Оператор проекта «Сахалин-2» попросил своих покупателей оплачивать сжиженный природный газ (СПГ) через российский банк. Соответствующие уведомления, по информации СМИ, были направлены клиентам в прошлом месяце. Эксперты указывают на то, что фактически это означает переход на ту же систему, по которой сейчас оплачивается российский трубопроводный газ. Зачем это нужно и согласятся ли покупатели?
Главным покупателем сжиженного газа «Сахалина-2» является Япония – в страну поставляется около 60 процентов СПГ (примерно 7 млн тонн), производимого в рамках проекта. Этот объём покрывает около 8 процентов потребностей Японии в сжиженном газе. Для государства это критичное количество. По этой причине японские компании решили сохранить своё участие в проекте после того, как в конце июня президент РФ Владимир Путин подписал указ о переводе «Сахалин Энерджи» под российскую юрисдикцию. Mitsui в проекте принадлежали 12,5 процента, Mitsubishi – 10 процентов.
2 августа российское Правительство постановило, что новым оператором «Сахалина-2» вместо «Сахалин Энерджи» будет «Сахалинская Энергия», в которой контрольный пакет принадлежит «Газпром Сахалин холдинг», оставшаяся доля – пока самой «Сахалинской Энергии». В Японии немедленно отреагировали на эту новость. «Позиция на продолжение сохранения наших интересов не менялась», – заявил министр экономики, торговли и промышленности страны Коити Хагиуда.
Решение остаться далось японской стороне непросто. Ранее Хагиуда признавал, что в Японии есть много сторонников выхода из проекта. Однако, по его словам, «в этом случае получится, что мы уступаем долю третьим странам, а Россия получит гигантскую прибыль».
Глава Tokyo Gas Такаси Утида подчёркивал, что выход Японии из проекта чреват сбоями в поставках, а быстрой альтернативы российскому СПГ нет.
Вероятно, теперь, после того, как оператор уведомил клиентов о необходимости переходить на расчёт через российский банк (об этом со ссылкой на свои источники сообщал Bloomberg), Японии ничего не останется, кроме как согласиться и с этим требованием.
– Для японцев это жизненно важный проект, поэтому они на всё согласны. Если будет надо, перейдут и на схему расчёта в российском банке, – полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Название банка пока не раскрывается, однако эксперты предполагают, что с высокой долей вероятности это будет Газпромбанк. При этом, как отмечает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, в итоге, скорее всего, будет использована та же схема, что и в отношении трубопроводных поставок.
– Если вы открываете счета в российском банке, вам ничего не мешает открыть два: на один будет отправляться сумма в валюте, на второй – уже рублёвый – эта же сумма будет конвертироваться, – говорит он.
Впрочем, формально о переводе на рубли речи не идёт. Как говорится в сообщении Bloomberg, условия контрактов в части валюты расчёта, объёмов поставок, цен и пунктов назначения доставки останутся без изменений. В «Сахалин Энерджи» (пока на сайте оператора название компании не изменилось) на прямой вопрос о возможном переводе расчётов в рубли «Октагону» не ответили.
Рассуждая о том, в чём смысл перевода покупателей в российский банк, специалисты отмечают, что, помимо того, что это логичное продолжение перерегистрации оператора в российской юрисдикции, ключевая задача такого решения – обеспечить себя гарантией получения средств.
– По действовавшим контрактам в расчётах могло быть задействовано два банка, и ни один из них не мог находиться в российской юрисдикции. Чтобы не вводить партнёров во искушение, и нужна эта мера, – поясняет Александр Фролов.
«После того как были заморожены сотни миллиардов долларов российских золотовалютных резервов, руководство страны столкнулось с необходимостью ускорить введение мер, которые повысят финансовую безопасность операций».
Александр Фролов
заместитель генерального директора Института национальной энергетики
К тому же, как уточняет источник «Октагона» в отрасли, «Газпрому» как главному акционеру проекта доллары сейчас не нужны, поскольку «американцы могут в любой момент арестовать долларовые счета». Единственным негативным последствием перевода клиентов «Сахалина-2» в российский банк, по мнению экспертов, может стать задержка поставок. Ни на курсе рубля, ни на бюджетных доходах она не отразится.
Идея распространения схемы «газ за рубли» на СПГ-сегмент не нова, однако наблюдатели рынка уверены, что, если в конечном итоге она будет использоваться в проекте «Сахалин-2», он станет в этом смысле уникальным. Другой российский экспортёр СПГ – компания «Новатэк» (проекты «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2») – на такой шаг точно не пойдёт и уже однажды комментировала этот вопрос, указывая на то, что никаких директив сверху на этот счёт пока не поступало.
Между тем ранее замглавы департамента «Газпрома» Кирилл Полоус, выступая в Госдуме, высказывался в пользу координации экспорта трубопроводного газа и сжиженного природного газа во избежание валютной конкуренции между ними. По его словам, «разработка и внедрение данного механизма приобретает всё более важное стратегическое значение для страны, и сейчас как никогда такой механизм необходимо вводить». Чуть позже глава Минфина Антон Силуанов в интервью «Ведомостям», отвечая на вопрос о своём отношении к предложению «Газпрома» продавать СПГ за рубли, заявил: «Всячески поддерживаем».
И всё же эксперты уверены в том, что на «Новатэк» эта инициатива распространена не будет.
– У «Газпрома» всегда есть за спиной государство и внутренний рынок, у «Новатэка» железобетонных гарантий сбыта нет. По этой причине государство едва ли будет принуждать его к переходу на новую схему. Подобные ультимативные условия можно диктовать только там, где твой товар жизненно необходим и от него точно не могут отказаться, как это было с трубопроводным газом для Европы, – уверен Сергей Пикин.