Минфин РФ ищет поводы для оптимизма

Минфин РФ ищет поводы для оптимизма

Экономика 05 октября 2025 Константин Джултаев

В Госдуме стартовал один из самых оптимистичных бюджетных процессов за последние годы. В подготовленных Правительством документах говорится, что вызванные охлаждением экономики проблемы будут ощущаться лишь в 2026 году, а затем по ряду показателей (например, по уровню производительности труда) страну ждёт небывалый рост. Эта картина несколько контрастирует с периодически возникающими на рынке кризисами и скептическими настроениями бизнеса, которые в проекте не упомянуты.

Основные показатели бюджета выглядят более чем жизнерадостно. Ожидается, что доходы казны увеличатся в 2026 году на 8,6 процента (до 40,283 трлн рублей). В текущем году объём поступлений в казну рос в восемь раз медленнее. Расходную часть предлагается увеличить всего на 2,9 процента (до 44,069 трлн рублей), что вполне объяснимо стремлением правительства снизить размер бюджетного дефицита.

Все ради снижения инфляции

В приложенных к проекту документах акцентируется, что доходы будут расти, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру. Минфин не прогнозирует ослабления санкционного режима в отношении России и предупреждает о рисках ухудшения перспектив мировой экономики. Следствием двух названных факторов станут низкие котировки на нефть марки Brent – в течение ближайшей трёхлетки они закрепятся в диапазоне 60-70 долларов за баррель. Более того, в условиях ожидаемого в мире роста коммерческих запасов нефти возрос риск краткосрочного снижения цен до 50 долларов за баррель.

В правительстве уверены, что усилия Центробанка позволят уже в 2026 году снизить инфляцию в стране до целевого уровня в 4 процента. Последующее смягчение кредитно-денежной политики, по мнению представителей экономического блока кабмина, повысит темпы роста экономической активности до 3,8 процента в 2027 году и 3,3 процента в 2028 году. Одновременно должна пойти круто вверх кривые потребительской активности (рост на 3,7 и 3,5 процента соответственно), уровня номинальной зарплаты (на 7,7 процента за каждый год) и реальной заработной платы (на 2,4 и 3,9 процента).

Правительство прогнозирует схожую динамику роста ВВП.

В 2026 году этот показатель увеличится на скромные 1,3 процента. Но о дальнейшей рецессии в документах Минфина и Минэкономразвития нет и речи. Представители ведомств прогнозируют, что уже в 2027 году валовой продукт страны вырастет на 2,8 процента, в 2028 году – на 2,5 процента.

В документах Минфина и Минэкономразвития подчёркивается, что обязательным условиям к возвращению экономики к базовым параметрам развития стало сворачивание «бюджетного импульса» предусматривавшего прямую и косвенную накачку рынка бюджетными средствами в размере порядка 10 процентов ВВП. Однако текст проекта бюджета свидетельствует о том, что государственное стимулирование экономики не прекратится – оно поменяет форму.

Слезть с иглы

Одним из важных драйверов активизации потребительской активности станет увеличение с 1 января 2026 года размера МРОТ сразу на 20,7 процента – до 27093 рублей. К 2030 году он должен превысить 35 тысяч рублей. Этот параметр потянет вслед за собой наверх привязанные к нему зарплаты бюджетников и социальные выплаты. В предыдущие годы депутаты и профсоюзы уже неоднократно ставили вопрос об опережающем повышении МРОТ на уровень не ниже прожиточного минимума. Но и снимался с повестки дня из-за опасений роста инфляционного давления на экономику.

Ключевой задачей российской власти в ближайшую трёхлетку станет преодоление зависимости бюджета от нефтегазовых доходов. Призыв «слезть с нефтяной иглы» звучал в России с момента объявления страной независимости. В течение последующих трёх десятилетий данную задачу можно было решить за счёт структурного реформирования экономики. То, что эта задача является выполнимой, показал миру Китай, превратившийся за сравнительно короткий срок из «мировой фабрики» в мировой центр инновационного развития. Россия избавиться в полной мере от нефтяного проклятия так и не смогла.

Теперь предполагается, что Россия спрыгнет с «нефтяной иглы» максимально быстро – в течение того же 2026 года. Для достижения этой цели правительство в ускоренном порядке создаёт новый устойчивый налоговый источник, который должен будет заменить нефтегазовые доходы. Таким источником должен стать НДС.

Экспорт нефти и газа остаётся основным источником дохода, но правительство ищет альтернативы.Экспорт нефти и газа остаётся основным источником дохода, но правительство ищет альтернативы.Фото: Wp.klecha/CC BY-SA 3.0

С января 2026 года ставка НДС вырастет с 20 до 22 процентов. В документе под названием «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год» представители Минфина поясняют, что такое решение было принято «в целях сохранения устойчивости федерального бюджета и гарантированного исполнения всех принятых государством обязательств» и приведёт к увеличению «доли ненефтегазовых доходов федерального бюджета до 80 процентов».

Минфин заявляет, что повышение налогов не приведёт к скачку инфляции. Однако достаточных доводов в пользу своего утверждения, представители ведомства не приводят. Они ссылаются лишь на жёсткую кредитно-денежную политику ЦБ и предыдущие опыт повышения НДС в 2019 году. То, что версии российской экономики образцов 2019 и 2025 годов имеют крайне мало общего, в документах ведомства не учитывается.

Несколько открытых вопросов

В качестве важного немонетарного импульса развития экономики в материалах Минфина упоминается о росте производительности труда. Согласно представленным ведомством депутатам диаграммам, к 2030 году в сфере информации и связи этот показатель вырастет по сравнению с 2023 годом более чем на 30 процентов, в сфере строительства, торговли и в обрабатывающем производстве – более чем на 20 процентов. В качестве путей для достижения этих целей упоминается не перевооружение производства (основной в мировой практике метод повышения производительности труда), а комплекс мер по подготовке и обучению кадров.

В основе расходной части бюджета лежат национальные проекты по двадцати ключевым направлениям.

Наиболее финансовоёмкий из них – нацпроект «Семья». На его финансирование в следующем году предполагается направить 3,23 трлн рублей.

В документах, приложенных к проекту бюджета, также много говорится о мерах по обеспечению технологического лидерства и повышению благополучия людей. Но все они носят стандартный характер, который вполне подошёл бы для обычного мирного времени. Это – предоставление налоговых льгот, отмена пошлин, субсидирование затрат, поддержка технологических стандартов и т.п. Из проекта бюджета не следует, что страна находится в нестандартных условиях, в нём не предлагается каких-либо мобилизационных действий.

Также в пакете бюджетных документах нет упоминаний о многих проблемах и вызовах, с которыми столкнулась за прошедший год российская экономика. Это, прежде всего, напряжённость на топливном рынке, вызванная выведением из строя украинскими беспилотниками крупных агрегатов на российских НПЗ и периодически возникающий резкий рост цен на отдельных сегментах продуктового рынка. А это значит, что вопрос о системном противодействии этим и другим угрозам остаётся открытым.