В рамках реформы ЖКХ по регионам России пошла волна проверок концессионных соглашений. Оказалось, что многие из них являются фейковыми, по реальным срываются сроки и показатели эффективности деятельности. Эксперты сходятся во мнении, что для наведения порядка на рынке действующих правил игры недостаточно – требуется усилить контроль и ввести жёсткие законодательные ограничения.
Развитая коммунальная инфраструктура появилась в России в 50-х годах прошлого века. Она регулярно модернизировалась, пока в 90-х не оказалась фактически заброшенной. К 2010 году во многих регионах изношенность инфраструктуры достигла 70–80процентов. Основным инструментом для решения этой проблемы была избрана концессия. В 2014 году вступили в силу изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях», где был сделан акцент на привлечение в отрасль ЖКХ частного инвестиционного капитала.
С этого момента число заключаемых концессионных соглашений начало быстро расти. Согласно отчёту Минстроя РФ, к марту 2021 года их количество достигло 2,5 тыс., а общий объём инвестиций составил 504 млрд рублей.
Выяснить число действующих на сегодняшний день концессий тяжело. Несмотря на поручение Владимира Путина, до сих пор не создан единый реестр таких соглашений. Информация о них размещается в основном на сайтах муниципальных органов власти, рассказала «Октагону» депутат Госдумы Светлана Разворотнева.
В последнее время к проблемам концессий приковано пристальное внимание прокуратуры и Счётной палаты РФ. По словам руководителя аналитического центра «Акценты» Антона Чаблина, проверки концессий в регионах начались после выступления генпрокурора Игоря Краснова в Госдуме в ноябре прошлого года, но проходят они разрозненно – поэтому на данный момент единой статистики по контрольным мероприятиям нет.
В конце марта Счётная палата Ямала-Ненецкого автономного округа отчиталась об итогах проверки исполнения концессионных соглашений в сфере ЖКХ в регионе. В частности, выяснилось, что концессионеры не соблюдают «сроки создания и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры» за счёт своих инвестиций.
«В результате за указанный период не созданы и не модернизированы (реконструированы) 22 объекта коммунальной инфраструктуры, а также не достигнуты отдельные показатели деятельности концессионера (показатели энергетической эффективности, качества, надёжности и бесперебойности, эффективности использования ресурсов)», – говорится в отчёте счётной палаты.
Аудиторы подчеркнули, что местные власти не контролируют должным образом исполнение концессионных соглашений. Письма с предложениями по устранению нарушений палата направила в адрес департамента тарифной политики, энергетики и ЖКХ ЯНАО, муниципальных властей.
Месяцем ранее о такой же проверке отчиталась Счётная палата Свердловской области. По данным министерства энергетики и ЖКХ региона, на начало 2022 года в области действовало 49 концессионных соглашений в коммунальной сфере, 27 из которых – в теплоснабжении.
В период с 2018 по 2020 год 12 соглашений были прекращены. Как говорится в отчёте, основными причинами стало невыполнение обязательств концессионерами и решения судов о признании соглашений незаключёнными.
За этот период из областного и муниципальных бюджетов на концессии в ЖКХ было выделено 652,7 млн рублей.
Подробности нарушений по действующим соглашениям свердловская счётная палата не раскрывает, но указывает, что материалы проверок направлены в муниципалитеты, заксобрание, губернатору области и в региональную прокуратуру.
Одними из крупных концессионеров на Ямале и в Свердловской области являются предприятия, подконтрольные бизнесменам Алексею Боброву и Артёму Бикову.
В Новосибирской области действуют свыше 40 концессий в сфере ЖКХ, проверку которых завершили месяц назад. Прокуратура выявила десятки нарушений, с которыми связано большое количество коммунальных аварий в сибирской столице. В ближайшее время ведомство намерено разобраться, как тратятся средства, положенные концессионерам по соглашениям.
Две концессии на реконструкцию объектов теплоснабжения мэрия Новосибирска заключила с Сибирской генерирующей компанией (СГК) в конце 2017 года. Предполагалось, что при инвестициях в 655 млн рублей СГК проведёт работу на 71 километре теплосетей и ТЭЦ. Мэрия должна была передать монополисту имущество на время для ремонта, однако через два года компания отменила договорённости. СГК не исполнила обязательства и вложила намного меньше средств, чем предполагалось концессией, за что оказалась должна городу 240 млн рублей. Позже компания выплатила городу порядка 300 млн рублей – на эти средства мэрия города ведёт сейчас ремонт муниципальных теплосетей.
В январе 2022 года мэрия Новосибирска начала обсуждать с СГК новую концессию, предусматривающую переход на метод «альтернативной котельной». Тарифы при использовании этого метода высчитывает инвестор, а верхнюю планку тарифа определяет департамент по тарифам региона. Сумму высчитывают сразу на 10 лет. Это значит, что ведомства больше не смогут повлиять на сумму в квитанциях.
В Новосибирске сборы с населения будут ежегодно повышаться на индекс инфляции плюс 2,9 процента.
При этом некоторым новосибирцам уже стали приходить квитанции с суммой, выросшей в два-три раза. В СГК «Октагону» объяснили, что это ежегодная корректировка, которая основывается на объёме потреблённой горожанами тепловой энергии. Компанией заинтересовалась ФАС, направившая предприятию запрос для выяснения причин роста платежей.
В 2016 году между министерством ЖКХ и энергетики Новосибирской области и региональным оператором ООО «Экология-Новосибирск» было заключено соглашение о строительстве двух мусоросортировочных комплексов с полигонами, но через несколько лет строительство заморозили. Как отмечает зампредседателя комитета по строительству, ЖКХ и тарифам новосибирского заксобрания Вадим Агеенко, концессия до сих пор не расторгнута и в своём замороженном состоянии блокирует приток инвестиций и развитие отрасли.
– Сегодня у компании тариф – 420 рублей за кубометр. На следующий год она просит поднять цены на 190 процентов. Регоператор не хочет отдавать деньги местным перевозчикам и подал на банкротство, уже введена процедура наблюдения. Сейчас он активно расторгает контракты с ТСЖ в одностороннем порядке, – говорит собеседник.
Мусорный оператор делает ход банкротством
Региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) «Экология-Новосибирск» объявил о намерении подать заявление о самобанкротстве. В компании такой шаг объясняют желанием обеспечить «финансовую устойчивость» и стабильную работу по вывозу мусора в регионе. Эксперты же считают, что таким образом организация пытается избежать исполнения обязательств перед подрядчиками, а именно выплаты кредитов почти на 1 млрд рублей. Проблема в том, что, если «Экология-Новосибирск» станет банкротом, деньги всё равно придётся отдавать, но уже из областного бюджета.
Перейти к материалу
В Хабаровском крае действуют 38 концессионных соглашений в сфере ЖКХ и обращения с ТКО. В 2021-м контрольно-счётная палата (КСП) региона проверяла деятельность концессионеров в 2017–2020 годах.
Несмотря на то что на 1 декабря 2021 года основные условия концессионного соглашения «Реконструкция системы теплоснабжения посёлка Чегдомын» были выполнены, концессионер на год отстал по срокам ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения.
Палата выявила ряд нарушений со стороны концессионера и концедента (министерства ЖКХ края), которые привели к росту тарифов на услуги ЖКХ для населения на 19,7 процента.
«При наличии полномочий существующие инструменты их реализации не позволили министерству ЖКХ существенно влиять на ход реконструкции в части устранения концессионером отставания в сроках и своевременного ввода в эксплуатацию объекта», – указывают в ведомстве.
По итогам проверки, проведённой КСП, было подготовлено письмо в адрес губернатора Хабаровского края. Тариф на тепловую энергию скорректировали, исключив амортизацию.
Проблемы концессий в сфере ЖКХ – результат отсутствия должного контроля за привлечением частного капитала, считают эксперты. Самые сложные случаи, говорит Светлана Разворотнева, – это проекты в сфере водоснабжения и водоотведения с низкими тарифами. Также проблемы с реализацией концессий наблюдаются в малых городах и сельской местности.
– Были периоды, когда регионам давали разнарядки о переводе МУПов и ГУПов, договоров аренды в концессионные соглашения. Результатом стало появление большого количества фейковых концессий, когда сами хозяйствующие субъекты вкладывали собственные (а не заёмные) деньги и это объявлялось частными инвестициями, – рассказала Светлана Разворотнева.
Зачастую органы местного самоуправления заключали договоры, по которым концессионеры эксплуатировали сети или коммунальные объекты многие годы, при этом все вложения оставляли на потом.
По словам депутата, «сплошь и рядом не выполнялись обязательства по инвестициям, за этим никто не следил». В результате «предприниматели» снимали прибыль с объектов, построенных за бюджетные деньги, доводили их до ручки и разрывали соглашения.
По мнению эксперта в сфере ЖКХ Сергея Крекова, одна из основных проблем – непрозрачность сферы заключения концессий: конкурсные процедуры происходят в закрытом формате, итоги исполнения обязательств концессионерами официально не публикуются.
– Действующую систему концессионных соглашений в ЖКХ правильно называть «Приватизацией 2.0». Инвестору передаётся уже созданная инфраструктура коммунальных сетей, водоподготовки, водоочистки – активы, ресурсы и мощности, которые генерируют в том числе и доход. На вопрос, почему мы передаём бесплатно созданную инфраструктуру, нам говорят, что она убыточная. И мы якобы в ноги должны поклониться этим бизнесменам, которые отказались от всех благ и возможности зарабатывать деньги, – рассказал «Октагону» собеседник.
По словам Сергея Крекова, обязательства концессионеров можно назвать фиктивными, так как за их неисполнение никаких серьёзных санкций не следует. Поэтому нередко возникают криминальные схемы, когда концессионеры получают средства от работы коммунального предприятия, выводят их по левым договорам, а затем заводят обратно под видом инвестиций. Многие из них – фирмы-однодневки.
Кроме того, концессионеры оказывают влияние на тарифы ЖКХ, что приводит к росту платежей по квитанциям.
– Повышение тарифов, предусмотренное постановлением Правительства РФ, составляет в среднем 4 процента. В случае, когда действует концессионное соглашение, у концессионера есть право повышать тарифы опережающими темпами. Иногда это повышение доходит до 17 процентов. Таким образом предприятия автоматически становятся рентабельны. То есть концессионеры не вложили инвестиционных денег, чтобы снизить затраты, повысить эффективность, сделать предприятия рентабельными, а просто стали зарабатывать за счёт населения, – говорит Сергей Креков.
Эксперты сходятся во мнении – для решения назревших проблем необходимо как можно скорее создать единый реестр концессионных соглашений в сфере ЖКХ и внести ряд изменений в законодательство.
– Нужно рамочное федеральное законодательство. А то у нас пока отсутствует даже закреплённый в законе механизм ответственности концессионеров перед гражданами – получателями услуг ЖКХ. И без единого реестра оценка того, что происходит в том или ином субъекте, будет крайне субъективной и поверхностной, – отмечает Антон Чаблин.
При этом тезис о том, что модернизация коммунальной инфраструктуры невозможна без привлечения частных средств, сомнению не подлежит, считает Светлана Разворотнева. По её словам, износ в отдельных случаях достигает 90–100 процентов, абсолютно отсутствуют очистные на Южном берегу Крыма, на Каспии в районе Махачкалы.
«Необходимы сотни триллионов рублей, чтобы привести изношенное коммунальное хозяйство в порядок, повысить его энергоэффективность. Таких денег в бюджете нет».
Светлана Разворотнева
депутат Государственной думы РФ
– Однако бюджетные вложения необходимы, чтобы повысить привлекательность проекта для бизнеса, снизить сроки их окупаемости. Мировая практика – модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, как правило, осуществляется на паритетных началах. В среднем 60 процентов – бюджетные вложения, 40 процентов – частные, – прокомментировала депутат.
Она сообщила, что в текущем году на кредиты для субъектов РФ выделено 150 млрд рублей. Большинство проектов, которые подготовили регионы, по заявлению вице-премьера Марата Хуснуллина, – это проекты в сфере коммунальной инфраструктуры. Ещё 150 млрд в качестве дешёвых долгосрочных кредитов будет передано регионам на эти же цели из Фонда национального благосостояния, через ППК «Фонд развития территорий».