Крупнейшая российская нефтяная компания приблизилась на шаг к своей мечте. Минэнерго поддержало эксперимент «Роснефти» по экспорту 10 млрд кубометров газа в Европу. Как заявил на днях глава ведомства Николай Шульгинов, если заключить агентский договор, это не будет противоречить закону. Ресурсной базой могут стать «Роспан» и ещё не введённый в эксплуатацию «Харампур». На пользу выхода «Роснефти» на экспортный рынок играют не только важность спасения «Северного потока – 2» от газовой директивы ЕС, но и перспективы роста бюджетных отчислений.
Если 10 лет хотеть
«Роснефть» уже почти десятилетие добивается отмены монополии «Газпрома» на экспорт трубопроводного газа. Соответствующее исключительное право «Газпрома» закреплено в законе. В 2013 году глава «Роснефти» Игорь Сечин обращался к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой отменить эту монополию. Однако тогда отечественные производители смогли добиться лишь принятия закона о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ). В остальном все эти годы «Газпрому» удавалось отстоять своё конкурентное преимущество. Вероятно, достаточных контраргументов до сих пор найдено не было.
Сейчас, видимо, время пришло. Стечение ряда обстоятельств говорит о том, что у компании Сечина есть все шансы выйти на международный газовый рынок, несмотря на то что «Газпром» выступает против этой идеи, указывая на нехватку газа для исполнения контрактных обязательств. Тем не менее в своей стратегии «Роснефть-2022» в качестве основной задачи по развитию газового бизнеса обозначена реализация проектов «Роспан» и «Харампур», что должно увеличить добычу газа до показателей свыше 100 млрд кубометров в год и занять 20-процентную долю рынка России.
По итогам 2020 года компания добыла 62,83 млрд кубометров газа, причём природного газа – 30,26 млрд, а попутного нефтяного – 32,57 млрд кубометров.
В пользу «Роснефти» говорит и тот факт, что у «Газпрома» растёт нагрузка на внутреннем рынке из-за необходимости выполнять обязательства по газификации, которая в этом году получила статус социально ориентированного проекта.
Удачное стечение обстоятельств
Различные сюрпризы приходят от европейских соседей. Стоит напомнить, что «Газпром» в качестве основы своей деятельности на европейском газовом рынке использует долгосрочные контракты с условием «бери или плати». Используются и другие формы торговли на базе краткосрочных и среднесрочных продаж, а также разменных операций и разовых сделок. Однако доля спотовых продаж российского газового монополиста в Европу составляет порядка 10 процентов – около 14 млрд кубометров в год.
В этом году резкое сокращение российского экспорта началось в августе после пожара на крупнейшем по переработке углеводородного сырья в условиях Крайнего Севера газохимическом комплексе «Газпрома» в Новом Уренгое: прокачка газа по газопроводу Ямал – Европа снизилась вдвое. Всего за август экспорт по трубопроводу сократился на 40 процентов. Одновременно «Газпром» снизил поставки газа в Европу через Украину на 12 процентов и отказался на ближайший год продавать дополнительные объёмы топлива через собственную электронную платформу. Это произошло в тот момент, когда строительство «Северного потока – 2» закончили, а суд в ФРГ подтвердил позицию немецкого регулятора, заключающуюся в том, что газопровод не был построен к маю 2019 года и поэтому не может быть выведен из-под действия газовой директивы ЕС.
После аварии на заводе «Газпрома» в Новом Уренгое в течение августа экспорт газа по трубопроводу Ямал – Европа сократился на 40 процентов.Фото: Иван Руднев/РИА Новости
Примерно тогда же Высший земельный суд в Дюссельдорфе отклонил жалобу Nord Stream 2 AG (оператор «Северного потока – 2») на решение не выводить газопровод из-под действия газовой директивы. Для «Газпрома» это решение означало, что проект, в который вложено 10 млрд евро, не может быть использован компанией на 100 процентов – из 55 млрд кубометров в год компания вправе занять лишь 27,5 млрд, то есть одну нитку. Другую, согласно упомянутой директиве, он должен передать под газ конкурентов, которых у корпорации в России нет.
Тем временем в Европе из-за нехватки предложения на рынке разразился газовый кризис. Цены чуть ли не каждый день били исторические рекорды, медленно, но верно приближаясь к отметке в 2 тыс. долларов за тысячу кубометров.
Спот и только
Именно в это время Сечин вновь решил заявить о себе, точнее, о возможностях «Роснефти» по экспорту газа. Он опять обратился к президенту с просьбой разрешить компании экспортировать в Европу 10 млрд кубометров газа в год. За это «Роснефть» готова платить повышенный налог на добычу полезных ископаемых исходя из указанных объёмов. В «Роснефти» отмечали, что разрешение на экспорт поможет стабилизировать газовый рынок Европы, а также принесёт дополнительные доходы в бюджет.
Кроме того, допуск «Роснефти» к экспорту газа по «Северному потоку – 2» даст возможность выполнить требования газовой директивы ЕС, согласно которой оператор должен быть независим от поставщика.
На директиву ранее в октябре сослались ряд членов Европарламента, которые обратились к еврокомиссару по энергетике с призывом не одобрять введение газопровода в эксплуатацию.
Вероятно, именно этот аргумент станет ключевым при принятии решения. К тому же «Роснефть» не станет конкурировать с «Газпромом» в долгосрочных контрактах. О том, что «Роснефть» выступает за спотовые поставки, стало известно после выступления главы госкомпании на Евразийском экономическом форуме в Вероне.
Сечин тогда отметил, что долгосрочные контракты обеспечивают определённую стабильность рынка газа, но «не гарантируют его полную устойчивость, так как развиваются спотовые поставки по краткосрочным сделкам». По его словам, объём поставок СПГ по долгосрочным контрактам с Катаром не смог обеспечить растущий спрос. Надежды Европы на спотовые поставки топлива из США также не оправдались.
Труба в роли моста
Глава «Роснефти» напомнил, что Россия со своей стороны максимально содействует разрешению кризиса, обеспечивая стабильность поставок газа в Европу. «Несмотря на то что сейчас мы наблюдаем политизацию энергетических вопросов, Россия остаётся важнейшим и самым надёжным поставщиком газа в Европу, и нам необходимо не только сохранять, но и укреплять мосты дружбы и взаимопонимания», – заявил Сечин.
Если будет принято окончательное положительное решение о начале эксперимента через агентское соглашение с «Газпромом», с большей долей вероятности можно говорить о том, что эксперимент станет обычной практикой. Так уже было с СПГ и «Новатэком», который с 2010 года поставлял газ по аналогичной схеме, а в 2013-м дождался закона о либерализации экспорта топлива. Эксперты и участники рынка полагают, что вслед за одобрением инициативы «Роснефти» со стороны главы профильного министерства последует и позитивная оценка курирующего отрасль вице-премьера Александра Новака. Судя по всему, она не заставит себя долго ждать.
Автор – эксперт Межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России (МЭАЦ СНГПР), руководитель проекта Tekface.