В регионах завершается предварительная работа над проектами бюджетов на 2023 год. Впервые за долгое время она идёт в ситуации максимальной неопределённости. После бурного роста в январе – мае поступления основных налогов падают, иногда до отрицательных значений, а расходы растут. Чиновники на местах не исключают секвестра на 20–30 процентов. Предотвратить его могут только масштабные федеральные трансферты.
Предчувствие дефицита
Опубликованные Минфином России данные об исполнении бюджета РФ за семь месяцев текущего года подтвердили ранее высказанные экспертами опасения по поводу приближения бюджетного кризиса. Дефицит федеральной казны в июле составил рекордные 892 млрд рублей, тогда как год назад в том же месяце фиксировался профицит в 261 млрд рублей. По итогам января – июля бюджет остаётся профицитным (превышение доходов над расходами составляет 482 млрд рублей). Но наметившийся летом тренд на падение доходов (в июле общие доходы упали на 14 процентов, нефтегазовые – на 9,3 процента) и рост расходов на 25–27 процентов грозит быстро ликвидировать эту подушку безопасности.
При негативном сценарии к концу текущего года дефицит федерального бюджета может достичь 6 трлн рублей. Внешние источники его погашения заблокированы санкциями, поэтому у Правительства РФ остаются лишь два источника для исправления ситуации – Фонд национального благосостояния и средства Минфина, размещённые в российских банках.
Планы по использованию средств ФНБ для балансировки российского бюджета подтвердил глава Минфина Антон Силуанов. Они пойдут в том числе на дополнительное ежегодное финансирование федеральных ведомств сверх доведённых лимитов на сумму около 5 трлн рублей.
Доходы бюджета РФ за 2022 год.©octagon.media, 2022
«Формирование проекта федерального бюджета на 2023–2025 годы осуществляется в принципиально новых экономических и финансовых условиях беспрецедентного санкционного давления и разрыва устоявшихся хозяйственных связей», – цитирует его слова пресс-служба министерства. Силуанов подчеркнул, что Правительство России также планирует мобилизовать доходные источники и оптимизировать расходные обязательства.
Москва налогу на прибыль не верит
Иная картина наблюдается с исполнением региональных бюджетов. Основными источниками их пополнения являются налог на прибыль и налог на доходы физлиц. Если с общими доходами и НДФЛ ситуация пока выглядит относительно стабильной, то динамика налога на прибыль вызывает серьёзные опасения.
В Москве в июне (последний месяц, за который опубликованы официальные данные) в городской бюджет поступило в целом 215,4 млрд рублей – на 5,2 процента больше, чем в июне прошлого года. Рост доходов замедлился (в марте по сравнению с аналогичным периодом 2021 года он составил 28,6 процента, в мае – 26,2 процента), но всё же остаётся положительным. Июньские сборы НДФЛ (119,2 млрд рублей) также несколько превысили среднегодовое значение, в основном за счёт выплат отпускных.
Поступления налога на прибыль в московский бюджет (40,9 млрд рублей), в свою очередь, обвалились по сравнению с июнем 2021 года на 28,6 процента, с маем 2022 года – на 69,4 процента. По сравнению с пиковым значением в марте текущего года произошло падение в 6,3 раза. Динамика поступлений в федеральный бюджет заставляет предположить, что в июльском и дальнейших отчётах ситуация с наполнением столичной казны обострится.
Доходы бюджета Москвы за 2022 год.©octagon.media, 2022
В столичном правительстве уже выразили обеспокоенность по поводу проблем городской экономики. Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики Владимир Ефимов заявил РБК, что руководство мэрии пересмотрело прогноз её развития. Вместо ранее прогнозируемого роста на 3 процента ожидается спад на 3–4 процента. Это, в частности, связано с остановкой автомобилестроительных и металлургических предприятий. Заявлений о возможных параметрах бюджета Москвы на 2023 год со стороны местного правительства пока не звучало.
Петербург на дно не торопится
Бюджет Санкт-Петербурга на фоне московского выглядит более стабильным. Он занял первое место среди бюджетов субъектов РФ по общему росту доходов (плюс 72 процента в январе – июне 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Помесячные поступления в казну остаются на уровне пиковых значений прошлого года. То же самое можно сказать о динамике налога на прибыль. Его полугодовые сборы увеличились почти в три раза, ежемесячные – пока далеки от критических значений. Сборы НДФЛ держатся на средних по году значениях. Несмотря на это, официальные лица Смольного предпочитают воздерживаться от комментариев по поводу дальнейшего развития ситуации и необходимости внесения поправок в бюджет-2023.
Доходы бюджета Санкт-Петербурга за 2022 год.©octagon.media, 2022
Металлургические регионы готовятся к худшему
Поступления в бюджет Свердловской области в наибольшей степени зависят от эффективности работы металлургических предприятий «УГМК», «РМК», «ЕВРАЗ» и «ВСМПО-Ависма». Гораздо большей проблемой, чем западные санкции, для них стал «крепкий рубль». Вслед за курсом доллара начиная с апреля стала резко снижаться рублёвая выручка металлургов. Это, в свою очередь, ударило по бюджетным доходам.
Помесячные доходы свердловского бюджета превышают прошлогодние. В мае они выросли на 23,7 процента, в июне – на 5,8 процента. Показывает некоторый рост НДФЛ. Но сборы налога на прибыль уже стремятся вниз. Если по итогам апреля они превышали прошлогодние на 26,6 процента, то по итогам мая рост месяц к месяцу составил лишь 0,96 процента. В июне динамика катастрофически ухудшилась – поступления налога на прибыль оказались на 32,3 процента ниже, чем в прошлом году. Если на федеральном уровне не будут приняты решения, позволяющие скорректировать курс доллара хотя бы до 70–75 рублей, о росте прибыли крупнейших металлургических предприятий и их перечислений в бюджет говорить не придётся.
Доходы бюджета Свердловской области за 2022 год.©octagon.media, 2022
Югра ушла в минус
О возможных сценариях дальнейшей динамики бюджетных доходов позволяет судить статистика, публикуемая департаментом финансов ХМАО. Она интересна своей оперативностью – данные публикуются еженедельно в оперативном режиме. Самые свежие цифры – от 12 августа. Помимо этого, югорская экономика максимально ориентирована на нефтегазовый сектор и во многом повторяет его траекторию.
Динамика общих доходов югорского бюджета в целом дублирует прошлогоднюю, но есть и существенные отличия, говорящие о сломе тренда. За неделю с 18 по 25 февраля 2022 года поступления впервые за долгое время стали отрицательными. Это свидетельствует о том, что ряд крупных предприятий оформил возвраты из бюджета по ранее уплаченным налогам. Затем доходы уходили в «красную» зону ещё дважды – 11 марта и 12 августа.
Поступления НДФЛ также аналогичны прошлогодним. А вот перечисления налога на прибыль после пришедшегося на 5 марта пика постоянно снижаются. На пиковом значении их еженедельный объём составил 31,2 млрд рублей. 1 апреля недельный объём поступлений налога снизился более чем в два раза – до 14,7 млрд. 3 июня он опустился ещё в два раза до среднего уровня прошлого года – 7,8 млрд рублей. 1 июля показатель достиг минимальной с начала 2021 года отметки 5,4 млрд рублей.
С 8 июля по 12 августа поступления налога на прибыль в бюджет ХМАО отрицательные. Причём за последнюю неделю возврат налогов из бюджета достиг рекордного значения 2,42 млрд рублей.
Доходы бюджета ХМАО за 2022 год.©octagon.media, 2022
Предчувствие секвестра
На фоне негативной статистики по ряду регионов распространяются слухи о предстоящем секвестре ранее принятых бюджетов на 2023 год на 20–30 процентов, которые пока не подтверждаются официальными источниками.
Окончательные решения на местах будут приниматься после внесения в Госдуму проекта бюджета РФ на следующую трёхлетку. В документе будет указано, на какую федеральную помощь могут рассчитывать субъекты России. Если она окажется достаточной для компенсирования выпадающих доходов, принимать непопулярные меры губернаторам не придётся.