На фоне продолжающейся пандемии коронавируса в России ужесточат правила работы предприятий сферы дезинфекции. Услуги по обеззараживанию помещений смогут оказывать только компании с соответствующей лицензией. Это может привести к монополизации рынка госорганизациями и дополнительной финансовой нагрузке на всю сферу услуг, для которой цены на дезинфекцию вырастут в среднем на 15 процентов.
15 октября завершился этап публичных обсуждений поправок к закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», которые разработал Роспотребнадзор по поручению Правительства РФ. В соответствии с документом предлагается добавить в перечень лицензируемых «деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ».
Поводом к этому послужил произошедший в середине сентября случай смертельного отравления арбузами из столичного «Магнита». По мнению следователей, причиной гибели женщины и её внучки стал этиленгликоль, который содержится в составе некоторых дезинфицирующих средств. Проверка Роспотребнадзора показала, что он осел и на других ягодах в супермаркете. Сотруднику частной компании «Областной центр дезинфекции», который проводил дезобработку в магазине, предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкших по неосторожности смерть человека).
– Никаких ограничительных документов для ведения дезинфекционной деятельности нет. Если посмотреть на рекрутинговых сайтах, то сейчас различными, в том числе непрофильными организациями вовсю ведётся набор дезинфекторов – без медлицензий, без опыта, без какого-либо образования. И это обоснованно вызывает опасения по поводу качества и безопасности услуг, – прокомментировал «Октагону» главный редактор веб-журнала InfoClean Роман Чернец.
Сотрудник «Областного центра дезинфекции» Антон Котов (справа) в зале Пресненского районного суда. Обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлёкших по неосторожности смерть человека.Фото: пресс-служба Пресненского районного суда Москвы
Фактически заниматься дезинфекционной деятельностью сейчас могут все желающие, однако в основной массе услуги по дезинфекции предоставляют организации и ИП с основным кодом ОКВЭД, входящим в группу 81.2 («Деятельность по чистке и уборке»). Специализированные дезкомпании, включая ИП, работают по коду 81.29.1 – «Дезинфекция, дезинсекция, дератизация зданий, промышленного оборудования». Таких, по данным общероссийского реестра компаний индустрии чистоты «Клинеры.рф», насчитывается около 3 тыс. Всего же действующих юрлиц и частных предпринимателей в сфере уборки по состоянию на 30 сентября 2021 года 33 593.
Вопрос лицензирования дезинфекционной деятельности порождает межведомственные и судебные споры на протяжении последних 15 лет. Минздрав, Минэкономразвития и ФАС России всё это время выступают против, в отличие от Роспотребнадзора, который настаивает на регулировании рынка.
Камнем преткновения служило то, что дезинфекция, дезинсекция и дератизация по закону относились к категории «Медицинская деятельность», которая требует обязательного лицензирования. На основании этого в 2018 году Верховный суд вынес решение об обязательности медлицензии. Однако сразу после Минздрав в письме указал, что при осуществлении дезинфекции, дезинсекции и дератизации вне рамок оказания медпомощи лицензия не требуется.
Для того чтобы поставить точку в прениях, Правительство РФ в июне этого года исключило дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию из перечня работ, подлежащих лицензированию в составе медицинской деятельности. Таким образом власти подготовили почву для дальнейшего неоспоримого законодательного закрепления лицензирования дезобработки.
Без прибыли, но с рекордными зарплатами
Решение властей ввести лицензирование компаний именно сейчас объясняется происходящим на рынке дезинфекции в последние два года. Во время пандемии он почти не пострадал: клининговые компании потеряли на основных услугах, но выжили за счёт заказов на дезобработку. А число фирм, специализирующихся на дезинфекции, выросло: среди юрлиц появилось 268 новых против 253 ушедших с рынка, среди ИП – 635 новых против 446 ликвидированных.
По данным портала «Клинеры.рф», в 2019 году выручка всех юрлиц, зарегистрированных с кодом ОКВЭД 81.29.1, составила 11 млрд рублей, прибыль – 1,3 млрд рублей. В 2020-м выручка достигла 18,1 млрд рублей, прибыль – 3,29 млрд рублей.
В структуре рынка основную часть юрлиц составляют коммерческие предприятия. Их насчитывается 2 тыс., в то время как государственных компаний всего 40 – 2 процента от общего числа. При этом на государственные приходится 20 процентов от общей выручки организаций за 2020 год, подсчитал портал «Клинеры.рф». После введения лицензирования доля рынка, которую занимают госкомпании, может резко увеличиться.
Государственные предприятия в сфере дезинфекции по большей части входят в состав региональных подразделений Роспотребнадзора либо Россельхознадзора. В первой пятёрке по объёмам выручки за 2020 год оказались ФКП РФО (Москва) – 2,8 млрд рублей, ФГУП «Дезинфекция» (Сыктывкар) – 140 млн рублей, ФГУП «Краевой центр дезинфекции» (Барнаул) – 55 млн рублей, ФГУП «Центр дезинфекции» (Липецк) – 38,5 млн рублей и ФГУП «Центр дезинфекции в Тверской области» – 27,1 млн рублей. Прозрачность и эффективность деятельности трёх из них вызывают сомнения.
Например, прибыль сыктывкарского ФГУП «Дезинфекция» за 2020 год составила всего 12 процентов от выручки, а управленческие расходы – 30 процентов. При этом, по информации на сайте «Декларатор.org», доход бессменного директора предприятия Игоря Корабельникова за прошлый год вырос на 43 процента – до 9,9 млн рублей. Это почти на 2 млн рублей больше, чем доход скандально известного главы Республики Коми Владимира Уйбы, который в 2020 году заработал 8,1 млн рублей.
Прибыль центров дезинфекции Липецкой и Тверской областей в 2020 году составила ещё меньше – 1,5–1,6 процента от выручки. На управленческие расходы в липецкой компании потратили 38 процентов от выручки, а в тверской – 77 процентов. По сравнению с московским ФКП РФО, самым доходным госпредприятием в сфере дезинфекции, разница колоссальная. Прибыль столичной госкомпании в прошлом году достигла 30 процентов от выручки, при этом на управленческие расходы ушло лишь 9 процентов средств.
Среди государственных дезинфекторов лидером по выручке за 2020 год является московское предприятие.Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Среди частных предприятий выделяется чеченское ООО НПО «Эко-Дез». По объёму выручки за 2020 год (1,24 млрд рублей) оно занимает первое место на российском коммерческом рынке дезинфекционных услуг. Прибыль его при этом составила лишь 1 процент от выручки, другие бухгалтерские показатели в открытых источниках не указаны. Возглавляет компанию Арби Бадруддинович Витаев. По данным из поисковых систем, некто Халид с той же фамилией и отчеством ранее работал на дезинфекционной станции филиала Роспотребнадзора в Грозном.
Механизмы получения лицензии на дезинфекционную деятельность пока не известны. Роспотребнадзор планирует их прописать в подзаконных актах во второй половине следующего года. Но можно предположить, что лицензиаром выступит само ведомство – оно на протяжении последних лет выдавало соответствующие медицинские лицензии. В этом случае высок риск того, что пострадают частные компании, а в выигрыше останутся государственные и аффилированные с чиновниками предприятия. Погоня за прибылью может обернуться монополизацией рынка и выдавливанием небольших фирм, что в дальнейшем приведёт к росту цен и отразится на всех смежных отраслях.
Рост цен вновь затронет сферу услуг
Ранее для того чтобы получить лицензию, необходимо было соответствовать санитарным нормам для медицинских организаций. В них входили требования к помещениям, включая их площадь и высоту потолков, комнатам для персонала, дезинфекционной камере, системам водоснабжения, канализации, отопления, освещения, оборудованию и многое другое. Кроме того, работники должны были иметь профильное медицинское образование по направлению «дезинфектология», а также документ о пройденной допподготовке или сертификат по специальности «дезинфектор».
Сбор документов требовал тщательной подготовки, и зачастую предприятиям было проще обратиться к специализированным юристам. Стоимость их услуг в среднем составляет 100 тыс. рублей, ещё 7,5 тыс. рублей – госпошлина.
В случае если требования к лицензиатам останутся такими же, как и для получения лицензии на дезинфекционную деятельность в рамках медицинских услуг, проблемы возникнут у малых предприятий и крупных сетевых компаний.
– Так как сегодня все работы по уборке помещений и транспорта производятся параллельно с профилактической дезинфекцией, клининговым компаниям вскоре придётся задумываться о получении лицензии на свои услуги. Позволить её себе небольшие фирмочки не смогут, и им придётся привлекать специализированных субподрядчиков. Более серьёзные организации вполне способны осилить инвестиции в лицензирование: им проще найти или переоборудовать помещения, изыскать средства на подготовку документов и обучение персонала, а также нанять при необходимости врача-дезинфектолога. А вот крупнейших игроков, продающих свои услуги по всей стране в рамках одного контракта, вероятно, ждут серьёзные вложения в данное направление. В каждом регионе им придётся открывать и содержать полноценный филиал, чтобы получить лицензию. По финансам и срокам это весьма затратно, а контракты на клининг у нас пока в массе своей годовые, – считает Роман Чернец.
Повышение финансовой нагрузки неизбежно отразится на финальной стоимости услуг для заказчиков. По мнению Романа Чернеца, рост цен для клиентов небольших и средних организаций может составить 10–15 процентов. В себестоимость договоров с крупными сетевыми заказчиками, скорее всего, будет входить и окупаемость дезлицензии за год.
«Оценить, насколько вырастет итоговая цена таких контрактов, в настоящее время просто невозможно. Но копейками тут явно обойтись не получится».
Роман Чернец
главный редактор веб-журнала InfoClean
По признанию представителей сферы услуг, с начала пандемии расходы на дезинфекционные мероприятия выросли в несколько раз. При этом, пока не ввели обязательное лицензирование, некоторые сферы бизнеса, в первую очередь общепит, обходятся силами собственных сотрудников. Клининговые компании цены на свои услуги уже повысили, и теперь предприниматели ожидают нового роста.
– У нас расходы выросли в три раза за счёт закупки антисептиков, перчаток и обработки. Дезинфекцию ежедневную мы проводим силами своих сотрудников, к сторонним организациям по обработке не обращаемся. С начала пандемии первый удар пришёлся на них и продолжается до сих пор. Те клининговые компании, которые ещё остались на рынке, повысили стоимость услуг на 10–20 процентов, чтобы как-то компенсировать свои расходы, – рассказал «Октагону» уральский ресторатор Валентин Кузякин.
Расходы на обработку помещений также повысились и у торговых центров. В зависимости от размеров и проходимости ТЦ затраты выросли «как минимально, так и существенно, могут доходить до миллиона рублей», заявил изданию президент Российского совета торговых центров Дмитрий Москаленко.
– Пока оценить, насколько значителен будет удар от нововведения Роспотребнадзора, сложно. Скорее всего, рост будет, однако в нашем понимании не фатальный, – добавил он.
Многие организации проводят дезинфекцию своими силами, без привлечения клининговых компаний, которые уже подняли цены на услуги с начала пандемии.Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Более негативный прогноз дают кинотеатры. В пресс-службе сети «КАРО» «Октагону» рассказали, что стоимость услуг клининга в период пандемии значительно увеличилась, и это связано как с новым объёмом работ, так и с дополнительной проблемой набора персонала.
– Для кинотеатров разработана отдельная рекомендация от Роспотребнадзора, которая обязывает нас обрабатывать каждые два часа контактные поверхности дезинфицирующим средством, обеззараживать воздух и делать многое другое. Принятие новых стандартов обязательно скажется на стоимости, что повлечёт дополнительную и нежелательную финансовую нагрузку для кинотеатров, которые до сих пор на пути восстановления после локдауна, – прокомментировали в пресс-службе сети кинотеатров «КАРО».
В настоящий момент законопроект Роспотребнадзора переведён на этап подготовки заключения оценки регулирующего воздействия. Далее он будет внесён на рассмотрение в Правительство РФ. В случае принятия законопроекта поправки вступят в силу 1 марта 2022 года, а ещё через полгода должны появиться требования к лицензиатам.