Пандемия коронавируса сделала фармацевтику зоной особого внимания. Проблемы системы маркировки лекарств привели к совершенно неуместному в такое горячее время дефициту некоторых препаратов. Зато потребители скоро получат дополнительные возможности от участников рынка. Создаваемая Сбербанком система торговли лекарственными формами обещает невиданные доселе горизонты для электронной коммерции. Главное – в погоне за прибылью не забыть об интересах пациентов.
Сбербанк и группа компаний «Р-Фарм» объявили о подписании соглашения о покупке 90 процентов акций компании «Еаптека» и инвестициях в её развитие. Каждый участник сделки получит по 45 процентов, оставшиеся 10 процентов останутся у нынешнего владельца и гендиректора «Еаптеки» Антона Буздалина. После закрытия сделки, которое ожидается в четвёртом квартале текущего года (требуется одобрение ФАС), компания будет осуществлять деятельность под брендом «Сбер Еаптека». С учётом розничных тенденций – ухода продаж в онлайн, о чём писал «Октагон», – речь идёт о появлении игрока, способного всерьёз повлиять на ландшафт фармацевтического рынка.
За девять месяцев 2020 года рост продаж от года к году через сайт «Еаптеки» составил 146 процентов, а через приложение – 158 процентов, говорится в сообщении Сбербанка. Это соответствует тенденции на рынке.
По данным агентства Data Insight, лекарственная онлайн-розница в 2019 году выросла вдвое. Годовой оборот «Еаптеки» за прошлый год превысил 5,7 млрд рублей.
Около 4 миллионов активных пользователей в месяц имеют возможность заказать свыше 70 тысяч позиций безрецептурных лекарств и товаров для здоровья, что на данный момент является рекордом в РФ. Тем не менее препятствий со стороны антимонопольной службы быть не должно.
– «Еаптека» не монополист даже онлайн-рынка. В нашем рейтинге она сейчас вторая после «Аптека.ру» и значительно отстаёт от неё, – отметил директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. Однако планы покупателей актива весьма амбициозны – в ГК «Р-Фарм» заявили о намерении стать лидером онлайн-продаж лекарств в ближайшие 4–5 лет.
Подвинься, лидер
Очевидно, что «Еаптека» вырастет. Но насколько серьёзно? Эксперты указывают на разницу между бизнес-моделями «Еаптеки» и её главного конкурента.
«Не думаю, что “Еаптека” сможет сразиться за лидерство с “Аптека.ру”. Потому что у “Аптека.ру” значительно больше точек выдачи заказов, лучше цены и выше посещаемость. Конечно, “Еаптека” будет стараться “Аптека.ру” догнать, но мне кажется, что не сможет».
Максим Ржезников
директор по электронной коммерции ГК АСНА
В онлайн-сегменте много игроков, но почти все они представляют интересы бизнес-структур. Крупнейшая «Аптека.ру» является представителем компании «Катрен», напомнил Николай Беспалов. Многие игроки – интернет-представительства крупных сетей аптек вроде «Риглы» или «Столички». Без основного бизнеса они нежизнеспособны. Поэтому вряд ли на рынке последуют новые сделки подобного же рода. А «Еаптека» уникальна тем, что не обременена таким бизнесом и может существовать автономно.
Новость о возможном взрывном развитии «Еаптеки» появилась одновременно с информацией об отказе X5 Retail Group запускать фармацевтический маркетплейс. Предполагалось, что заказы можно будет забирать в аптечных пунктах на территории магазинов ретейлера. Причины заморозки проекта не разглашаются, но это не первая попытка компании заняться лекарствами. Ранее сеть хотела встроить аптеки в существующие магазины, но возникла проблема конвертации трафика супермаркетов в трафик аптек – выйти на безубыточность не получилось.
X5 Retail Group уже не один раз пыталась запустить фармацевтический маркетплейс. Пока попытки не увенчались успехом.
Новый этап бизнеса «Еаптеки» пришёлся не на лучший период. В стране возник искусственный дефицит лекарств, включая противовирусные препараты. Всему виной «сырая» система маркировки, вопреки здравому смыслу запущенная весной – с началом пандемии коронавируса. Вопрос дошёл до Владимира Путина. Участники рынка надеются на мораторий, но от проблем с маркировкой страдают все игроки в равной степени, отмечает Максим Ржезников. Соучастие Сбербанка в бизнесе «Еаптеки» не способно преодолеть последствий низкой компетенции чиновников.
«Сбер Еаптека»
Компания Германа Грефа начала инвестировать в здравоохранение в 2017 году. Существующий сервис «СберЗдоровье» объединяет телемедицинские консультации, запись к врачу, а также реализацию продуктов по сопровождению лечения и поддержке здоровья. Появление в этом ряду современной цифровой аптеки в Сбербанке считают логичным шагом, предполагается, что «СберЗдоровье» прирастёт другими сервисами экосистемы («СберЛогистика», «СберПрайм»), что даст синергический эффект.
Греф настроен амбициозно. «Здоровье – главная ценность для любого человека, и задача “СберЗдоровья” – создать возможности для профилактики, поддержки здоровья и качественного лечения в случае необходимости. В “Еаптеке” работает большой штат высококвалифицированных фармацевтов, и у компании есть все необходимые компетенции, чтобы при нашей совместной поддержке стать лидером рынка», – заявил он о перспективе сделки с «Еаптекой».
Принадлежащий Сбербанку картографический сервис «2ГИС» зафиксировал увеличение количества звонков россиян в аптеки в среднем на 70 процентов, а в городах-миллионниках – в разы. Люди пытаются запастись препаратами в связи с пандемией и осенним сезоном простуд. Доставкой, судя по всему, займётся «СберЛогистика», которая намерена войти по итогам года в тройку лидеров отрасли. В октябре (с опережением графика) её курьерские сети заработали в 82 регионах России. Таким образом, к массовой онлайн-реализации лекарств населению почти всё готово.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов называет происходящее «попыткой залезть и хапнуть кусочки, которые на каком-то этапе станут рентабельным бизнесом».
«Событие шумное, но не с точки зрения интернет-торговли: не привносится никаких новых идей, технологий. Поменялся владелец, но и это бывает часто. Не факт, что у нового владельца хорошие возможности для развития. Вряд ли зелёная галочка Сбера даст ему какое-то преимущество».
Александр Иванов
президент Национальной ассоциации дистанционной торговли
Новое партнёрство интересно тем, что Сбербанк – серьёзная структура с точки зрения административных возможностей. Есть мнение, что вопрос урегулирования обращения препаратов онлайн будет активно продвигаться этой структурой и системные изменения будут происходить на отраслевом уровне. Появляется заинтересованный игрок, лоббист, который будет двигать изменения в отрасли в целом, что упростит задачу для всех остальных, надеется Николай Беспалов.
На крючке у Грефа
Сейчас существует ряд законодательных препон, которые ограничивают доставку рецептурных препаратов, и это серьёзно сдерживает развитие электронных сервисов, отмечают участники рынка. Потребитель не разбирается в нюансах, не знает, отпускается ли препарат по рецепту или нет. Он хочет получить за вменяемые деньги и в удобное время препарат, который рекомендовал врач. Для разрешения этой проблемы одного Сбера мало. Нужно сформировать целый пласт сервисов на базе государства – например, систему электронных рецептов.
Герман Греф: «В “Еаптеке” работает большой штат высококвалифицированных фармацевтов, и у компании есть все необходимые компетенции, чтобы при нашей совместной поддержке стать лидером рынка».
Всероссийский союз пациентов направил в Правительство РФ обращение с просьбой упростить требования к аптечным сетям, желающим заниматься дистанционной торговлей лекарствами. Речь идёт, в частности, о рецептурных препаратах, за исключением наркотических и сильнодействующих. Совладелец «Еаптеки» Антон Буздалин поддерживает этот шаг, рассчитывая, что в случае легализации онлайн-продажи рецептурных лекарств их доля достигнет 50 процентов, как сейчас в офлайне.
– Лекарства должны делиться не на рецептурные и безрецептурные, а на назначаемые врачом и не назначаемые, – считает президент «Лиги защиты пациентов» (ЛЗП) Александр Саверский. – Назначение происходит на основании стандартов лечения, клинических рекомендаций. А если назначается что-то, не входящее в клинические рекомендации, то нужно решение врачебной комиссии. И если врач назначил, лекарство должно быть обеспечено, и бесплатно.
По мнению эксперта, медицину нужно изъять из сферы бизнеса. А в результате создания систем, аналогичных «Сбер Еаптека», пациенты получат лоббиста против государственной системы бесплатной медпомощи и бесплатных лекарств.
– Это противоречит тенденции на огосударствление медицины, которую поддерживают даже чиновники внутри системы, – продолжает Саверский. – Мы настаиваем, чтобы лекарства были бесплатны, а тут приходит Сбер и создаёт сервис, который обеспечит пациентов за их деньги. Конечно, не все лекарства будут бесплатны. Тогда какой рынок остаётся Сберу? То, что не назначается врачом: БАД, препараты, которые не являются жизненно необходимыми, часть так называемых «фуфломицинов».
Саверскому также не нравится, что в одних руках – Сбера – будут сосредоточены персональные данные о финансовом благополучии человека и состоянии его здоровья. Это позволит очень сильно манипулировать кошельком. Потому что зная, чем человек болеет и сколько у него денег, очень просто с помощью контекстной рекламы сделать ему предложение потратить эти деньги. Хотя это можно считать не только минусом, но и плюсом. При регистрации в сервисах «Еаптеки» будет доступно использование Сбер ID, что повысит лояльность клиентов.
Опасения эксперта не беспочвенны. Недавно стало известно, что Сбербанк намерен зарабатывать, продавая заинтересованному бизнесу собранную им с помощью сервиса «2ГИС» информацию о местонахождении и тратах россиян. Тем более что аналогичная информация может быть использована в работе на фармацевтическом рынке.