До президентских выборов в Абхазии осталось три недели. В ноябре прошлого года в стране разразился политический кризис, который привёл к отставке главы государства – третьей за 15 лет. Причиной стали протесты оппозиции против подписания официальным Сухумом соглашения с РФ, позволяющего россиянам покупать недвижимость и вести бизнес в республике. Документы не были приняты, досрочные выборы назначены на 15 февраля.
Россия пока не выражает симпатий ни одному из участников гонки. Открытая поддержка ею Рауля Хаджимба во время выборов 2004 года привела к его проигрышу.
Другой вопрос – нужно ли Москве вообще вмешиваться в нынешние выборы, учитывая, что в свете последних событий доверять кому-либо из абхазских политиков едва ли возможно: сегодня они обещают всё, а завтра скажут, что бессильны из-за давления оппозиции.
Несомненно одно – в Кремле пристально следят за происходящим.
Не только Россия
Важное обстоятельство предстоящих выборов: Абхазия является полупризнанным государством (кроме России, её признали Венесуэла, Никарагуа, Науру и Сирия. – Прим. τ), любые действия там государств, считающих республику частью Грузии, сильно затруднены. Страны, которые не признают Абхазию, не могут официально работать и иметь каких-либо представителей на её территории. Тем не менее в республике не первый год в том или ином виде присутствуют некоторые страны, реализующие там свои интересы.
Однако непризнание Абхазии совершенно не мешает работе там американских неправительственных организаций (НПО). Осенью прошлого года Russia Today проанализировала данные портала раскрытия расходов американского правительства и выяснила, что Госдеп США финансирует ряд находящихся на территории республики некоммерческих организаций (НКО).
Серая зона благотворительности
Международная благотворительная организация World Vision Inc. в 2021 году получила 50 тыс. долларов для реализации проекта «Уроки английского для сельской молодёжи в Абхазии» по программе Госдепа США «Содействие для Европы, Евразии и Центральной Азии». Эта же НКО получила ещё 25 тыс. долларов на «поддержку домохозяйств в восстановлении от лесных пожаров в Абхазии». А ранее ей были выделены 199 тыс. долларов на программу «Молодые лидеры за мир и развитие в Абхазии».
Интересно, что данная структура на сайте МИД Абхазии присутствует в списке международных организаций, официально работающих в республике.
Трудно поверить, что данный факт до сих пор не вызвал вопросов у Москвы.
В 2023-м Госдепартамент США выделил более 277 тыс. долларов структуре ООН по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин на проект «Комплексная защита и поддержка пострадавших от кризиса женщин и девочек в восточных районах Абхазии». При этом миссия ООН прекратила свою работу в республике ещё в 2009 году – после признания её Россией.
Для чего в Абхазии находятся американские НПО, можно судить по Молдавии, Украине, Грузии и Армении, где, кстати, работает самое большое количество американских фондов, а премьер-министр является выходцем из структур Сороса. Сомнительно, что все приведённые выше программы реализуются без разрешения местных властей.
Османский след
Ещё большего влияния в Абхазии добилась также не признающая её Турция. С Анкарой у республики давние исторические отношения. После окончания Кавказской войны около полумиллиона (по другим данным, до полутора миллиона) человек уехало с территории Северного Кавказа в Османскую империю. В сегодняшней Турции проживают от 400 до 500 тыс. представителей абхазской диаспоры. С распадом СССР её контакты с исторической родиной участились.
У абхазских властей даже была программа так называемого «ремахаджиринга» – возврата соотечественников. Её необходимость объяснялась тем, что республика потеряла половину своего населения в войне с Грузией.
Турецкие абхазы получили значительные преференции для получения гражданства, открытия бизнеса и приобретение земли.
Анкара этим активно пользуется для своей «мягкой силы». Абхазцы из Турции к России настроены критично, обвиняя её в бедах своих предков.
С самого начала событий ноября прошлого года в Абхазии заговорили о турецком следе в протестах оппозиции. Турки держат руку на пульсе. Не зря на предстоящих президентских выборах за пределами республики будут открыты всего три избирательных участка: два – в России, один – в Турции (ещё раз напомним: которая не признаёт республику).
Англо-турецкий кандидат
В глаза бросается активная поддержка, оказываемая абхазскими (абхазскими ли на самом деле?) телеграм-каналами одному из кандидатов в президенты – Адгуру Ардзинба. Он проиграл Аслану Бжания в 2020 году и все эти годы стремился «отыграться».
По некоторым данным, этот один из самых молодых абхазских политиков является выпускником турецкого образовательного учреждение «Башаран колледж», которое финансировал небезызвестный Фетхулах Гюлен и которое многие называли «центром подготовки будущих агентов влияния Анкары» и «троянским конем пантюркизма». В 2019-м Ардзинба проходил курсы повышения квалификации в Лондонской школе экономики и политических наук. Нет нужды вспоминать о тесных связях Турции и Британии, где внешнюю разведку возглавляет пантюркист, бывший посол в Турции и личный друг Реджепа Эрдогана.
Адгур Ардзинба в 2020 году баллотировался на пост президента Абхазии.Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
Вот примеры нарративов одного из каналов, активно продвигающих Ардзинба:
«Если Турция зайдёт в Абхазию с репатриантами, всё будет классно у Абхазии. Репатрианты – граждане Турции, и ничего грузинам не светит»;
«Ардзинба публично заявлял о желании вступить в Союзное государство, но даже этого им мало. Им нужны тотальные рабы»;
«Ардзинба ведёт себя не как турецкий, а как проамериканский кандидат, цель которого – не власть, а раскол элит».
Недавно Ардзинба стал фигурантом скандала, поводом для которого послужил его «лакшери-отпуск» в Сочи в то время, когда Абхазия погружалась в энергетическую катастрофу.
Но ещё более интересны его соратники, один из которых – Леван Микаа, известный активным продвижением протурецких инициатив, – на днях был лишён российского гражданства на основании действий, создающих угрозу нацбезопасности РФ.
Лишился российского паспорта и ещё один друг Ардзинба – Кан Кварчия, известный своими криминальным флёром. Он спровоцировал стрельбу в абхазском парламенте в декабре прошлого года, восхищался террористом Басаевым и голосовал против соглашений с Россией.