- Болгария выдавливает из страны российских нефтяников
- Остановка австралийских СПГ-заводов даст России дополнительные доходы
В ближайшее время власти Германии должны принять решение относительно доли «Роснефти» в нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) в Шведте (город в 85 километрах от Берлина). 10 марта истекает срок государственного доверительного управления, под которым завод находился с осени 2022 года. В качестве вероятного сценария развития событий рассматривается национализация пакета «Роснефти» и его дальнейшая перепродажа, а в качестве наиболее вероятного конечного покупателя – Польша. Однако даже на уровне федерального правительства Германии такой вариант вызывает сопротивление.
Дочерней компании «Роснефти» Rosneft Deutschland принадлежат 54,17 процента нефтеперерабатывающего завода в Шведте PCK Raffinerie. В сентябре 2022 года Федеральное сетевое агентство Германии получило актив в доверительное управление на полгода. Затем сроки дважды продлевались. Мотивировалось решение тем, что НПЗ находится под угрозой из-за вероятного разрыва сотрудничества с ним компаний ввиду санкций. «Роснефть» оспаривала это действие в немецком суде, но он встал на сторону правительства.
10 марта 2024 года очередной срок внешнего управления подходит к концу, однако на сей раз продлевать его в Германии не хотят. Как стало известно в феврале из источников немецкого информагентства DPA и деловой газеты Handelsblatt, в правительстве считают, что постоянное продление срока не отвечает интересам долгосрочного устойчивого развития.
Сообщалось, что в стране начались слушания по вопросу национализации Rosneft Deutschland, к которым была официально привлечена «Роснефть».
В пресс-службе компании не комментируют ход переговоров и перспективы дальнейших судебных разбирательств, однако из немецких СМИ также известно, что на днях глава «Роснефти» Игорь Сечин встречался в Стамбуле с представителями министерства экономики и Федеральной канцелярии Германии, что свидетельствует о серьёзной озабоченности происходящим со стороны как российской компании, так и немецкого руководства, опасающегося зеркального ответа России.
В случае национализации «Роснефть» имеет право обжаловать её в суде и затем требовать компенсации в размере рыночной стоимости актива. Специалисты практически не сомневаются в том, что, следуя законам либеральной экономики, после национализации Германия выставит актив на продажу. Вырученные средства, скорее всего, «Роснефти» переданы не будут, а останутся замороженными на немецких счетах до разрешения геополитической ситуации.
Открытым остаётся вопрос цены. В конце прошлого года «дочка» британо-нидерландской Shell, которой принадлежали 37,5 процента завода PCK Raffinerie, договорилась о продаже своей доли британской энергетической компании Prax Group.
Стоимость сделки не озвучивалась, поэтому экстраполировать её на предстоящую продажу доли «Роснефти» не представляется возможным.
Тем не менее очевидно, что дисконт будет существенным, полагает руководитель проекта Tekface, эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик.
– До кризиса нефтепереработки в Европе стоимость 1 миллиона тонн переработки оценивалась в 1 миллиард долларов. То есть тогда стоимость контрольного пакета НПЗ в Шведте (мощность завода – около 11 миллионов тонн) составила бы примерно 5 миллиардов долларов. Однако сегодня на оценку оказывают влияние текущая ситуация, санкции и ограничения по времени. ЛУКОЙЛ, например, продал свой НПЗ ISAB на Сицилии за 1,5 миллиарда евро, а его мощность составляет порядка 14–16 миллионов тонн. Поэтому, безусловно, немецкие активы «Роснефти» будут проданы с большим дисконтом, что, естественно, не устроит никого на Софийской набережной, – поясняет собеседница «Октагона».
Что касается наиболее вероятного покупателя, то среди первых претендентов называются польские компании PKN Orlen и Unimot, которые не скрывали своего интереса и к доле Shell. По данным источника «Октагона», близкого к одной из компаний, тогда ни у одной из них не хватило материального ресурса для осуществления своих планов. Если исходить из того, что рыночная стоимость контрольного пакета «Роснефти» выше стоимости пакета Shell, денег у поляков не хватит и сейчас. Однако это справедливо в том случае, если руководствоваться рыночной логикой. Дисконт на долю компании из «недружественной» России может оказаться гораздо выше, чем для британо-нидерландского продавца.
В пользу продажи Польше говорит необходимость обеспечивать завод сырьём.
После передачи пакета «Роснефти» под временное управление НПЗ столкнулся с дефицитом поставок нефти, а он ежегодно нуждается примерно в 12 млн тонн сырья. На помощь пришёл Казахстан, который по нефтепроводу «Дружба» начал поставлять на завод свою нефть марки KEBCO. Тем не менее за весь 2023 год ему удалось направить в Шведт менее 1 млн тонн нефти.
«У правительства Шольца (Олаф Шольц – федеральный канцлер ФРГ. – τ.) были определённые договорённости с Польшей, на территорию которой заходит “Дружба”. От Гданьска до Шведта было сделано ответвление, которое позволяет поставлять до 4 миллионов тонн нефти. Тогда же польская сторона предложила выкупить долю в НПЗ в Шведте. Соответственно, первый претендент – это Польша», – отметил в подкасте независимого аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика ИНФО» его главный редактор Борис Марцинкевич.
Как пишет издание Handelsblatt, планируемая экспроприация встречает сопротивление в немецком правительстве. Озабоченность чиновников понятна – НПЗ в Шведте имеет стратегическое значение. Находясь в непосредственной близости от Берлина, завод обеспечивает авиатопливом аэропорты столицы и покрывает более 90 процентов спроса на нефтепродукты федеральной земли Берлин-Бранденбург. У самой Германии нет возможности насытить сырьём завод в Шведте. «Ближайший морской порт имеет мощности по перевалке в пределах 2 миллионов тонн в год, и эти мощности расписаны на годы вперёд», – говорит Борис Марцинкевич.
Госсекретарь министерства экономики ФРГ Михаэль Келлнер заявил, что его ведомство продолжает «интенсивные переговоры с партнёрами из Казахстана и Польши о снабжении завода нефтью».
Однако и здесь у немецких чиновников есть сомнения: поставки так называемой казахстанской нефти по нефтепроводу «Дружба» могут быть в любой момент остановлены.
В Германии также опасаются ответных мер России в виде экспроприации в РФ активов немецких компаний. В связи с этим нельзя исключать того, что в конечном итоге сроки действующей «опеки» снова будут продлены.