Российский ретейл спасёт «цифра»

Российский ретейл спасёт «цифра»

Экономика 19 октября 2020 Сергей Аксёнов

В России начинается вторая волна коронавируса. Правительство не хочет закрывать экономику, но некоторые ограничения неизбежны. Среди пострадавших отраслей опять может оказаться розница, показатели падения которой во время первой волны были почти апокалиптическими. Выход состоит в смене форматов торговли, самый перспективный из которых – онлайн-продажи. Уменьшение издержек поможет компенсировать потери от неминуемого снижения доходов населения.

Магазины розничной торговли и общепит продолжают работать при условии соблюдения предписаний Роспотребнадзора. Они останутся открытыми, если «не будет дальше нарастать большое количество заболеваний», заявил глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Тем временем за последние сутки в России зафиксировано рекордное число случаев (свыше 15 тысяч) заражения коронавирусом. В отрасли готовятся к худшему.

Возможный ущерб розничной торговле от второй волны пандемии можно представить, исходя из итогов прошлого карантинного сезона. По состоянию на середину июля 2020 года торговых точек стало меньше на 62 процента, чем в начале пандемии в марте, заявил на ПЛАС-форуме Online & Offline Retail 2020 председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. К осени, после снятия ограничений, эта цифра стала ниже.

Очевидно, изменение количества торговых точек не в полной мере отражает динамику отрасли, важнее розничный товарооборот. Максимальный показатель его падения – на 23,4 процента – был зафиксирован в апреле 2020 года, на пике ограничительных мер.

В августе по продуктовому ретейлу отмечалось падение на 4,1 процента, по непродуктовому – на 1,2 процента, а в целом во всей сфере торговли – на 2,7 процента, рассказал «Октагону» директор по внешним связям АКОРТ Илья Власенко. Тенденция, скорее всего, продолжится.

Главный враг ретейла – падение доходов населения, оно усилилось в 2020 году из-за пандемии. По данным Росстата, во втором квартале доходы снизились на восемь процентов – это рекордный показатель за последние 20 лет. Затем произошло некоторое восстановление, но прогноз на год неутешителен – минус пять процентов.

Серьёзным препятствием стали самоизоляция и карантинные меры. Ограничение передвижения и масочный режим сделали невозможным совершение спонтанных покупок в розницу, а плановые были отложены до лучших времён. При этом расходы самой отрасли на выполнение санитарно-гигиенических рекомендаций, по информации АКОРТ, весной превышали 5 млрд рублей в месяц. И всё равно многие магазины штрафовали, закрывали, в том числе по требованию Роспотребнадзора.

– Не следует грести весь ретейл под одну гребёнку, – говорит независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов.

«Формат гипермаркета стал умирать задолго до коронавируса. А сейчас продолжает, но более интенсивно, потому что шопинг выходного дня уже никого не интересует. Формат магазина у дома – успешный и продолжает развиваться. Несмотря на пандемию, открываются новые магазины, потому что людям удобно в тапочках спуститься и купить необходимое».

Александр Анфиногенов | независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов
независимый эксперт FMCG-рынка

По словам эксперта, сектор FMSG (товары повседневного спроса) сейчас пребывает в лучшем состоянии. Проседают же такие направления, как «фешен», рынок DIY (товары для ремонта), бытовая техника и электроника, косметика.

Спасение утопающих

В предчувствии второй волны коронавируса и связанных с ней убытков торговая отрасль пытается повлиять на государство с целью сделать меры безопасности более дружественными для бизнеса. Речь идёт о новом регламенте, позволяющем не закрывать точки с непродовольственными товарами и вводить ограничения не по площади, а по плотности потока посетителей (до 10–15 квадратных метров на человека). Персонал готов носить маски, следить за покупателями, разделять потоки клиентов.

Позиция Роспотребнадзора – необходимо оставить методические рекомендации, сформулированные службой во время первой волны. Ответственность за снятие ограничений возлагается на местные власти. В Минпромторге сложилось особое мнение: там боятся передавить. Формулировка АКОРТ похожа на ультиматум: «...Незамедлительное снятие действующих ограничений работы непродовольственной розницы в регионах». Вопрос пока дебатируется.

«Розница – это бизнес, который развивается без оглядки на государство и без помощи государства. Разве что сместят на время уплату налогов. Это помощь, но непринципиальная».

Андрей Карпов | председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов
председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ретейла

– Розница приспосабливается к условиям. Если денег мало, потребителю предложат самый дешёвый товар, пусть и низкого качества. На рынке просто не будет большого разнообразия. Появятся деньги – предложат новые товары. Ландшафт розницы меняется, но это нестрашно, – продолжает Карпов.

Ретейл оживится сам, когда у людей станет больше денег, считает эксперт. Помощь отрасли могло бы оказать государство через поддержку людей с низким доходом посредством введения для них «фудстемпов» – продовольственных карточек. Реализация этой меры приведёт к повышению потребительского спроса на 319 млрд рублей в год, подсчитали в АКОРТ.

Покупательский спрос упал, но потребители стали всё чаще делать выбор в пользу более качественных продуктов. Сетям приходится подтягивать ассортимент под новые тенденции.Покупательский спрос упал, но потребители стали всё чаще делать выбор в пользу более качественных продуктов. Сетям приходится подтягивать ассортимент под новые тенденции.Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Покупательская способность снизилась, но, как показывает практика успешных сетей, потребитель делает выбор в пользу качественных товаров, а не суррогатов – так называемых продуктов безопасного качества, с заменителями тех или иных ингредиентов и прочей химией. Закупка таких товаров позволяла магазинам снизить издержки. Теперь сетям приходится менять свою политику.

В то же время сократить расходы помогут новые механизмы взаимодействия арендаторов с арендодателями: они могут появиться после первой волны. Обе стороны, не имея опыта, втянулись в долгие переговоры: одни несли убытки из-за падения спроса на товары, другие не хотели терять арендные платежи. В результате пострадали все – в третьем квартале пустует до половины площадей в торговых центрах Москвы. Есть о чём задуматься.

Благословенная «цифра»

В чём сходятся абсолютно все эксперты, так это в перспективности онлайн-торговли. Люди привыкают к дистанционным покупкам: это удобно, цены часто ниже, не надо таскать тяжести, и времени на шопинг тратится меньше. Все серьёзные игроки в своём стратегическом развитии так или иначе вынуждены будут вводить онлайн-продажи.

Е-commerce (электронная коммерция) появилась давно, а в связи с пандемией стала просто более востребованной, пояснил «Октагону» президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. Многие за время изоляции попробовали эту услугу, приобрели навыки, опыт, в основном положительный. Во время карантина e-commerce выручала. После снятия ограничений люди вернулись в магазины, но дистанционный формат по-прежнему развивается.

Сейчас многие компании поняли, что если ты не продаёшь в Сети, тебя не существует. Поэтому все ищут способы представить свой товар. Некоторые элементы онлайн-торговли развились в самостоятельные отрасли – например, логистика «последней мили»: раньше была только «Почта России», а сейчас появилась масса новых успешных компаний. Развился «фулфилмент» – комплекс операций по сопровождению товара клиента с момента его оформления (заказа, покупки) до выдачи, отрасль финансовых платежей через интернет.

Переход покупателей в онлайн мотивировал развитие «фулфилмента» – комплекса операций по сопровождению товара клиента с момента заказа до выдачи.Переход покупателей в онлайн мотивировал развитие «фулфилмента» – комплекса операций по сопровождению товара клиента с момента заказа до выдачи.Фото: Александр Щербак/ТАСС

По оценке НАДТ, до пандемии доля e-commerce в российской рознице составляла 4–4,2 процента. Сейчас она достигает 7–10 процентов, в то время как в США, Китае, странах Европы уровень электронной торговли вырос на 15–20 процентов. В перспективе, пусть и неблизкой, формат онлайн-продаж в России может стать доминирующим, заняв более половины всей сферы розничной торговли.

– У нас нет лояльности к какой-то одной сети, – объясняет механизм популярности маркетплейсов Александр Анфиногенов. – Человек покупает, где ему удобно: где парковка, офис, акция идёт. Примерно 82–85 процентов сетевых покупателей – женщины. Они искушённые, стараются экономить, используют минусы, неумение сетей работать с ассортиментом, когда акции идут постоянно, и выгадывают, покупая [по ценам] ниже рынка разный продукт в разных местах. Это отличается от европейской практики. Поэтому сети, предлагая для онлайн-продажи только свой ассортимент, проиграют. А выиграют агрегаторы, собирающие ассортимент со всех сетей.

Развитие e-commerce не означает, что офлайн-ретейлу пришёл конец: часто магазин у дома оказывается удобнее. Туда, например, заходят за хлебом по пути с работы.

Будет развиваться омниканальный ретейл, позволяющий перед выходом из офиса заказать в один клик продукты на сайте и по дороге домой забрать свой заказ в магазине.

– В этом смысле интересно наблюдать за противостоянием американских гигантов Walmart и Amazon. Оно иллюстрирует тренд на гибридные форматы и глобальную борьбу онлайна с офлайном. Один из опросов показал, что Walmart, который предлагает как самовывоз, так и доставку, всё-таки чаще предпочитают новые онлайн-покупатели продуктов. Но Amazon не сдаётся, а развивает продажи продуктов питания. Сначала они приобрели Whole Foods, затем внедрили службу доставки Amazon Fresh, – говорит СЕО компании Scallium Андрей Павленко.

Американские гиганты демонстрируют тренд именно на гибридные форматы. Чтобы выжить, и российским ретейлерам придётся стать более гибкими.Американские гиганты демонстрируют тренд именно на гибридные форматы. Чтобы выжить, и российским ретейлерам придётся стать более гибкими.Фото: ETIENNE LAURENT/EPA/TASS

Чтобы выжить, торговый бизнес должен быть гибким. Крупнейшие российские ретейлеры, особенно те, которые на слуху, продемонстрировали это качество с самого начала карантина, отмечает Павленко. Кто-то в считанные дни запустил собственную экспресс-доставку. Кто-то создал целые ИТ-системы и платформы для работы с поставщиками. Но большинство действительно сократило инвестиции, направленные на открытие новых торговых точек. Вместо этого средства выделяются на онлайн-сервисы и «дарксторы» (склады для хранения товаров и обработки интернет-заказов).

В России сейчас идёт этап «прощупывания» новых форматов, и все игроки рано или поздно придут к своей определённой модели. Будет ли это чистая e-commerce, гибридный формат или магазин у дома – покажет время. Но то, что сфера в корне изменится, – это точно, резюмирует эксперт.