С 22 марта по 19 апреля государственное унитарное предприятие (ГУП) «Волгофарм» провело более 40 закупок аптечных товаров на общую сумму около 15 млрд рублей. Договоры заключаются напрямую с единственным поставщиком без проведения торгов, при этом в закупочной документации зачастую не указаны ни перечень препаратов, ни их стоимость. Эксперты предупреждают о рисках роста цен на лекарства и возможной коррупционной составляющей закупок. Руководство предприятия парирует обвинения. «Октагон» разбирался в конфликте.
Между супругами конфликт не найден
«Волгофарм» – одна из старинных российских аптечных сетей. ГУП было создано в 1992 году путём реорганизации оптово-производственного объединения «Фармация» и является правопреемником Волгоградского областного аптечного управления, созданного в 1922 году. «Мы с гордостью говорим: “Мы на фармацевтическом рынке более 90 лет”», – сообщается на сайте компании.
В арсенале ГУП не только около 200 аптек и аптечных пунктов по всей Волгоградской области и городу Волгограду, но и несколько музеев и музеев-аптек. Возглавляет предприятие Елена Бахина, супругом которой является первый вице-губернатор Волгоградской области Валерий Бахин. На своём посту он, в частности, руководит деятельностью регионального комитета здравоохранения, курирует нацпроект «Здравоохранение» и является председателем проектного комитета по региональным и приоритетным проектам Волгоградской области по направлению «Здравоохранение».
Последний факт заставил местных активистов Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратиться в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку возможности нарушения антикоррупционного законодательства по фактам конфликта интересов. В марте этого года проверка была завершена. Прокуратура нарушений не обнаружила, отметив, что «полномочиями по принятию каких-либо решений в отношении ГУП “Волгофарм” Валерий Бахин не обладает».
Закупки с элементами коррупции
Активисты обращают особое внимание на то, что Валерий Бахин не только имеет непосредственное отношение к управлению системой здравоохранения области, но и является опытным специалистом по закупкам. Известно, что он переехал в Волгоград из Рязанской области в 2014 году и курировал работу администрации региона именно в части госзакупок. По стечению обстоятельств как раз к манере проведения закупок «Волгофарма» и предъявляются основные претензии экспертов.
Валерий Бахин имеет непосредственное отношение к управлению системой здравоохранения области.Фото: сайт Волгоградской областной Думы
Например, по факту проведения закупок в марте – апреле обращение в ФАС и управление ФСБ Волгоградской области направили представители региональной общественной организации «СТОПкартель». Как говорится в документе (имеется в распоряжении редакции), «заключение ГУП “Волгофарм” прямых договоров (без торгов) с заранее определёнными поставщиками на поставку товаров аптечного ассортимента без указания наименований лекарств, аптечных принадлежностей, медикаментов и цен за единицу лекарств, медикаментов и аптечных принадлежностей содержит в себе элементы коррупции, ограничения конкуренции, раздела товарного рынка, в том числе с признаками, указывающими на неограниченный рост цен для социально незащищённых слоёв населения региона».
В деятельности «Волгофарма» авторы письма видят «искусственно созданного монополиста на рынке поставок лекарств и медикаментов в аптечную сеть Волгоградской области, который полностью диктует цены на те или иные лекарства и медизделия». Способы проведения закупок ГУП противоречат принципам Федерального закона № 223: «информационной открытости закупки, равноправию, справедливости, отсутствию дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки», – утверждают составители обращения.
ГУП-привилегии
«Октагон» попросил руководство «Волгофарма» объяснить, почему закупки проводятся именно по такой закрытой схеме. На эту просьбу откликнулась сама директор ГУП Елена Бахина. По её словам, «Волгофарм» осуществляет закупки, руководствуясь двумя нормативными актами: Федеральным законом № 223 и Положением о закупке ГУП «Волгофарм», утверждённым в 2019 году комитетом по регулированию контрактной системы в сфере закупок по Волгоградской области.
– Закупки проведены способом у единственного поставщика на основании подпункта 40 (закупка товаров осуществляется для собственного производства и/или реализации через розничные торговые объекты заказчика) пункта 19.7 Положения о закупке «Волгофарм», – пояснила Бахина.
Директор согласилась с тем, что заключённые договоры являются рамочными и определяют лишь общие условия взаимоотношений сторон. Срок их действия составляет три года.
В «СТОПкартеле» отдельно подчёркивают, что заключение рамочных договоров противоречит ключевым положениям закона о закупках.
Однако в ГУП поясняют: в связи с тем, что ассортимент лекарств и медицинских изделий постоянно обновляется, «на момент заключения договоров не представляется возможным согласовать окончательную спецификацию товаров, которые будут закупаться в рамках договоров». Также, по словам Елены Бахиной, окончательная цена договоров не будет превышать максимальную (определённую в документации).
– Начальные максимальные цены были определены, исходя из детального анализа розничного товарооборота за 2018–2020 годы, – добавила директор.
Ранее в комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области местному изданию «Блокнот» также сообщили, что законодательные послабления условий проведения закупок в части возможности заключения прямых договоров «Волгофарм» получил в период пандемии. В комитете отметили, что смена организационно-правовой формы ГУП позволила бы «предприятию работать в равных условиях с другими организациями отрасли».
Елена Бахина подтвердила, что ГУП «Волгофарм» включено в программу приватизации госимущества Волгоградской области на 2019 и на плановые 2020–2021 годы. Однако, по её словам, «решение об условиях приватизации “Волгофарма” на текущий момент не принято».
Какие риски сохраняются
Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает, что покупатели могут не беспокоиться по крайней мере за лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
– Цены на них устанавливает государство, и превышены они быть не могут, – говорит он.
Между тем доля ЖНВЛП, по данным за 2020 год, составляет 37 процентов от общего объёма розничной реализации в денежном выражении и около 45 процентов в упаковках.
«Цены на большую часть лекарств, не входящих в перечень ЖНВЛП, государство не контролирует. Унитарные же предприятия пользуются своей организационно-правовой формой для того, чтобы не соблюдать 223-й и 44-й законы. Аналогичные истории мы наблюдаем и в Брянске, и в Нижнем Новгороде».
Александр Кулаков
председатель «СТОПкартеля»
Эксперт не исключает рост цен на лекарства в области, как это уже, к слову, было в период пандемии, несмотря на прямое указание губернатора «обеспечить поддержание необходимого запаса противовирусных препаратов, в том числе рекомендованных для лечения новой коронавирусной инфекции COVID-19, дезинфекционных средств и средств индивидуальной защиты в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях и в аптечной сети». Местные жители утверждают, что осенью в Волгограде было отмечено резкое повышение цен в аптеках, а также исчезновение некоторых препаратов.