зенитных ракетных комплексов стран НАТО.
В любом случае победа на Украине не гарантирует прочного мира, потому что главные носители идеологии превосходства, ненависти и организованного насилия находятся в хорошо защищённых цивилизованных странах.
За 77 лет, прошедших с 9 мая 1945 года, они накопили уникальный опыт, сбрасывая атомные бомбы на города Японии и радиоактивные – на Ирак и Сербию, сжигая напалмом Вьетнам, свергая правителей и расправляясь с неугодными лидерами, и в довершение всего запустили проект «Русофобия», ставший бледной копией антисемитской политики Третьего рейха.
До газовых камер и нашивок на одежду дело ещё не дошло, но привыкший к безнаказанности Запад уже вошёл во вкус и вдруг столкнулся с сопротивлением России, у которой, в сущности, нет другого выхода, кроме как победить. Потому что её поражение или отступление – это продолжение войны злобных тоталитарных сил против всего не желающего подчиняться их господству, а победа – это мир для всех хотя бы на какое-то время.
Для противодействия новому мировому злу было бы хорошо создать антизападный альянс по аналогии с антифашистской коалицией времён Второй мировой войны, тем более что такие предложения, как ещё в середине 2000-х признался Путин, уже поступали.
Но для начала достаточно двух главных союзников – сильной армии и поддержки народа, который в большинстве своём давно понял суть происходящего. А остальные подтянутся, потому что, как сказал 22 июня 1941 года народный комиссар иностранных дел СССР Вячеслав Молотов, «наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!»