Отказ Правительства РФ продлевать мораторий на банкротство юрлиц не соотносится с ухудшающейся экономической статистикой. Прибыльность российских предприятий упала до минимального после пандемии уровня. Одни важные для социальной стабильности сферы уже терпят убытки, другие – работают «в ноль». Бизнесмены продолжают верить в лучшее и не торопятся объявлять о своей несостоятельности. Но их запас прочности ограничен.
Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных юридических лиц был впервые введён в апреле 2020 года. Он стал одной из мер, направленных на поддержку российского бизнеса в период пандемии. Нововведение вызвало споры в юридической среде в связи с неоднозначностью его последствий и ущемлением интересов ряда бизнес-субъектов.
Ограничение неоднократно продлевалось. В очередной раз Правительство ввело его в апреле 2022 года сроком на шесть месяцев для защиты предпринимателей, пострадавших от новых западных санкций. Компании получили право по собственному желанию выходить из-под действия моратория и в обычном порядке подавать в суды иски о собственной несостоятельности.
Компетентные структуры представляют разные, противоречащие друг другу данные об эффективности моратория. По сведениям Федресурса (государственный ресурс раскрытия информации), в январе – сентябре 2022 года число корпоративных банкротств снизилось на 2,4 процента к аналогичному периоду предыдущего года. Количество введённых судами процедур наблюдения за девять месяцев 2022 года упало на 30,6 процента – до 4341.
Число намерений кредиторов обратиться в суд с заявлениями о банкротстве снизилось в три раза – до 7982.
В ряде регионов, по данным Федресурса, наблюдалась обратная динамика. В число антилидеров вошли Забайкальский край, где количество сообщений об открытии конкурсного производства в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств подскочило сразу на 95,8 процента, Республика Ингушетия (рост на 77,8 процента), Карачаево-Черкесская Республика (рост на 75 процентов).
В то же время на октябрьском совещании с делегатами Х Всероссийского съезда судей от судов ЦФО председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев заявил, что c начала года количество рассмотренных арбитражными судами дел о банкротстве выросло на 33 процента – до 42,8 тыс.
Ещё до окончания срока действия моратория многие участники рынка призвали власти к его продлению. Члены кабмина разделились на две группы с противоположными мнениями по этому вопросу. В сентябре СМИ сообщали, что первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов поручил ряду министерств проанализировать текущую экономическую ситуацию «с целью возможности оперативного введения моратория на возбуждение дел о банкротстве» в отношении юрлиц, занимающихся отдельными видами деятельности. Но практически одновременно с этим на Восточном экономическом форуме министр экономического развития Максим Решетников сообщил, что мораторий в настоящий момент «создаёт гораздо больше вопросов», и сослался на позицию предпринимательского сообщества по поводу необходимости его отмены.
К началу октября группа Решетникова одержала победу, Правительство отказалось продлевать ограничение на новый срок.
«Мы исходим из того, что экономические отношения должны нормализоваться и переходить в исходное состояние с точки зрения прибыли. Поэтому договорились, что таких решений в ближайшее время приниматься не будет».
Алексей Херсонцев
статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ
Уверенность в том, что события на рынке будут развиваться по позитивному сценарию, выразил и руководитель проекта «Федресурс» Алексей Юхнин.
«В последние годы количество банкротств компаний достаточно стабильно, в том числе в периоды ухудшения экономической ситуации. Мораторий вот уже второй раз сдерживает рост числа банкротств в сложный период. Думаю, в этот раз, как и в прошлый, эффект будет долгоиграющим и после завершения моратория существенного роста числа банкротств не произойдёт», – цитирует его заявление сайт Федресурса.
Ложка дёгтя от Росстата
Сравнение текущей ситуации с предыдущими периодами истории России, по мнению опрошенных «Октагоном» экспертов, выглядит несколько неуместным. Ранее страна не испытывала на себе влияние столь большого числа санкций, её экономика не сталкивалась с частичной мобилизацией, в ходе которой из трудового процесса временно выпало 300 тысяч работоспособных граждан.
Отчёты Росстата показывают, что сальдированная прибыль отечественных предприятий падает третий месяц подряд. В августе (наиболее свежие из опубликованных данных) она снизилась по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 15,6 процента и составила 2 трлн 106 млрд рублей. По сравнению с пиком в апреле 2022 года произошло падение более чем в два раза. В июле показатель продемонстрировал сокращение на 15,4 процента.
В наиболее тяжёлой ситуации оказались организации по производству, передаче и распределению пара и горячей воды, а также кондиционированию воздуха. По итогам восьми месяцев они впервые с периода пандемии показали убыток в размере 15,8 млрд рублей. Убыточными оказались 61,6 процента предприятий отрасли.
На 8,7 процента по сравнению с январём – августом прошлого года снизилась прибыль предприятий, занимающихся водоснабжением, водоотведением, сбором и утилизацией отходов, а также ликвидацией загрязнений. До мая этот показатель демонстрировал существенный рост. Убыточными являются 50 процентов работающих в сфере организаций. Вместе с поставщиками горячей воды они обеспечивают стабильную работу ЖКХ, и их возможное банкротство неминуемо отразится на коммунальной сфере.
Прибыль предприятий, занимающихся водоснабжением, снизилась на 8,7 процента.Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС
Неожиданно усугубились проблемы в области розничной торговли. В целом за восемь месяцев её прибыльность оказалась на 17,8 процента выше, чем в прошлом году. Но помесячная динамика имеет иной характер. В августе по сравнению с июлем 2022 года сальдированная прибыль розничных магазинов обрушилась в 8,3 раза – до 10 млрд рублей. Это минимальный с периода пандемии показатель. Столь существенное падение невозможно полностью объяснить уходом из России зарубежных торговых сетей – оно произошло гораздо раньше.
Наиболее резко выросла доля убыточных организаций в сфере информатики и связи (на 8,9 процента), водоснабжения (на 5,5 процента), научно-технической деятельности (на 3,4 процента), транспортировки и хранения (на 2,9 процента). В последний раз такая динамика наблюдалась в период пандемии.
Власть подкладывает соломку
Об обеспокоенности федеральной власти сложившейся ситуацией свидетельствует внесение в Госдуму законопроекта, позволяющего предприятиям оборонно-промышленного комплекса брать во временное управление поставщиков в случае их предполагаемого банкротства. Поводом для появления этой инициативы могло стать поданное 13 октября предприятием «Восточная верфь» заявление с просьбой признать собственную несостоятельность. Одним из главных заказчиков производимой заводом продукции является Минобороны РФ.
Этот законопроект может стать не единственным. В частности, от Госдумы и Правительства стоит ожидать ограничения прав участников дел о банкротстве, контролируемых физическими и юридическими лицами из недружественных стран. Об этом свидетельствует опубликованное 24 октября решение Арбитражного суда Москвы по иску столичной организации «СКМ Сервис» к компании «Старвиста Крым».
В Госдуму ранее был внесён законопроект, позволяющий оборонным предприятиям брать во временное управление поставщиков в случае их предполагаемого банкротства.Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Истец просил взыскать с ответчика 16,7 млн рублей – сумму займа, предоставленного тому в 2017–2022 годах, и начисленных на него процентов. Среди материалов дела были платёжные поручения, признанные надлежащим доказательством правомерности требований. Тем не менее иск был отклонён. Одним из оснований стала регистрация участников спора на Украине и Кипре.
«Государства – члены Европейского союза, в том числе Кипр, а также Украина являются иностранными государствами, совершающими в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия. С учётом изложенного у суда имеются сомнения, состоящие в том, что подача искового заявления может быть обусловлена легализацией денежных средств, искусственного создания задолженности, преднамеренного банкротства», – говорится в решении суда. Как именно факт регистрации истца и ответчика может быть связан с юридической чистотой их намерений, суд не пояснил.
Банкротства будут, но завтра
Собеседники «Октагона» убеждены, что быстрого роста числа дел о банкротстве ждать не стоит. Этот процесс может стать постепенным и проявить себя только в 2023 году.
– Я действительно ожидаю рост числа банкротств. Но нужно учитывать, что банкротство – процедура длительная, она занимает в среднем от полугода до года, – поделился мнением экономист, финансовый аналитик Константин Селянин.
«Бизнесы, которые начали испытывать сложности в феврале, начнут в неё входить не ранее конца этого года».
Константин Селянин
экономист, финансовый аналитик
Эксперт полагает, что российскому Правительству будет логично возобновить мораторий на подачу исков о банкротстве если не в полном объёме, то как минимум в отношении наиболее пострадавших от санкций сфер – индустрии развлечений, туризма и ретейла.
О том, что в ближайшем будущем представители бизнеса не станут в массовом порядке заявлять о своей несостоятельности, также говорит председатель свердловского отделения «Опоры России» Илья Тыщенко.
– Ситуация действительно грустная, и, по всей видимости, дальше будет становиться ещё хуже. Но большинство предпринимателей пока стараются решать свои проблемы самостоятельно. Они надеются, что в течение предстоящих зимы и весны глобальные проблемы закончатся и можно будет вновь говорить о нормальных условиях для бизнеса. И будут принимать принципиальные решения после этого срока, – считает он.