Рынки ждут решения ОПЕК+

Рынки ждут решения ОПЕК+

Экономика 03 марта 2021 Евлалия Самедова

Нефтяной рынок несколько недель ждёт министерской встречи ОПЕК+, которая 4 марта состоится в столице Австрии. Днём ранее пройдёт заседание совместного министерского мониторингового комитета альянса. Цены на нефть, достигнув пика 24 февраля, начали падать, реагируя на слухи о том, что ОПЕК+ может смягчить квоты на добычу, что означает рост предложения нефти на мировом рынке. Какие сценарии возможны и что было бы наиболее выгодно для России, выяснял «Октагон».

Ценовые виражи и фундаментальный фактор

Динамика цен на нефть с середины осени прошлого года начала внушать значительный оптимизм. Если 30 октября баррель нефти Brent стоил 38 долларов, то 24 февраля он превысил отметку 67 долларов, тем самым установив рекорд более чем за год. И это притом что в апреле 2020 года цена на нефть опускалась до минимальных с 2001 года значений – 19,93 доллара за баррель.

Специфика происходящего на нефтяном рынке в последние годы заключается в том, что если раньше на поведение игроков главным образом оказывал влияние спекулятивный фактор (новости о погодных аномалиях, взрывах на нефтепромыслах, политической нестабильности в добывающих странах), то теперь доминирующим стал фактор фундаментальный, то есть закон спроса и предложения.

Главной причиной обвала нефтяных цен в апреле стало падение мирового спроса на нефть в связи с эпидемией коронавируса. Ситуация постепенно выправилась из-за сокращения предложения благодаря соглашениям, достигнутым в ходе встреч ОПЕК+. Отсюда же и начавшееся с 1 марта снижение цен – игроки ожидают, что картель позволит своим участникам нарастить добычу.

Внутренний конфликт ОПЕК+

В совокупности на долю стран – участниц ОПЕК+ приходится около 55 процентов мировых поставок нефти. Имея такой вес, манипулировать предложением, казалось бы, несложно, однако стройность линии рушат несовпадающие интересы участников картеля, в первую очередь его лидеров – России и Саудовской Аравии.

У саудитов внутри страны остаётся всего около одной пятой от общего объёма добываемой нефти, поэтому от сокращения добычи её экспорт страдает меньше.У саудитов внутри страны остаётся всего около одной пятой от общего объёма добываемой нефти, поэтому от сокращения добычи её экспорт страдает меньше.Фото: Amr Nabil/AP/TASS

Если для поддержания экономики первой важен не только уровень цен на нефть, но и объёмы экспорта (а значит, и уровень добычи), то для второй в приоритете высокая стоимость нефти. Причина в том, что в России доля внутреннего потребления значительно выше, чем в Саудовской Аравии, а значит, чтобы больше отправлять на экспортные рынки, ей необходимо больше добывать. У саудитов внутри страны остаётся всего около одной пятой от общего объёма добываемой нефти. Соответственно, от сокращения добычи её экспорт страдает меньше.

Антирекорды

В марте 2020 года, защищая свои интересы и не желая дополнительно сокращать добычу, Россия была вынуждена выйти из соглашения. Однако уже в апреле сотрудничество возобновилось на гораздо более жёстких условиях (сокращение производства на 2,5 млн баррелей в сутки). С августа квоты начали постепенно увеличивать, и с 2021 года ОПЕК+ разрешила нарастить добычу на полмиллиона баррелей в сутки, что дало России возможность увеличить добычу с января на 125 тыс. баррелей в сутки. В январе альянс снова пересмотрел норму добычи на февраль и март и позволил России увеличить её на 65 тыс. баррелей в сутки. Однако, как показывают последние официальные данные, легче от этого не стало.

Всего за 2020 год, по сведениям Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК), добыча в России сократилась на 8,6 процента по сравнению с 2019 годом (512,7 млн тонн), что стало минимумом за последние девять лет.

Доля нефтегазовых доходов снизилась с 39 до 28 процентов. Среднесуточная добыча составила в прошлом году около 10,27 млн баррелей. Несмотря на разрешение нарастить добычу в первые месяцы 2021 года, показатели ежесуточной добычи оказались ниже среднегодовых прошлого года – 10,1 млн баррелей (данные ЦДУ ТЭК).

Чего ожидать от 4 марта

Эксперты ожидают продолжения тактики ОПЕК+ на увеличение добычи в 2021 году. «Мы полагаем, что ОПЕК+ может согласовать повышение добычи на 2,5 млн баррелей в сутки во втором квартале 2021 года», – пишет аналитик Sberbank CIB Михаил Шейбе в своём ежедневном прогнозе, не исключая даже того, что уже во втором полугодии 2021 года «спрос будет существенно превышать предложение». 

Вопрос заключается в том, насколько сильно упадут цены на нефть в случае роста добычи. В отличие от ряда стран ОПЕК+, включая Россию, Саудовская Аравия взяла на себя обязательство добровольно сократить добычу нефти в феврале-марте сверх официально оговорённой квоты примерно на 1 млн баррелей в сутки. Пока это поддерживало котировки, однако, если с апреля к наращивающим производство странам примкнёт и Саудовская Аравия, чаша весов снова может качнуться в сторону дефицита спроса. То есть может получиться так, что Россия обретёт техническую возможность продавать больше, но цены будут ниже, а конкуренция на внешнем рынке – сильнее. По этой причине, как говорит независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, для нашей страны оптимальным решением было бы продление ОПЕК+ ещё на полгода сокращения добычи нефти для всех участников, за исключением России.

«Тогда мировые цены на нефть могли бы подняться на уровень 70–75 долларов за баррель, что вполне комфортно как для бюджета России, нуждающегося в дополнительных доходах, так и для отечественных нефтяных компаний с точки зрения реализации их программ и проектов. Да и для всех игроков глобального углеводородного рынка они были бы приемлемы».

Леонид Хазанов | независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов
независимый промышленный эксперт

Однако такой сценарий, скорее всего, является утопическим. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что наиболее вероятным исходом встречи 4 марта станет решение плавно поднимать добычу – на те же 500 тыс. баррелей в сутки, о которых была договорённость ещё в декабре; к тому же Саудовская Аравия освободится от взятых на себя обязательств по сокращению.

– Спрос ещё не стабилизировался. Вакцинация идёт, но в ряде стран началась третья волна пандемии. Резко увеличивать предложение пока смысла нет. Россия заинтересована в увеличении добычи, и её устроит любая цена на нефть выше цены отсечения (43,3 доллара за баррель) – и с точки зрения балансировки бюджета, и с точки зрения бизнеса нефтяных компаний, потому что чем выше цена на нефть, тем выше для них НДПИ, – отмечает Пикин.

Официально в Москве не говорят о своих ожиданиях в связи с предстоящей встречей стран – участниц ОПЕК+. Как заявил журналистам во вторник, 2 марта, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «рынок нефти и нефтепродуктов любит тишину».