- МСУ выведет из кризиса только структурная перестройка налоговой системы
- Ждали налоговую реформу, получили идеологическую
- Запад хвалит Набиуллину за политику, которую сам не проводит
27-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) прошёл в 2024 году под девизом «Основа многополярного мира – формирование новых точек роста». Одной из таких точек роста для России, вероятно, должно стать изменение налоговой системы, запланированное на 2025 год. Реформа затронет как бизнес, так и население, и она удостоилась широкого, местами драматического обсуждения на форуме. Как разделились мнения и какой зловещий сигнал получил крупный бизнес?
Хорош законопроект к форуму
3 июня, за два дня до открытия петербургского форума, Правительство внесло в Госдуму стостраничный законопроект о совершенствовании налоговой системы, предполагающий внесение комплексных системных изменений в Налоговый кодекс РФ и отдельные законодательные акты. Помимо широко обсуждаемого введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, документ содержит ряд существенных изменений налогообложения бизнеса.
Наиболее резонансное предложение – повышение ставки по налогу на прибыль организаций с 20 до 25 процентов. Как отмечено в пояснительной записке, мера вводится «с учётом мирового опыта, руководствуясь принципом приоритетности налогообложения финансового результата и отказом от взимания с 1 января 2025 года “курсовых” экспортных пошлин, введённых постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2023 года».
При этом гарантируется сохранность «действующих преференциальных механизмов, в том числе для налогоплательщиков – участников региональных инвестпроектов, а также механизма инвестиционного налогового вычета с исключением ограничения по сроку их действия». Также «с целью создания новых инструментов налогового стимулирования инвестиций» вводится федеральный инвестиционный налоговый вычет, позволяющий уменьшать сумму налога на прибыль «на капитальные расходы, произведённые в рамках инвестиционных проектов, требования к которым будут установлены Правительством».
Призрак Ходорковского*
Иными словами, кабинет министров будет дополнительно решать, кто из хозяйствующих субъектов достоин преференций, а кто – нет. Последнее обстоятельство вызвало у представителей делового сообщества вопросы, которые они попытались обозначить в ходе ПМЭФ. Основная дискуссия, впрочем, осталась закрытой для широкой публики.
По данным источников «Октагона», в кулуарах форума представители крупного бизнеса пытались донести до высокопоставленных чиновников своё недовольство текущими параметрами реформы.
И получили однозначный сигнал: открытое противостояние будет чревато санкциями, вплоть до потери бизнеса и свободы.
Звучали даже намёки на возможное повторение судьбы экс-главы ЮКОСа, иноагента Михаила Ходорковского*, который провёл 10 лет в тюрьме по обвинению в неуплате налогов, хищении и мошенничестве.
Бизнес, кажется, сигнал уловил, хотя недовольство осталось. Некоторые попытки высказать своё мнение публично можно было наблюдать в ходе открытых дискуссий. В частности, на сессии под говорящим названием «Совершенствование налоговой системы: справедливость, сбалансированность, стабильность».
Кому сорока-белобока даст
Эта дискуссия собрала круг представительных участников, включая министров экономического развития и финансов Максима Решетникова и Антона Силуанова, а также глав ведущих предпринимательских объединений России. В качестве модератора выступил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, чья риторика на всём протяжении форума вполне соответствовала «линии партии».
Предоставляя слово руководителям деловых сообществ, он для начала попросил дать лаконичный ответ на вопрос, представляется ли им новая система сбалансированной, учитывает ли она одновременно интересы бюджета и бизнеса. Однозначно констатировать, что «сбалансированность» присутствует, не смог никто, хотя с оговорками и под напором модератора это признали председатель Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин и глава «Деловой России» Алексей Репик. «Если не говорить о каких-то цифрах, не вдаваться в детали – а дьявол кроется в мелочах, – обещание выполнено», – заявил первый. «Решение не трогать косвенные налоги – элемент сбалансированности», – осторожно добавил второй.
Участники сессии «Совершенствование налоговой системы: справедливость, сбалансированность, стабильность».Фото: Игорь Акимов/Фотобанк Росконгресс
С неожиданно непримиримой позицией выступил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, весьма лояльный к власти в последние годы. «У вас самое сердитое лицо из всех, кто сидит на сцене. Вы чем-то недовольны?» – спросил его Макаров. Шохин ответил, что удовлетворён внедрением федерального инвестиционного вычета, но дальше перешёл на детскую фольклорную лексику: «Нас не может не беспокоить определённая неопределённость того, каким будет вычет. Мы предлагали его сделать глубоким, чтобы инвестируемая часть прибыли [возвращалась] не по принципу “сорока-белобока этому дала, он воду носил и так далее”. Принцип, что будем давать либо технологически активным компаниям, либо приоритетным отраслям, это принцип сказки про сороку-белобоку». Любые инвестиции в основной капитал, в технологическое перевооружение, в территории присутствия необходимо поощрять федеральным вычетом, уверен глава РСПП.
Александр Шохин выступил с непримиримой позицией.Фото: Игорь Акимов/Фотобанк Росконгресс
После выступления двух очередных спикеров он спросил: «Можно ещё пару сюжетов о сбалансированности?» Модератор в просьбе отказал: «Александр Николаевич, нет. Просто, я смотрю, вы всё чем-то недовольны. Нельзя налоги обсуждать с таким недовольным лицом – настроение портится». Спустя некоторое время сам Андрей Макаров признал, что сегодня «инвестиционный вычет обозначен, но не прописан – ни механизмы, ни как он будет применяться, а для бизнеса это очень важно».
«Мы очень быстро подкручиваем»
«Это ключевой вопрос, – согласился глава Минэкономразвития Максим Решетников. – В законе он вынесен на уровень Правительства. Баланс придётся искать динамически. Сложный будет разговор. Не все запросы Александра Николаевича [Шохина] нам удастся удовлетворить. Но, наверное, принцип индивидуализации нам удастся преодолеть».
В любом случае, по убеждению министра, вся поддержка должна быть приоритизирована на конкретном наборе отраслей и технологий, в связи с чем предстоят новые дискуссии.
Руководитель Федеральной налоговой службы России Даниил Егоров не смог дать ответ на то, как было бы удобнее налоговикам – чтобы критерии предоставления инвестиционного вычета были прописаны в законе или нет. «Нам нужно подготовиться, какие бы изменения ни были», – сообщил он, имея в виду систему автоматизации.
Даниил Егоров не смог ответить на все вопросы.Фото: Сергей Кулаков/Фотобанк Росконгресс
По его словам, если любой нормативный акт (закон или подзаконный акт) выходит за короткий срок, для ФНС это «прямо скажем, не очень комфортно». Однако с точки зрения правовой определённости примат отдаётся закону, заметил он.
Тот факт, что в последнее время ключевые вопросы регулирования всё чаще спускаются на уровень подзаконных актов, по мнению Егорова, является отражением «той реальности, в которой мы находимся». Так происходит, когда нужны быстрые качественные решения, что показывает практика 2020–2022 годов. «Мы очень быстро подкручиваем, когда нужна та или иная помощь», – сказал глава ФНС.
Пожалуй, главный бенефициар реформы министр финансов Антон Силуанов, ответственный за хорошее самочувствие федерального бюджета, подтвердил: всё, что касается налогов, – это очень чувствительная тема.
Министр финансов Антон Силуанов на сессии ПМЭФ-2024.Фото: Игорь Акимов/Фотобанк Росконгресс
«В целом мы стремились сделать так, чтобы все изменения были сбалансированными для всех категорий налогоплательщиков», – отметил он. И пообещал, что сколько будет собрано от налоговой реформы, столько и отдано. «Здесь нет предложений в кубышку сохранить. И у нас ещё будет сбалансированный бюджет. Это стабильность инфляции, ставки и все вытекающие отсюда последствия», – резюмировал министр.
ЦБ за инфляцию ручается, но это не точно
Эту риторику подхватила председатель Центробанка Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров Банка России, посвящённого определению ключевой ставки. В пятницу, 7 июня, она была сохранена на уровне 16 процентов. При этом регулятор дал сигнал: в конце июля может потребоваться повышение ставки, чтобы придать новый импульс дезинфляции. «Мы допускаем возможность существенного повышения ключевой ставки в июле. Существенного – это больше 1 процентного пункта», – уточнила Набиуллина.
Глава Банка России отдельно остановилась на анонсированных изменениях налоговой системы. «Поскольку рост расходов будет полностью покрываться ростом доходов, влияние на инфляцию будет нейтральным, – заверила она, добавив, что «возможны вторичные эффекты, связанные со структурой этих расходов и доходов, которые могут повлиять на инфляцию как в плюс, так и в минус».
Эльвира Набиуллина допускает повышение ключевой ставки.Фото: Dmitri Lovetsky/AP/TASS
По её словам, финансовое положение бизнеса сегодня на высоте: за последние 12 месяцев сальдированный финансовый результат компаний составил почти 34 трлн рублей. Это позволяет им не только выживать при высокой ставке, но и обслуживать кредиты.
Подъём налога на прибыль коснётся и кредитных организаций. За них Центробанк также спокоен. «Мы предварительно оценивали, как повышение налога на прибыль может повлиять на банки. На наш взгляд, по этому налогу уйдёт около 200 миллиардов рублей. Что это означает? Это никак не повлияет на финансовую устойчивость банков, у них есть запас капитала», – утверждает Эльвира Набиуллина. Впрочем, снова оговорилась она, в перспективе это может сократить потенциал кредитования, потому что прибыль – это основной источник повышения капитализации банков.
Чтобы не прятались от конфискации
На деловом завтраке Сбера, где, помимо прочих гостей, присутствовали пять федеральных министров и три вице-премьера – в общем, как сказал руководитель банка Герман Греф, «практически весь состав людей, которые отвечают за экономику и социальную сферу», тема налоговой реформы также затрагивалась. Главную скрипку в налоговом обсуждении играл председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов.
«Притчей во языцех стало обсуждение налоговой стабильности. Это означает неизменность налогов длительный период. Нельзя одновременно повышать налоги и рассуждать об их стабильности. Я в целом не возражаю, согласен с поднятием налогов сейчас. Это не проблема для нас. Но что убивает ситуацию – это продолжение разговора о доверии. Правительство сегодня вообще, по-моему, не раздумывает о том, чтобы ввести новые поборы. Мы видим постоянное введение новых поборов. Всё это подрывает доверие и нашу уверенность. Это серьёзный вызов для многих», – заявил он.
Алексей Мордашов дал оценку налоговой реформе.Фото: Елена Игнатьева/Фотобанк Росконгресс
Глава «Северстали» призвал вводить дополнительные платежи хотя бы не раньше 1 января года, следующего за принятием изменений. «Давайте примем закон, что никакие платежи на будущий год меняться не будут. Если вы так все уверены в стабильности, давайте будет хоть какой-то механизм», – предложил Алексей Мордашов, вызвав аплодисменты завтракающей публики.
«Очевидно, что это идёт из глубины души и что это наболело», – прокомментировал выступление бизнесмена Герман Греф. Вероятно, наболело и у него, поскольку сам он подчеркнул, что финансовые организации выброшены из понятия федерального инвестиционного вычета: «На нас налоговая нагрузка вырастет больше, чем на других. Непонятно, как сочетается одно с другим [поставленная президентом РФ Владимиром Путиным цель войти в четвёрку крупнейших экономик мира к 2030 году с налоговой реформой], ведь мы инвестируем в технологии».
«А сокращение налогов позволяет налогоплательщику накопить деньги и лучше подготовиться к конфискации имущества», – пошутил, а может, и не пошутил Андрей Макаров.
Законопроект о совершенствовании налоговой системы рекомендован к рассмотрению Госдумой 20 июня. 17 июня истечёт срок представления отзывов, предложений и замечаний к документу.
* Внесён Минюстом в реестр иностранных агентов.