- Деофшоризация пошла вспять: Волож увёл в Голландию поставщика ФСБ
- Евросоюз заходит в отечественные вузы с чёрного входа
- Пропагандистский проект РАНХиГС ведёт жена экс-главы Приднестровья
Очередная волна пандемии обострила борьбу между коммерческими структурами, разрабатывающими онлайн-платформы для дистанционного образования. Каждая из них стремится получить доступ к максимальному числу школ. На кону миллиарды от государства, которые бизнес будет получать в виде грантов и других мер поддержки. Часть из них может достаться крупной компании, пустившей корни на Кипре.
Внедрение дистанционных технологий обучения началось в России ещё до пандемии. Осенью 2016 года Правительство РФ утвердило проект «Современная цифровая образовательная среда». С октября 2018-го началась реализация федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в рамках нацпроекта «Образование» на период до 2024 года. Одно из главных его направлений – развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Планировалось, что к марту 2020 года будут сформированы единые технологические требования и принципы для создания цифровых платформ, сервисов, регламентов взаимодействия, а к апрелю того же года будет разработана методология их внедрения в общеобразовательные программы: критерии, требования и основные условия.
На финансирование всех мероприятий федерального проекта в 2020–2022 годах планировалось выделить свыше 44 млрд рублей.
Но уже к концу июля 2021 года затраты федерального бюджета составили 73,4 млрд рублей (согласно данным официального сайта Минпросвещения России). Из них 62,9 млрд рублей были направлены в регионы.
С момента старта проекта EdTech-компании, которые создавались в начале 2010-х в качестве платформ дополнительного образования, начали активно развиваться и предлагать свои технологические решения школам. К настоящему моменту, по данным портала ED techs, на российском рынке насчитывается 102 организации в сфере онлайн-образования. В период со второго квартала 2020 по второй квартал 2021 года рост выручки некоторых из них достиг 500–800 процентов.
К числу тех, что рекомендуют Минпросвещения и региональные министерства образования, относятся «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Российская электронная школа», «ИнтернетУрок» и другие площадки. Есть в этом перечне и платформа Skysmart – разработка компании Skyeng. Она выделяется зарубежной пропиской и участием в ней одного из крупных бизнесменов.
Компанию Skyeng в 2012 году основали четыре выпускника МФТИ – изначально как онлайн-школу по изучению английского языка. Почти сразу проект получил грант инновационного Фонда Бортника в рамках программы «У.М.Н.И.К.», через год в него инвестировал фонд Infinite Ambition Эркина Адылова (в настоящее время – мультимиллионер из списка Forbes).
В 2013 году было создано ООО «Образовательные Технологии» – микроорганизация с уставным капиталом 10 тыс. рублей. Сейчас её учредителем значится один из четверых основателей Skyeng – Георгий Соловьёв. В 2017-м появилось ООО «Скаенг» с аналогичным уставным капиталом, где учредителем выступил второй сооснователь компании Харитон Матвеев. Следом, в 2018 году, возникла ОАНО ДПО «Скаенг», в которой учредителями стали оба.
Именно эта фирма зарабатывает больше всего – её выручка за 2020 год составила более 850 млн рублей.
На протяжении этих лет Skyeng разрабатывала и внедряла дополнительные сервисы, такие как тренажёры для запоминания иностранных слов, интегрированные в онлайн-кинотеатры субтитры, расширения для браузеров. А в 2019 году на волне запуска федерального проекта цифрового образования запустила платформу Skysmart.
Многие имеющие отношение к платформе юрлица находятся в российской юрисдикции, но при этом за ними стоят кипрские компании. На сайте Skyeng, например, фигурирует организация LANGROOM LTD, зарегистрированная в Энгоми, Никосия; на сайте Skysmart, у которого нет отдельного юрлица, значится компания AGATON LTD, оформленная в Агланции, Никосия.
Соглашение об оказании услуг по проведению дистанционных занятий подписывается между пользователем и AGATON LTD.
В документе последняя обозначена как частная компания, действующая в соответствии с законодательством Республики Кипр, – лицензиар на интерактивную платформу EdTech Platform Skyeng Rus.
Договор со Skyeng, который подписывают учителя, желающие использовать сервис в работе, заключается между ними и LANGROOM LTD. В составленном Skyeng документе, подтверждающем согласие на обработку персональных данных, в качестве целей, «предусмотренных законодательством Республики Кипр и Евросоюза», указаны «подготовка финансовой отчётности» и «формирование статистической отчётности». Таким образом, возникает вопрос о распределении финансовых потоков, в том числе налогов на прибыль компании.
В официальной группе Skyeng в соцсетях одна из преподавателей рассказывает, что ей поступил договор, где в качестве юрлица указана LANGROOM LTD, притом что средства за предоставленные услуги переводятся на счёт ОАНО ДПО «Скаенг». В то же время ей прислали лицензию на право ведения образовательной деятельности, которая была оформлена на ООО «Образовательные Технологии». Преподаватель потребовала направить ей лицензию и договор, где была бы указана ОАНО ДПО «Скаенг». В ответ её попросили написать личное сообщение и обещали помочь.
Отвечая на вопросы другого пользователя, Skyeng разъяснил, что ООО «Образовательные Технологии» зарегистрировано в России, чтобы ученики школы, если это необходимо, могли получить весь перечень документов, которые бы подтверждали взаимоотношения с компанией как с резидентом РФ.
«Включая лицензию на ведение образовательной деятельности, так как нерезидент не может получить такую лицензию в РФ. ООО “Образовательные Технологии” открыто в интересах учеников», – говорилось в ответе в официальной группе Skyeng.
В 2018 году миноритарную долю в Skyeng приобрёл основанный американцем Майклом Калви и зарегистрированный в Москве инвестфонд Baring Vostok. Сумма сделки не разглашалась. В 2020-м в онлайн-школу инвестировал фонд Владимира Потанина Winter Capital и, повторно, Baring Vostok. Подробности также не раскрывались.
При всей непрозрачности финансовой и юридической деятельности Skyeng активно захватывает российские школы. В 2019 году компания договорилась с несколькими регионами о пилотной апробации электронной образовательной платформы Skyeng. В письме, адресованном правительству Челябинской области, указывалось, что в рамках апробации компания предоставляет годовой доступ к обучающему контенту и упражнениям.
В 2020–2021 годах платформа Skysmart внедрялась в общеобразовательных школах других регионов. К сентябрю 2021 года к сервису были подключены 210 тысяч учителей (каждый пятый в России) и 7 миллионов школьников (50 процентов от всех учащихся 5–11-х классов). До сентября информационные материалы платформы были бесплатными лишь в определённый период времени – с 8.00 до 16.00, далее ими можно было пользоваться только по подписке.
В Skyeng «Октагону» не сообщили, за счёт каких средств финансируется сотрудничество школ с компанией, какова стоимость услуг для одной школы или класса с платформой Skysmart. Также там не ответили на вопрос, каков оборот фирмы в целом в рамках сотрудничества с общеобразовательными организациями.
При этом управляющий партнёр, директор по бизнес-развитию Skyeng Александр Ларьяновский в одном из интервью рассказывал, что в компании оценивают сегмент дополнительного школьного образования в 2021 году «примерно в 150–160 миллиардов рублей, прирост – в 10 процентов».
В Минпросвещения «Октагону» не прокомментировали, за счёт каких средств и в каком объёме финансируется сотрудничество школ со сторонними образовательными платформами, а также выделяются ли на эти цели субсидии в рамках нацпроектов.
В министерстве образования Свердловской области изданию рассказали, что от Минобразования России муниципалитеты получают субвенции, которые могут быть направлены на приобретение учебников, технических средств обучения и программного обеспечения, в том числе на оплату платформы на основании выбора школы и в соответствии с её учебной программой. Однако «такие данные в министерстве не аккумулируются».
Таким образом, отследить движение средств и выделение дотаций в рамках внедрения цифрового образования практически невозможно, даже если суммы оглашаются публично.
В декабре 2020 года из резервного фонда Правительства власти выделили Минпросвещения России 1 млрд рублей на «приобретение образовательного контента для системы образования» в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Через неделю Минпросвещения опубликовало закупку «Оказание услуг по разработке (приобретению) образовательного контента для системы образования в рамках реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”», но на меньшую сумму – 800 млн рублей. А в марте 2021 года без указания причин министерство отменило определение поставщика.
Почему сумма закупки сократилась и что в итоге стало с выделенными из резервного фонда средствами, по-прежнему неизвестно.
Между тем весной 2021 года руководитель Академии Минпросвещения Павел Кузьмин заявил, что разрабатывается модель грантовой поддержки наиболее популярных ресурсов, сервисов, контента для российских школ.
«Мы отлично понимаем, что есть ниша государственная, мы должны обеспечить тот самый минимальный, базовый уровень контента цифрового для каждого российского школьника вне зависимости от материального положения семьи, от тех или иных возможностей образовательной организации. Но понятно, что у бизнеса есть возможности для создания высокотехнологичного контента, инновационного контента; в этом плане, наверное, бизнес всегда будет на полшага впереди государственного заказчика», – сказал Павел Кузьмин на онлайн-конференции IT Government Day 2021.
Будет ли Минпросвещения при выборе грантополучателя оценивать прозрачность его деятельности, а также о каких суммах может идти речь, отдельно не сообщалось. Есть вероятность того, что наличие кипрских корней не для всех станет проблемой. Учитывая, что в настоящий момент академический директор Skyeng Алексей Конобеев по совместительству является ведущим экспертом отдела развития цифровой дидактики Академии Минпросвещения России.