15 февраля в Госдуме должно состояться первое пленарное заседание после трёхнедельного перерыва. Из-за вспышки омикрона нижняя палата в последний зимний месяц сократила количество «пленарок» до трёх вместо положенных девяти. Но даже на единственную неделю заседаний в феврале смогут попасть не все депутаты. Ранее стало известно о госпитализации лидера партии ЛДПР Владимира Жириновского и руководителя фракции КПРФ Геннадия Зюганова. Последний в разговоре с журналистами рассказал, что в Госдуме 300 больных и нет ни одного кабинета, где бы не было заболевших. В понедельник коронавирус обнаружился у лидера «Единой России» Владимира Васильева. Насколько серьёзна ситуация с заболеваемостью в нижней палате парламента, «Октагон» выяснил у самих народных избранников.
После известия о госпитализации с омикроном и серьёзным поражением лёгких главы ЛДПР, сделавшего семь прививок от коронавируса, общественность озаботилась здоровьем других вакцинированных депутатов. По данным спикера Госдумы Вячеслава Володина, в декабре коллективный иммунитет членов нижней палаты парламента достиг 95 процентов. В лидерах оказались партии ЛДПР со 100-процентной защитой и «Единая Россия» с иммунитетом 99 процентов.
Несмотря на, казалось бы, максимальную защиту, ряды депутатов уже в январе стали заметно редеть. 18 января на пленарное заседание явились 404 народных избранника, 20 января – 401, 25 января – 381, а 26 января – уже 376 человек. Доподлинно установить причины отсутствия депутатов на «пленарках» не представляется возможным. До Нового года Вячеслав Володин регулярно озвучивал на заседаниях информацию о количестве заболевших коронавирусом парламентариев, с января эти сводки из повестки исчезли.
На последнем январском заседании было принято решение о сокращении февральских «пленарок» до одной недели и трёх заседаний с 15 по 17 февраля.
С утра в понедельник, 14 февраля, депутаты прошли традиционное ПЦР-тестирование для допуска в зал пленарных заседаний. От его результатов в том числе будет зависеть то, сколько народных избранников окажутся на заседании во вторник.
По мнению первого зампреда комитета по охране здоровья Федота Тумусова, говоря о 300 заболевших в Госдуме, Геннадий Зюганов, скорее всего, имел в виду не непосредственно депутатов, а всех сотрудников, которых в нижней палате парламента около 2 тысяч.
– Точной информации о количестве болеющих депутатов у меня нет, это будет понятно на пленарном заседании. Но не думаю, что среди них много заболевших, кворум на заседании должен быть – всё-таки большинство вакцинировались или перенесли коронавирус ранее, – сказал Тумусов «Октагону».
Зампред комитета по экономической политике Михаил Делягин сообщил, что на сегодняшний день ему известно о трёх парламентариях с положительным тестом на ковид.
«Два человека уже выздоравливают и, скорее всего, смогут присутствовать на заседании во вторник. Один получил положительный тест в воскресенье, но у него нет никаких симптомов».
Михаил Делягин
заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике
На прошлой неделе у депутатов были встречи с избирателями в регионах, многим приходилось сдавать тесты на коронавирус в рамках этих мероприятий. Учитывая то, что тесты нормально не работают, результат может быть каким угодно, независимо от того, болеет человек или нет.
Член комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Альшевских пояснил, что депутаты могут сдать тест на коронавирус как у себя в регионе, так и непосредственно в Госдуме в день, предшествующий заседанию.
– Так как срок действия теста небольшой, многие сдавали мазок утром в понедельник непосредственно в Госдуме. Обычно результаты известны вечером, они приходят каждому на «Госуслуги» и сообщаются во фракцию. Если результат окажется положительным, то доступ в Госдуму депутату будет заблокирован. Мне уже после 7 вечера пришёл отрицательный результат, я здоров. Узнал, что положительный тест у руководителя нашей фракции Владимира Васильева, но подробностей по этому случаю и об общих показателях по всей партии пока нет. За последнюю неделю среди депутатов заболеваемость по сравнению с концом января, по нашим данным, снизилась. За последнее время, пока депутаты работали в регионах, фиксировалось много случаев заболевания у сотрудников аппарата Госдумы, – отметил Альшевских.
Общественный деятель, депутат Госдумы VII созыва Вячеслав Лысаков рассказал изданию, что во время его работы в нижней палате парламента были проблемы с ПЦР-тестированием:
«Когда я работал в Госдуме, то обращал внимание, что тестируют только депутатов. Анализы у помощников не берут, поэтому тестирование теряет смысл. Рядовые депутаты сидят в небольших кабинетах площадью 15–20 метров с одним или даже двумя помощниками буквально нос к носу».
Вячеслав Лысаков
общественный деятель, депутат Госдумы VII созыва
– Какой смысл брать ПЦР-тест у депутата, если он потом окажется в одной комнате с помощником, который на работу ехал на нескольких видах транспорта и не прошёл проверку, не очень понятно. Сами по себе мазки обычно берут во временно оборудованных комнатках на первом этаже, хотя в здании есть медпункт. Сначала просят подождать 15 минут, очевидно, на случай, если по какой-то причине придётся взять повторный анализ, потом отпускают домой. Результаты становятся известны во второй половине дня, – сообщил он.
По словам Лысакова, во время подъёма заболеваемости всем депутатам в возрасте 60 – 65 плюс предлагалось присутствовать на заседаниях дистанционно из дома или из своего кабинета.
– Валентине Терешковой и Владимиру Ресину Вячеслав Володин в некоторых случаях даже настоятельно рекомендовал не посещать зал заседаний. В связи с этим не всегда можно точно понять, кто отсутствует на заседании по болезни, а кто просто временно соблюдает удалённый режим. Возможности дистанционно голосовать на заседаниях у депутатов нет, но если какой-то вопрос для тебя особенно важен, всегда можно письменно сообщить о своём мнении, – пояснил общественник.