Перед выборами пенсионерам пособили, силовиков и курсантов поддержали. Не забыты, как говорят, и госслужащие, получающие предвыборные премии. А вот про единовременные социальные выплаты рабочему классу как движущей политической силе ничего не слышно. Но это лишь на первый взгляд, потому что свежее постановление Правительства, расширяющее список наиболее востребованных экономикой профессий, тоже является серьёзным стимулом для человека труда.
В «золотой» перечень добавлено 55 специальностей, многие из которых самые что ни на есть рабочие, а не офисные. Это означает не только правительственные стипендии молодежи, успешно осваивающей наиболее нужные стране профессии, но и повышенное внимание к специалистам в сфере строительства, робототехники, логистики, медицины, сельского хозяйства, туризма и обслуживания. Такая декларация власти о приоритетах на рынке труда – верный знак того, что целому ряду отраслей точно не грозит безработица, наоборот, уровень зарплаты будет расти. Раздача «рыбы» рабочему классу на фоне заявленных на Восточном экономическом форуме мегапроектов развития выглядела бы опцией неестественной и натянутой. А вот модернизация имеющихся удилищ с обеспечением трудящихся масс дополнительными удочками - это наиболее рациональный шаг Правительства, свидетельствующий о том, что в России всё только начинается.
То же подтверждает и решение государства потратить 1,5 трлн рублей из Фонда национального благосостояния на финансирование инфраструктурных проектов, то есть на перезапуск экономики.
Чем больше инвестиций в отрасли, тем ощутимее движение вверх и тем значительнее понимание снизу того, что власть, пусть и постепенно, но разворачивается лицом к насущным запросам страны и её рабочего класса.
В широком понимании к такой прослойке населения относится абсолютное большинство трудоспособного населения с мозолями на руках, не отождествляющее себя с разнокалиберным начальством и кабинетным планктоном. Это тот ядерный электорат, который должен или, как прежде, поддержать власть в сентябрьском политическом проекте, или угрюмо опустить глаза, выражая молчаливое сомнение в проводимом курсе и всех посулах. Конечно, у рабочего класса скопилось множество вопросов и претензий к власти – от падения доходов до повышения пенсионного возраста, от невыполненных планов по созданию миллионов новых рабочих мест и до отсутствия понимания будущего, образ которого сегодня больше тревожит, чем притягивает и вселяет надежды.
Стабильность в понимании рабочего класса заключается в том, чтобы зарплата позволяла трудящемуся не быть бедным, чтобы можно было смотреть в завтрашний день без опасения быть сокращённым по причине оптимизации или банкротства предприятия, чтобы крепла уверенность, что поколение детей окажется востребованным экономикой и обладателям дипломов не придётся, как отцам в лихие 90-е, приторговывать на вещевых рынках. По сути, весь нынешний проект с парламентскими выборами – вопрос о продлении доверия системе, когда власть вполне осознаёт прежние недоработки и упущения, предлагая экстренные меры и выкладывая свои аргументы в пользу того, чтобы рабочий избиратель согласился ещё раз довериться руководящей линии, а не пошёл вразнос и на поводу у скептиков и оппозиции.
В тех непростых обстоятельствах со всем грузом прошлых и новых проблем, в которых оказалась сейчас выстроенная конструкция госуправления и внутренней политики, уже недостаточно просто в очередной раз заявиться с масштабными и перспективными проектами и выделить единоразовую матпомощь отдельным категориям населения.
В нынешней обстановке, когда терпение у людей на исходе, а трудностей не становится меньше, важно объяснить стране, как выживать и выкарабкиваться из сложных ситуаций здесь и сейчас, подготовить подробную инструкцию действий на тот период, который начнётся после выборов, чтобы избиратель точно знал, что хуже не будет, а зависимость жизни от превратностей текущего момента постепенно сменится опорой на чёткие и понятные всем антикризисные планы.
В этом смысле целенаправленные попытки Правительства во главе с премьером Михаилом Мишустиным разгрести прежние завалы в региональной экономической политике, навести порядок в системе управления и отчётности представляются делом важным и первостепенным, но ещё недостаточным для того, чтобы экономический механизм, пусть и со скрипом, но заработал бы так, как того давно ожидает страна. На фоне пережитого кризиса, всё ещё не отступающей пандемии и других не закончившихся испытаний наступила такая историческая фаза, когда основное место в повестке должен занимать вопрос незамедлительного обустройства державы через адресное внимание к каждому её гражданину.
Проблема «удочек» для населения, которое готово трудиться на себя и на рост валового внутреннего продукта при наличии снасти и прозрачных правил, становится политической, то есть такой, от которой теперь зависит не только дальнейшая поддержка электоратом власти, но и то, каким путём будут развиваться скрытые внутренние процессы, влияющие на состояние фундаментальных основ системы. Ведущий политический класс в России, конечно, меньше всего хотел бы потрясений и смуты, но вместе с тем этот класс уже прошёл хорошую школу, поэтому взамен на готовность и дальше быть опорой государства формирует запрос на изменение тех условий, в которых ему приходится исполнять свою миссию.