Москва не готова полностью остановить поставки газа в Европу. Сейчас решается вопрос о перенаправлении газовых потоков в регион Чёрного моря с возможностью сделать его основным маршрутом доставки топлива в Европу. Для этого в Турции уже планируется создание крупнейшего газового хаба.
По словам президента Владимира Путина, перенаправление поставок газа в регион Чёрного моря позволит компенсировать утраченный объём транзита по «Северным потокам». Безопасность подобного маршрута, «судя по последним событиям, значительно выше».
«По “Турецкому потоку” транзитируется сейчас в Европу 14 миллиардов кубометров газа. Не такой уж большой объём, но приличный. Утраченный объём транзита по “Северным потокам”, по дну Балтийского моря, мы могли бы переместить и в регион Чёрного моря и сделать таким образом основными маршрутами поставки нашего топлива, нашего газа природного в Европу через Турцию, создав в Турции крупнейший газовый хаб для Европы. Если, конечно, в этом заинтересованы наши партнёры», – отметил российский лидер.
Партнёры, разумеется, заинтересованы. И эту заинтересованность уже подтвердили высокопоставленные турецкие чиновники.
«Наверное, ещё очень рано говорить о том, что мы знаем, как это сделать. Для нас это новое предложение. Нам нужно какие-то юридические вопросы, торгово-экономические вопросы, технические моменты обсудить».
Фатих Донмез
министр энергетики и природных ресурсов Турции.
Страна давно стремится стать основным газовым хабом для юга Европы. Но теперь ей представляется возможность стать им для всей Европы, поскольку Германия, ранее претендовавшая на эту роль, фактически отказалась от неё, смирившись с потерей «Северных потоков».
Вообще-то Турция уже является хабом. Сейчас Анкара получает российское топливо по двум трубопроводам. Первый из них – «Голубой поток» – мощностью около 16 млрд кубических метров в год. Второй – «Турецкий поток», одна из двух ниток предназначена для самой Турции, а вторая – для Европы. Мощность каждой нитки – 15,75 млрд кубометров.
Помимо этого, через Турцию проходит труба Южного газотранспортного коридора (ЮГК), являющегося частью нереализованного проекта «Набукко» (без каспийского участка). «Набукко» изначально задумывался как способ преодолеть зависимость от российского газа и начать доставлять топливо из Центрально-Азиатского региона в Европу в обход России. К нему планировали подключить Туркмению и даже Иран, однако в силу ряда политических и экономических обстоятельств сегодня реально есть возможность поставлять газ только из Азербайджана.
Компрессорная станция «Русская» – одна из самых мощных в мире, расположена в Анапском районе, является начальной точкой поставок газа по «Турецкому потоку».Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС
В условиях поиска Европой альтернативы российскому газу Баку планирует нарастить поставки до 16 млрд кубометров. Но это не заменит и одной нитки «Северного потока». Кроме того, стоит учитывать, что мощность трансадриатического участка, непосредственно доставляющего газ в Европу, составляет всего 10 млрд кубометров.
Сегодня всё чаще слышны разговоры о возможности полной реализации «Набукко» с подключением месторождений Туркмении, но для этого нужно строить новые трубопроводы по дну Каспия и расширять имеющиеся мощности ЮГК. Сколько времени и денег на это потребуется, никто пока сказать не может.
Не стоит забывать и о том, что у Турции в скором времени может появиться новая труба, позволяющая доставлять в Европу средиземноморский газ с месторождения Левиафан. Об этом весной заявил главный советник президента Турции по внешней политике Ибрагим Калын.
Вокруг месторождения много лет велись споры между Израилем и Турцией, однако в условиях топливного кризиса и острой нехватки газа в Европе Тель-Авив и Анкара могут-таки договориться о том, чтобы вместе заработать на разразившемся кризисе. Переговоры о строительстве трубы, способной создать альтернативу российскому газу, начались ещё в марте. Приблизительные запасы Левиафана составляют около 450 млрд кубометров.
У Турции может появиться труба, которая позволит доставлять газ в Европу с месторождения Левиафан.Фото: MARC ISRAEL SELLEM/EPA/TASS
Опять же неизвестно, сколько это будет стоить и сколько займёт времени, но уже сейчас очевидно, что у Турции есть все возможности если и не полностью заменить Европе «Северные потоки», то в значительной степени возместить потерянные объёмы.
Ещё несколько лет назад эксперты обращали внимание на опасность того, что мощный газовый хаб в Турции не только создаёт конкуренцию России (особенно в случае полноценной реализации «Набукко»), но и значительно повышает роль Анкары для всей Евразии, что, несомненно, распалит её геополитические аппетиты.
Что касается конкуренции, то с уничтожением «Северных потоков» она России уже не грозит, просто потому что РФ больше не конкурент. Напротив, предложение Путина – это скорее попытка хоть как-то остаться на европейском рынке, иного выбора, кроме полного ухода с него, у страны нет.
А вот то, что Россия своими руками создаёт в Турции «газового Франкенштейна», увеличивая её влияние, вопрос серьёзный.
Это и к Европе относится. Европейцы, с одной стороны, будут рады получать российский газ, который уже как бы будет не российским, а перекупленным Турцией. Да, будет дороже, чем в «Северных потоках», но в любом случае дешевле, чем везти, – для приёма СПГ ещё нужно строить терминалы. А тут, судя по всему, строительство новых труб оплатят российская и турецкая стороны.
С другой стороны, Европа, как и Россия, попадает в зависимость от Турции. Это, конечно, лучше, чем зависимость от Украины (Анкара – партнёр более предсказуемый), но всё же. Европейцы до сих пор помнят шантаж Эрдогана беженцами. Так что давать ему такую «власть» над собой было бы, безусловно, нежелательно.
Но у Европы, как и у России, выбор невелик.
Впрочем, непонятно, как это будет реализовано. Как заявил российский вице-премьер Александр Новак, Москва прорабатывает идею строительства дополнительных ниток для «Турецкого потока». Однако, по его словам, это только идея, «как один из вариантов, который может быть рассмотрен». Поэтому вопросов пока намного больше, чем ответов.
Казахстан. Астана. 13 октября 2022 года. Президент РФ Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган во время встречи во Дворце Независимости.Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Кроме того, после диверсий на «Северных потоках» в подвешенном состоянии остаётся вопрос безопасности. Где гарантии, что никто не взорвёт новые трубы? Тем более, как ранее рассказал российский президент, на «Турецкий поток» уже покушались.
Надо понимать, что кое-кто сделал ставку на полное вытеснение России с европейского энергетического рынка и теперь ни перед чем не остановится: все «красные линии» давно пройдены, да и успешный опыт разрушения серьёзных инфраструктурных проектов уже имеется.
Нужно отметить, что у Москвы, по всей видимости, нет чёткого понимания дальнейшей стратегии. Ещё недавно Новак назвал «Силу Сибири – 2» заменой потокам, что было многими воспринято как сигнал разворота в Азию. При этом тот же Новак утверждал, что Россия может поставлять газ Европе по той нитке «Северного потока – 2», которая не была повреждена в результате взрывов. А глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что нет ответа на вопрос, зачем восстанавливать «Северный поток».