По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сальдированная прибыль крупных российских компаний уменьшилась вдвое, до 4,3 трлн рублей; каждая третья из них сегодня убыточная. Учитывая то, что темпы восстановления мировой экономики явно будут иметь длительный характер, тенденция к спаду продолжится, считают опрошенные «Октагоном» эксперты.
Свежий отчёт статистического ведомства «О финансовых результатах деятельности организаций в первом полугодии 2020 года» показал, что в первом и втором кварталах текущего года просели почти все отрасли экономики. В частности, результат компаний, занятых добычей угля, – 10,7 млрд рублей, что составляет лишь 10,9 процента от показателей аналогичного периода прошлого года.
На обрабатывающих производствах снижение составило 47 процентов, на треть сократилось сальдо в сферах транспортировки и хранения – до 184 млрд рублей, и почти на столько же снизился показатель в сферах оптовой и розничной торговли и ремонта автотранспорта (служба объединяет в отчёте данные отрасли) – до 484,5 млрд рублей. 35,3 тыс. компаний в период пандемии COVID-19 получили прибыль в размере 7 трлн рублей, а 19,3 тыс. – убыток в 2,7 трлн рублей. Росстат в документе не учитывает положение субъектов малого предпринимательства, кредитные организации, госучреждения, некредитные финорганизации.
В целом сальдо прибылей и убытков в сфере добычи полезных ископаемых снизилось почти вдвое, до 1,2 трлн рублей.
За первые шесть месяцев 2019 года сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) крупных компаний составил 8 трлн рублей. Показатель в последние годы только рос, прибавляя каждое полугодие в среднем 20 процентов. Теперь ситуация иная.
– Главный фактор, повлиявший на финансовые показатели крупных компаний в первом полугодии, – режим нерабочих дней, резко изменивший реалии макроэкономической жизни в стране. В условиях пандемии интенсивность ежедневного перемещения граждан сократилась чуть ли не на 90 процентов – люди перестали ездить на работу и обратно. Неудивительно, что резко снизилась потребность в транспортировках, – прокомментировала ситуацию управляющий партнёр консалтинговой компании TopLine Наталья Ненашева.
Эксперт заметила, что постоянное пребывание на рабочем месте обеспечивает стабильное потребление – обеды в столовых и кафе, закупки в магазинах поблизости. Когда люди вместо этого сидят дома, а торговые точки закрыты – потребность в транспортировке стремится к нулю.
Одновременно с этим в отчёте Росстата указано на улучшение финансовых результатов в секторах сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства. Суммарно отрасли показали рост на 29 процентов по сравнению с первым полугодием 2019 года – до 190 млрд рублей.
Всего в РФ за первые шесть месяцев 2020 года 78,5 процента организаций из секторов АПК продемонстрировали прибыль, что выше среднего значения по стране – 64,7 процента.
Опрошенные «Октагоном» эксперты считают, что отрасль сельского хозяйства в текущем году может стать фаворитом по темпам роста: сказывается повышенная потребность в продукции АПК на внутреннем рынке и ажиотажный спрос на внешнем из-за опасений возникновения дефицита в ряде государств.
Самоизоляция неизбежно вызвала рост потребления продуктов домохозяйствами.
– Причём нерабочие дни, подарив соотечественникам больше свободного времени, спровоцировали их желание разнообразить ежедневный рацион. Освободились как средства семейного бюджета, которые ранее тратились на обеды, так и время для экспериментов. Граждане пробуют блюда из рыбы, повышая продажи продукции в отрасли, – заключает Ненашева.
По мнению экспертов, главным драйвером в сфере отечественного АПК был рост отложенного спроса, поэтому в целом результат по текущему году будет на уровне +10 процентов к показателям 2019 года.
Эксперты считают, что отрасль сельского хозяйства в текущем году может стать фаворитом по темпам роста.Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
Спрос на внутреннем рынке ограничен падением доходов россиян. Ранее Росстат фиксировал уменьшение реальных располагаемых денежных доходов населения в первом полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 3,7 процента, сокращение объёма платных услуг населению на 19,9 процента и рост потребительских цен на 2,8 процента.
Наиболее серьёзной проблемой, которую признал и президент РФ Владимир Путин, становится безработица – в первые шесть месяцев по сравнению с аналогичным периодом 2019 года она увеличилась на 12,6 процента. В июне 2020 года в статусе безработного находились 4,6 млн россиян, официально зарегистрированы 2,8 млн человек (по сравнению с июнем 2019 года отмечен рост в 3,7 раза).
Потери крупных компаний связаны с эффектом пандемии, соглашается исполнительный директор «Инвестиционно-аграрного фонда» Марина Строгая.
«Добывающий сектор просел, так как на фоне карантинных ограничений по всему миру сократился спрос на российское сырьё (нефть, газ, уголь, руда и т. д.)».
Марина Строгая
исполнительный директор «Инвестиционно-аграрного фонда»
– Кроме того, снизились и цены: средняя цена барреля нефти по сравнению с прошлым годом потеряла более 50 процентов, стоимость природного газа из РФ по долговременным контрактам просела в 2,5 раза по сравнению с ценой конца 2019 года, – рассказала эксперт.
По её словам, обрабатывающие производства в пандемию ощутили удар сразу с двух сторон – снизилось потребление на внешнем и внутреннем рынке. А хорошие показатели сектора сельского хозяйства – следствие повышенного спроса на продукцию российского АПК за рубежом: иностранные государства, опасаясь дефицита продовольствия, нарастили закупки зерна, растительного масла, мяса и другой продукции, одновременно с этим выросли и цены.
Финансовый директор финтех-маркетплейса VR_Bank Роман Ромашевский подчеркнул, что сокращение доходной части P&L (profit & loss report) у крупнейших компаний страны произошло по причине падения экспорта, снижения цен на энергоносители на мировых рынках, а также за счёт ослабления внутреннего спроса в период ограничений.
Падение затратной части P&L всегда запаздывает на 3–4 месяца – пока принимаются программы по сокращению персонала, выплачиваются выходные пособия, оптимизируются другие затраты. А свёртывание инвестиционных программ краткосрочно позитивно повлияет на P&L только к декабрю: снизятся процентные платежи по кредитам, а в следующем году будет меньше амортизации.
– Данные операторов фискальных данных и Росстата показывают быстрое восстановление внутреннего спроса во всех секторах. Дешевеющий рубль поддержит экспортёров. Программы по оптимизации затрат заработают в полную силу осенью. Как минимум эти три фактора остановят сальдированную прибыль от дальнейшего падения, а возможно, и позволят сократить отставание от 2019 года по итогам года в целом, – рассказал «Октагону» Ромашевский.