Назревавшая в последние годы налоговая реформа обрела зримые очертания. Правительство РФ анонсировало обсуждение поправок, которые коснутся всех видов источников бюджетных доходов. Изменения будут более широкими, чем планировалось ещё в конце прошлого года. Но вывести экономику на новый уровень действующий состав кабмина не в состоянии. Для прекращения мешающих этому межведомственных конфликтов потребуются новые управленцы. И они уже на подходе.
Российское Правительство опубликовало уведомление о подготовке проекта поправок к Налоговому кодексу. Суть изменений пока не раскрывается. В документе содержится лишь весьма размытая формулировка об «уточнении законодательства РФ о налогах и сборах в части налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, имущественных налогов, налогообложения подакцизных товаров и специальных налоговых режимов».
К обсуждению реформы приглашены министерства, экспертные и общественные советы, Федеральная налоговая служба, Общественная палата РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, «Опора России», «Деловая Россия» и другие структуры. Нововведения коснутся как юридических, так и физических лиц и станут настолько значимыми, что потребуется «установление переходного периода с целью адаптации налогоплательщиков к вводимым изменениям».
Целью реформы станет реализация положений «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ».
Но этот документ принят в конце прошлого года и говорит о необходимости внесения в Налоговый кодекс лишь косметических правок, цель которых не изменение экономических условий, а повышение «справедливости распределения природной ренты между недропользователями и гражданами». Речь в нём шла о повышении НДПИ, увеличении ставки экспортной пошлины на природный газ и корректировке параметров демпфирующего механизма обратного акциза на нефтяное сырьё.
Что же заставило Правительство в столь короткий срок пересмотреть подход к налоговой политике? Предпосылки такого шага формировались на протяжении нескольких последних лет.
В ноябре 2020 года президент Владимир Путин подписал закон об отмене плоской ставки налога на доходы физических лиц. В соответствии с документом ставка НДФЛ была увеличена до 15 процентов с доходов в размере более 5 млн рублей. В 2021 году тема налоговой реформы не поднималась. Экономика росла опережающими темпами, бюджет пополнялся сверхплановыми доходами. Но после введения новых пакетов санкций против России источники пополнения бюджета начали показывать отрицательную динамику.
В 2022 году в дискуссию о необходимости налоговой реформы включились представители ЛДПР, предложившие заменить НДС налогом с продаж. Минфин счёл такой шаг нецелесообразным. Следом представители фракции «Справедливая Россия» внесли в Госдуму законопроект, предусматривающий обнуление НДФЛ для граждан с доходами ниже прожиточного минимума и повышение ставки до 18 процентов для тех, чьи доходы составляют свыше 50 млн рублей в год. Но и эта инициатива не нашла поддержки.
Производители и экспортёры начали лоббировать вопрос об отмене НДС на социально значимую продукцию, экспорт ряда товаров и на некоторые виды деятельности.
Отдельные политики выступили с предложениями об ужесточении налогового бремени для переехавших за границу, но продолжающих дистанционно работать на отечественные компании россиян.
Последнюю инициативу публично прокомментировал глава Минфина Антон Силуанов: «Мы договорились о том, что будем прибегать к мерам увеличения налогов на население не то что в крайнем случае – вообще их трогать не будем. Поэтому мне кажется, что вопрос увеличения налоговой нагрузки сейчас на граждан неактуальный».
Однако к концу прошлого года на фоне падения объёма нефтегазовых доходов вопрос о наполнении казны начал выходить на первый план. По итогам 12 месяцев дефицит федерального бюджета, несмотря на финансирование ряда проектов из ФНБ, достиг 3,3 трлн рублей и оказался одним из крупнейших в истории России. Более высоким этот показатель был только в пандемическом 2020 году – 4,1 трлн рублей.
Аналитики с осторожностью дают прогнозы о дальнейших налоговых шагах власти.
– Могут быть внесены поправки, касающиеся льгот для отдельных категорий граждан и организаций: какие-то из них могут быть отменены, какие-то – введены. Может быть скорректирована налоговая база, например, преобразования могут коснуться доходов, полученных россиянами за границей, – заявил «Октагону» промышленный эксперт Леонид Хазанов.
«Допускаю, что могут быть повышены ставки акцизов, в частности на спиртсодержащую продукцию (за исключением используемой для фармацевтики и медицины), – всё-таки алкоголь для населения не является товаром первой необходимости».
Леонид Хазанов
промышленный эксперт
Другие специалисты, к которым обратилась редакция, воздержались от комментариев, сославшись на большую долю непредсказуемости в действиях власти в сегодняшних геополитических условиях. Не высказали свою позицию и представители отраслевых союзов. Они пояснили, что пока не получили официального приглашения к участию в обсуждении. Тем не менее последние события в Правительстве РФ заставляют предположить, что обсуждение будет более масштабным и разноплановым.
По данным источников «Октагона», к декабрю федеральные министерства разделились на два лагеря. Первые настаивали на ужесточении бюджетной политики. Наиболее жёстко эту позицию отстаивает Минфин. С подачи его главы Силуанова часть капитальных расходов была перенесена с 2022 на последующие годы. Заморожено финансирование ряда строек и проектов. Если бы этого не произошло, то дефицит бюджета достиг бы больших значений. На стороне Минфина выступили сторонники повышения части налогов.
В качестве обоснования своей позиции представители этого лагеря называют необходимость выполнения социальных инициатив президента. Вскоре Владимир Путин выступит с бюджетным посланием, которое даст старт подготовке к президентским выборам 2024 года.
После этого объём социальных расходов может значительно вырасти.
Оппоненты этой группы ссылаются на другие поручения президента – о структурной перестройке экономики и повышении уровня импортозамещения – и настаивают на снижении налоговой нагрузки на ряд секторов промышленности. На проводимых ими совещаниях с представителями финансово-промышленных групп особенно часто звучат предложения о дальнейшей либерализации законодательства об уплате НДС. Бизнес при поддержке чиновников настаивает на продолжении господдержки и установлении прозрачных и комфортных правил взаимодействия с властью. Сторонники такой позиции вошли в конфликт с Минфином.
Одним из проявлений раскола Правительства стала недавняя публичная критика Владимира Путина в адрес главы Минпромторга Дениса Мантурова. Глава государства в резких выражениях высказал недовольство деятельностью по оформлению заказов на воздушные суда.
– Ответственность лежит и на Минфине, и на Минпромторге. Минфин придерживает финансирование, вызывая недовольство других ведомств. Минпромторг сталкивается с отсутствием условий для эффективного импортозамещения. Ощущается нехватка отечественных станков, качественного металла и многого другого. Для исправления ситуации нужно время и гарантированное финансирование, – отметил знакомый с ситуацией собеседник издания.
По мнению источника, проблема усугубляется нарастающими противоречиями между различными ведомствами, органами власти и регуляторами, в результате чего тормозятся согласования, а реализация актуальных проектов переносится на многие годы вперёд.
Преодолеть эти разногласия помогут давно ожидаемые перестановки в Правительстве.
По словам собеседников «Октагона», пока наиболее уязвимыми выглядят позиции представителей экономического блока, прежде всего Антона Силуанова. Но говорить о конкретных лицах пока рано.
Одним из важнейших маркеров кадровых перемен станет ход обсуждения изменений в Налоговом кодексе РФ. Президенту в предвыборный год понадобятся люди, способные одновременно и наполнить бюджет, и вывести экономику на новый уровень. Фамилии потенциальных претендентов на обновление состава Правительства уже звучат в публичном пространстве. И, похоже, ждать их назначения осталось уже не так долго.