- Налоговые кабинеты превратились в комнаты ужасов
- Три новых способа выявления нелегальных доходов
- Законы-2022: электронные больничные, повышение налогов и обновлённые выплаты на детей
Россияне недовольны работой налоговых инспекций в регионах. Одним гражданам после закрытия ИП продолжают начислять пени, другие сетуют на некорректно выставляемые суммы, третьи указывают на некомпетентность сотрудников низшего звена. В то же время Федеральная налоговая служба (ФНС) сегодня без преувеличения является флагманом цифровизации: многие технологические новинки апробируются именно на базе этого ведомства. И тем колоссальнее кажется разница между позиционированием службы и оценкой её работы населением.
Житель Москвы Олег (имя по просьбе собеседника изменено) рассказал «Октагону», что год назад прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, однако до сих пор сотрудники ИФНС № 31 не оставляют мужчину в покое.
– С интервалом в три-четыре дня мне приходят пени: то на 5 рублей, то на 10, то на 17. Сначала я их сразу же уплачивал, но это не помогло. Перестал – новые пени приходят, старые исчезают. Всё это похоже на вредительство анонимного искусственного интеллекта, который пытается выслужиться перед российским бюджетом. Биться с налоговой из-за копеек нет ни времени, ни желания, – пояснил мужчина.
В инспекции корреспонденту издания не смогли прокомментировать ситуацию. Между тем подобные истории действительно стали массовыми. Некоторые списывают проблему на технические ошибки, другие же уверены, что, собирая по копейке, налоговики в итоге получают дополнительно немалые средства.
В схожей ситуации оказался и бывший работник одного из региональных управлений ФНС: мужчине неверно начислили налог, и он решил разобраться, где кроется ошибка. В ходе проверки он обнаружил, что в уведомлении с требованием уплатить налог указан не его ИНН. Оказалось, номер принадлежит полному тёзке налогоплательщика.
– Я приехал к руководителю своей инспекции, рассказал о проблеме. Она вызвала сотрудницу, которая формировала моё дело. Женщина повела себя странно: сразу стала эмоционально высказывать мне претензии – дескать, таких, как я, к ней десятки. Но когда увидела допущенную ошибку, сразу сбавила обороты, – рассказал собеседник «Октагона».
Тонкость момента в том, что бывший налоговик мог прийти в кабинет начальника районной службы, а рядовые граждане в такой ситуации чаще всего беспомощны.
– Люди не обладают ни финансовой грамотностью, ни возможностями за себя постоять: так и уплачивают пени, штрафы, неверно исчисленные налоги. Я-то, например, знаю, что у меня есть право обратиться в прокуратуру по поводу ошибки налоговой. Собственно, бывшим коллегам я об этом и сказал, намекнув, что не стану причинять им профессиональный вред, ведь прокуратура занимается налоговой серьёзно. Но если граждане осознают свои права, они просто завалят прокуратуру и суды исками к ФНС, – отметил мужчина.
Собеседник издания признал также, что в ФНС образовался серьёзный разрыв между высококвалифицированным топ-менеджментом и низовым звеном.
Опрошенные «Октагоном» эксперты утверждают: за короткое время налоговой службе удалось стать в хорошем смысле продвинутым ведомством. Цифровизация стартовала в ФНС при Михаиле Мишустине, когда тот руководил организацией. Его преемник Даниил Егоров сумел продолжить начатое: в конце прошлого года ФНС была названа лидером по внедрению искусственного интеллекта.
По мнению основателя адвокатского бюро «Законовед» Григория Сарбаева, руководству организации сегодня необходимо решить проблему кадрового дисбаланса. Юрист отметил, что любая система, тем более такая сложная, как начисление налогов, не застрахована от ошибок.
– Однако систему характеризует реакция на них [ошибки], то есть возможность при помощи той же цифровизации каждому налогоплательщику восстановить справедливость. А вот с этим у нас явные проблемы: подчас на запросы инспекции не отвечают сутками, пообщаться с чиновником лично практически невозможно, и за всё это никто не несёт никакой ответственности, – подчеркнул Сарбаев.
Во время подготовки материала корреспондентам «Октагона» удалось найти немало граждан, которые жаловались на постоянную борьбу с налоговой службой в регионах.
Одна история связана с тем, что мужчине из года в год некорректно начисляется транспортный налог. Он регулярно обжалует это, районная инспекция приносит свои извинения, а спустя год всё повторяется.
Сразу несколько историй связаны с ликвидацией ИП. Например, жительница Ульяновской области рассказала, что после закрытия ИП ей через полгода пришли пени, хотя она всегда уплачивала налоги вовремя.
– Доходит до смешного: стала разбираться, а налоговики даже сами не смогли объяснить, откуда взялись пени, только пожали плечами, – рассказала женщина.
Причём пени могут приходить уже после истечения срока требования (три года).
Екатерина, проживающая в Екатеринбурге, тоже причисляет себя к «жертвам налоговой». Девушка рассказала, что закрыла ИП в 2019 году:
– Если бы у меня были долги по налогам, то мне бы ИП не позволили закрыть. Однако потом началась эта канитель: раз в полгода на госуслугах вдруг стали появляться постановления от пристава, который выставлял тысячу рублей. Все попытки дозвониться не увенчались успехом, но и тратить время на каждодневные походы тоже не стала.
В итоге история длится уже три года, за это время Екатерина отдала около 6 тыс. рублей – деньги автоматически списываются с её банковской карты.
Сотрудница одной из региональных налоговых инспекций пояснила «Октагону», что основной массив ошибок связан с тем, что в случае закрытия ИП страховые взносы начисляются не в целом за год, а пропорционально дням.
«На сайте налоговой службы есть калькулятор, на котором можно посчитать, сколько нужно заплатить, чтобы закрыть ИП без долгов. Но и этот калькулятор подчас выдаёт неверную сумму, а в дальнейшем на недоплату начисляют пени. Именно поэтому, чтобы не попасть на пени, лучше платить страховые взносы чуть-чуть с запасом».
Сотрудник ИФНС
Сопредседатель экспертного совета аналитического агентства «Национальный Эксперт» Сергей Журавский считает, что сегодня для ФНС дело чести навести порядок на нижних этажах ведомства.
– Иначе получается диссонанс: в целом налоговая служба стала технологически развитой, ей удалось внедрить ряд удобных сервисов. Однако в самом низу система сбоит, возможно, отчасти в пользу этого работает разгильдяйство на местах или некомпетентность сотрудников. Как бы то ни было, но это поправимо, и задача руководства ФНС превратить ведомство в эталонную структуру, – заключил эксперт.
Редакция направила в пресс-службу ФНС запрос с просьбой прокомментировать ситуацию, но ответа пока не получила.