- По рынку ЖКХ идёт волна проверок счётных палат и прокуратур
- Новая реформа ЖКХ обогатит Ротенбергов и Вексельберга
В России всё острее становится вопрос соответствия тарифов на коммунальные услуги реальным затратам ресурсоснабжающих и управляющих компаний. Давно назревшая проблема недофинансирования отраслей ЖКХ сегодня может привести к масштабному банкротству организаций и ускоренному износу сетей. В некоторых регионах необходимый рост тарифов может превышать 30 процентов, что грозит ощутимым ударом по бюджетам россиян.
В этом году споры о степени повышения тарифов на коммунальные услуги накалились в связи с новыми экономическими реалиями, в которых приходится существовать России после введения санкций. Средний рост тарифов не может превышать уровень инфляции, а согласно последнему отчёту Банка России, по итогам 2022 года она составит 12–15 процентов и лишь к концу 2024-го снизится до прежних 4 процентов. Соответственно, предпосылки и возможности для повышения тарифов уже есть.
Однако, по словам источника «Октагона», федеральные власти категорически против значительного роста тарифов и регионы получили указание сохранить их на докризисном уровне. Это неудивительно: по данным исследования фонда «Общественное мнение», 43 процента россиян считают плату за ЖКХ «слишком большой», 20 процентов периодически задерживают оплату коммунальных услуг, 14 процентов из них – по причине нехватки денег.
Государство, согласно Жилищному кодексу РФ, несёт ответственность за недопущение необоснованного и резкого роста цен на услуги ЖКХ.
Максимальную ставку Федеральная антимонопольная служба утверждает ежегодно для каждого региона. Окончательное решение о росте тарифов принимают региональные власти: итоговая ставка может быть любой, но не выше установленного ФАС предела.
В этом году, например, предельный максимум для Санкт-Петербурга – 6,3 процента, в то время как городской комитет по тарифам утвердил значение 3,5 процента. В Свердловской области предельный индекс изменения платы за коммунальные услуги утверждён на уровне 4,9 процента, но региональное правительство установило для большинства муниципалитетов индексацию на 3,1 процента.
Столь незначительное повышение тарифов не позволяет компенсировать затраты на реконструкцию существующих сетей и строительство новых, подключение потребителей и другие работы, о чём не раз заявляли региональные чиновники.
Обострение отношений с Западом, повлёкшее за собой уход с рынка иностранных компаний и санкции, ситуацию усугубило. Перед регионами и муниципалитетами встаёт вопрос поиска баланса между интересами потребителей и поставщиков ресурсов и услуг, конечная цель которого – обеспечение безопасности и бесперебойности функционирования ЖКХ – важна для всех сторон.
Аварийные ресурсы
Услуги в сфере ЖКХ делятся на две группы: поставка ресурсов и обслуживание жилфонда. К первой относятся поставки электро- и теплоэнергии, газа, водоснабжение и водоотведение. Ко второй – утилизация бытовых отходов, услуги по содержанию жилищного фонда и территорий, капремонту.
Тарифы на услуги из первой группы сейчас на пределе возможного, они позволяют поддерживать инфраструктуру в рабочем состоянии, но не развивать и капитально ремонтировать, рассказал «Октагону» вице-президент ассоциации «НП “ОПОРА”», руководитель направления «Строительство и ЖКХ» Евгений Шлеменков.
«На развитие государством средства выделяются, но они в основном используются в интересах присоединения к сетям вновь построенного жилья. Ситуацию помог бы исправить рост тарифов на 20–25 процентов».
Евгений Шлеменков
вице-президент ассоциации «НП “ОПОРА”», руководитель направления «Строительство и ЖКХ»
Занижены тарифы на большинство услуг из первой группы, что видно по общему росту износа коммуникаций и оборудования почти во всех регионах, сообщил руководитель проекта «ДОМ-и-ДВОР.рф», эксперт площадки «Жильё и городская среда» Общероссийского народного фронта Павел Степура.
– При заниженном тарифе любая ресурсоснабжающая организация не может значительно уменьшить расходы, например, на закупку топлива, и в первую очередь она начинает сокращать расходы на то, что даёт негативный эффект не сразу, а с течением времени. А это, конечно, капитальный ремонт, реконструкция и замена коммуникаций, – пояснил собеседник издания.
Как он полагает, без внесения изменений в тарифную политику банкротства предприятий сферы ЖКХ и аварии будут случаться всё чаще. При этом говорить об усреднённых величинах тарифов по стране нельзя – требуемый размер необходимо рассматривать в привязке к конкретной ситуации в конкретном регионе.
– У кого-то и существующий тариф может оказаться реальным, а где-то и рост на 30 процентов может быть недостаточным из-за существенных недоремонтов за последние годы. Например, износ сетей водоснабжения по стране, как правило, выше, чем сетей теплоснабжения. Соответственно, и экономически обоснованный рост тарифа необходимо рассматривать с этой точки зрения, – считает Павел Степура.
По данным источника «Октагона», власти против значительного роста тарифов на коммунальные услуги.Фото: Ростислав Кошелев/ТАСС
По мнению специалистов, наиболее недофинансированная отрасль – водоснабжение и водоотведение. Современные технологии требуют обслуживания оборудования, строительства и реконструкции очистных сооружений. Но во многих регионах, особенно южных, средств на модернизацию водоканалов не хватает, и не только по причине заниженных тарифов, сообщил «Октагону» председатель правления Союза жилищных организаций Москвы, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Константин Крохин.
– Когда управление эффективно и рынок капиталоёмкий, как, например, в Москве, проблем ни с очисткой, ни с доставкой воды не возникает даже при низком тарифе. А там, где высокий уровень коррупции и непрозрачности – в тех же южных регионах, – не спасают даже точечные проекты ГЧП, – добавил он.
В то же время представители сферы водоснабжения и водоотведения называть конкретные цифры и оценивать текущую ситуацию в отрасли не спешат.
– Влияние пандемии коронавируса и санкций на отрасль не позволяет сформировать объективную картину текущего финансового состояния водоканалов. Репрезентативной и качественной статистики с конкретными цифрами, наверное, пока нет ни у кого, – заявили в Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения.
Там также отметили, что негативные эффекты инфляции были в той или иной степени сглажены точечными мерами поддержки отрасли со стороны Правительства РФ.
Подсанкционное обслуживание
С тарифами на услуги по содержанию и капремонту жилого фонда ситуация хуже, чем с ценами на поставку ресурсов, считают эксперты. Низкие зарплаты, отсутствие средств на внутридомовые работы и работы по благоустройству отрицательно влияют на качество жизни граждан. В особо сложных условиях оказались малые города и населённые пункты, уточнил Евгений Шлеменков.
В сфере управления домами большинство управляющих компаний находится в ведении государства или муниципалитетов, говорит Константин Крохин. Причины здесь разные. Например, в Мурманске основная часть жилого фонда старая, управлять им невыгодно – и глава региона Андрей Чибис принял решение создать областную управляющую компанию. Но госуправление сферой содержания жилфонда чаще всего негативно сказывается на тарифах и финансировании.
«В законодательстве говорится, что если жители сами не выбрали УК, не утвердили тариф, то за них это делает муниципалитет».
Константин Крохин
член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства
– Городская власть устанавливает везде примерно одинаковый, достаточно невысокий тариф. При этом старые пятиэтажные дома с изношенными коммуникациями требуют постоянного ремонта, больше денег, и того, что платят их жильцы, не хватает, – объясняет Константин Крохин.
В новостройках также возникают проблемы – из-за некачественного строительства. Как утверждает собеседник, столкнуться с этим пришлось и столице, особенно в последнее время:
– Происходящее в экономике отразилось, например, на домах с высотными лифтами, импортными и дорогими. Очень много компаний, которые их поставляли, ушли с рынка, в полтора раза подорожали запчасти. Крупные игроки сокращают персонал, и на обслуживание, допустим, 80 домов остаётся один монтёр, который раньше следил за 40 домами. Соответственно, снижается качество обслуживания.
Многие компании, которые поставляли лифты в РФ, ушли с рынка, что привело к подорожанию запчастей и сокращению персонала.Фото: Александр Мамаев/Octagon.Media
В случае остановки лифта по регламенту авария должна быть устранена в течение четырёх часов – это и происходит, но лифт не ремонтируется, а запускается. Для ремонта нужны детали, которые сейчас либо могут быть недоступны, либо поставляются из Китая, что занимает несколько месяцев.
– Монтёр просто размыкает цепь безопасности, чтобы выполнить четырёхчасовой норматив. Это снижение качества и безопасности и происходит сейчас повсеместно, количество происшествий с лифтами возрастает. Обслуживающие компании говорят, что тариф, который устанавливает город, недостаточен. Но мэрия не хочет повышать тариф из политических соображений, – подчеркнул Константин Крохин.
Между коррупцией и эффективностью
В выборе пути решения назревших проблем финансирования ЖКХ специалисты расходятся. Нужен достаточно серьёзный рост тарифов, который практически невозможен из-за низких доходов граждан, убеждён Евгений Шлеменков. Выход он видит в развитии экономики в целом по стране и в повышении доходов бюджета и граждан.
Один из возможных вариантов – переход на формирование тарифов по принципу альтернативной котельной, который уже внедряется. В этом случае тариф устанавливается по схеме «если здесь построить новую котельную и сети к ней, то тариф должен быть вот таким», пояснил Павел Степура.
«Считается, что при этом неэффективные ресурсники, у которых завышены затраты, уйдут из этой сферы, а те, у кого затраты низкие, наоборот, получат дополнительное финансирование. Это, безусловно, спорный подход, если говорить о существующих и сильно изношенных сетях и оборудовании».
Павел Степура
руководитель проекта «ДОМ-и-ДВОР.рф», эксперт площадки «Жильё и городская среда» Общероссийского народного фронта
Ещё одним решением проблем с тарифами мог бы стать отказ от предельного индекса роста платежей за коммунальные услуги, добавляет Павел Степура. В этом случае тариф устанавливается исходя из технико-экономического обоснования и реальной необходимости финансирования. А социальная помощь становится адресной – именно для нуждающихся слоёв населения.
– А сейчас занижение тарифов – это фактически социальная помощь всем подряд: и малообеспеченным, и богатым. По факту заниженные тарифы – это даже больше социальная помощь богатым, чем малообеспеченным, – констатирует эксперт.
По мнению Константина Крохина, необходимости сильно повышать тарифы нет. Достаточно повысить эффективность управления и снизить уровень коррупции, тогда проблемы финансирования отраслей ЖКХ разрешатся сами собой.