Новые губернаторы утилизируют старых олигархов

Новые губернаторы утилизируют старых олигархов

Политика 03 июля 2025 Константин Джултаев

В России всё активней устанавливается азиатский тип взаимоотношения власти и собственности. Он предполагает, что бизнесмены могут удерживать в руках прибыльные источники лишь до того момента, пока находится на посту покровительствующий им чиновник. Смена руководителя территории приводит приводит к отстранению олигархов от источника ренты. Данная схема укоренилась, в том числе, в Свердловской области, где находившиеся в фаворе при губернаторстве Евгения Куйвашева бизнесмены с приходом Дениса Паслера лишились миллиардов, перспектив, а некоторые и свободы.

Свердловскую область всегда выделяло наличие серых бизнес-кардиналов, которые при всей их непубличности стояли за спиной власти и, по факту, подменяли власть. Корни уходят в годы правления Эдуарда Росселя. Первый свердловский губернатор не скрывал особых отношений с представителями местных бизнес-групп. Вот как экс-глава региона описывал своё общение с руководителем одной из них:

«Я ему говорю: заходи вор, садись вор, рассказывай, туда-сюда. Даю задания».

Следующие руководители области Александр Мишарин и, особенно, Евгений Куйвашев постарались максимально закрепить этот тренд. В период работы последнего стало обычной практикой, когда претендующие на государственные льготы и участие в госпроектах структуры должны были брать на себя «добровольные» обязательства по финансированию выгодных лично губернатору проектов. Одно из таких предложений, от которого невозможно отказаться, Евгений Куйвашев сделал бизнесменам Артёму Бикову и Алексею Боброву в 2012 году. Экс-губернатор попросил их купить информагентство URA.RU, которое со временем стало ключевым информационным ресурсом областной власти.

Врио Свердловской области Денис Паслер.Врио Свердловской области Денис Паслер.Фото: официальный телеграм-канал Дениса Паслера

В «близкородственных» отношениях бизнеса с властью участвовало ограниченное количество коммерческих структур, среди которых были криминальные. Например, никого в последние годы не удивляла активность, с которой брались за сомнительные проекты в Свердловской области представители азербайджанских этнических структур. Чаще всего речь шла о серых лесозаготовках.

Казалось, что сложившийся симбиоз будет если не вечным, то очень долгим. Но случилось то, что должно было рано или поздно произойти – Евгений Куйвашев ушёл (или его попросили уйти) в отставку. Обычно в таких случаях сменщик старого губернатора перенимает у предшественника его связи на региональном уровне и устоявшиеся методы работы с элитой.

Врио губернатора как выходец из региона эти методы досконально знал, но не стал их использовать. Напротив – при взаимодействии с силовиками он приступил к демонтажу всех установленных предшественником правил.

За последнее время в Свердловской области произошло несколько событий, свидетельствующие об обнулении ранее взятых на себя властью и бизнесом обязательств. Два из них – обыски в URA.RU и арест сотрудника информагентства, а также аннулирование концессии на строительство мусоросортировочного комплекса в Сысертском районе – связаны с Биковым и Бобровым. Их деньги и услуги власти оказались больше не нужны. Одна из возможных причин – сохранение Алексеем Бобровым гражданства Австрии. О наличии паспорта европейской страны бизнесмен признался на закрытой встрече с прессой.

В этом же ряду – закрытие на неопределённый срок находящегося в центре Екатеринбурга ТРЦ «Гринвич». Один из крупнейших в Европе торгово-развлекательных центров прекратил работу по требованию МЧС и Росгвардии. Совладельцы «Гринвича», бизнесмены Константин Погребинский и Игорь Заводовский, до недавнего времени успешно отбивались от подавляющего числа исков и претензий со стороны надзорных структур. Более того, они умудрялись успешно лоббировать спорные решения о выделении им наиболее выгодных земельных участков под новые проекты.

Самый большой в Екатеринбурге ТЦ –«Гринвич» – закрыт.Самый большой в Екатеринбурге ТЦ –«Гринвич» – закрыт.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media

Считалось, что залогом их неуязвимости являются тесные отношения с первым мэром Екатеринбурга Аркадием Чернецким и его окружением. Но смена главы региона отлучила их от источника ренты, невзирая на предыдущие заслуги и связи.

Недавние аресты в Екатеринбурге представителей азербайджанской диаспоры состоялись несмотря на то, что её представители исправно оказывали бывшему губернатору Евгению Куйвашеву и действующему мэру областного центра Алексею Орлову политические услуги.

В том числе, по данным URA.RU, в августе 2022 года Алексей Орлов провёл закрытую встречу с азербайджанской диаспорой в зале ТЦ Baku Plaza, которым владеет лидер объединения Шахин Шихлинский. Как рассказал один из участников разговора, на него собрались порядка 500–600 человек. Сообщалось, что принятые там решения позволили дополнительно привлечь в пользу Куйвашева на выборах губернатора более тысячи голосов. Новому врио Денису Паслеру накануне собственных выборов такое сотрудничество почему-то оказалось ненужным. По всей видимости, у него есть альтернативные способы выполнить план по явке и доле отданных в его поддержку голосов.

В ближайшее время передел собственности в Свердловской области будет лишь набирать обороты.

Силовики могут прийти к тесно сотрудничавшим с Евгением Куйвашевым и его командой олигархам в любой момент. Кто именно займёт освободившееся место и получит зачищенные от предыдущих исполнителей государственные проекты – вопрос сегодня не столь существенный.

Гораздо важнее, смогут ли найти Денис Паслер и его команда каналы для донесения до бизнес-сообщества, населения и московского начальства объективной информации о происходящем и проведения информационных антикризисных кампаний. Арест представителей азербайджанской диаспоры уже вызвал международный скандал. Закрытие крупнейшего в Екатеринбурга торгового центра ударило по доверию населения к власти и социальным настроениям привыкших к качественному шоппингу жителей мегаполиса. Алексей Бобров на закрытой встрече с журналистами направил агрессивный посыл новой областной власти, что он будет готов заново войти в концессию, но уже по более высоким тарифам.

Зависимые от той или иной бизнес-группы региональные СМИ не могут (или не хотят) формировать позицию власти по конфликтным вопросам. Сама областная власть хранит молчание, обходя стороной созданные ею же острые темы. А значит, вопросов к ней со временем будет накапливаться всё больше.