«Яндекс» скоро откроет «ЯБанк» с «ЯКредитами» и «ЯСтраховками». Проект, скорее всего, заработает на платформе ВТБ, а не Сбербанка, работавшего с «Яндексом» предыдущие восемь лет. Банк Германа Грефа находится в процессе разрыва партнёрства с поисковиком.
Группа компаний «Яндекс» подала заявки на регистрацию новых торговых марок, выяснил «Октагон». В Роспатент поступили документы на оформление сокращённых наименований и графических символов: «Я» и «Ya» – на них в целом будет сделан упор в обновлённом позиционировании компании.
В объёмном пакете свежих заявок упомянуты знаки финансовых Я-сервисов: «ЯБиржа», «ЯБрокер», «ЯВклад», «ЯКапитал», «ЯСтраховка», «ЯСчёт», «ЯПортфель», «ЯСбережения», «ЯСейф», «ЯЭквайринг», «ЯПеревод», «ЯВалюта», «ЯТрейд», «ЯАкции», «ЯКэш».
Многие из них дублируются отдельными заявками на английском языке.
Вероятно, «Яндекс» намерен продвигать под своим брендом главные услуги группы ВТБ.
Банковские, страховые, инвестиционные – адресованные и частным лицам, и бизнесу, как «ЯЭквайринг».
«Яндекс» регистрирует новые знаки по Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). «ЯКредит» помимо профильных направлений – выпуска кредитных карточек, кредитования под залог, взыскания долгов – охватывает офисную деятельность, IT-разработку, обслуживание компьютеров и платёжных устройств и много другое. Только для «ЯКредита» поисковик внёс в заявку 400 пунктов о возможных товарах и услугах.
«Яндекс» планировал купить банк ещё 10 лет назад
Практически ни одного из перечисленных финансовых розничных сервисов не появилось в многолетнем партнёрстве поисковика со Сбербанком. «Яндекс» развивал финансовые сервисы совместно с госбанком и банком «Тинькофф». Сотрудничество с последним завершилось в 2016 году, а спустя четыре года, в 2020-м, пришло время расстаться и со Сбербанком, который, опасаясь конкуренции со стороны популярного поисковика, попросту не разрешал «Яндексу» заниматься финансовыми технологиями (финтех).
«Яндекс.Деньги» начали работать с банком Германа Грефа в 2012 году. Госбанку принадлежит 75 процентов минус один рубль сервиса. Основатели платёжной системы восемь лет рассчитывали на широкий выход в офлайн и долю от рынка банковских услуг. Вопреки надеждам («Деньги» высказывали их ещё в 2012-м) госбанк так и не стал делиться с платёжной системой своими компетенциями.
«Яндекс.Деньги» существуют офлайн только в виде приветственных шоколадок в офисе «Яндекс».Фото: Павел Головкин/ТАСС
В сентябре 2019 года появились слухи, что в «Яндексе» недовольны сбером и новым финтех-партнёром поисковика станет второй по величине активов банк России – ВТБ. В 2020 году слухи частично подтвердились, стали публичными планы выхода «Яндекса» из бизнеса «Яндекс.Денег», а до этого «Яндекс» и ВТБ начали готовить первый совместный проект – «Яндекс.Инвестиции».
«Октагон» обсудил финансовые технологии в «Яндексе» с основателем LiveInternet, бывшим главой Института развития интернета, экс-советником президента по вопросам развития интернета Германом Клименко. С середины 90-х и по 2008-й Клименко работал в банковской сфере – был управляющим «Айви банка».
Клименко вспоминает, что «Яндекс» до партнёрства со Сбербанком вёл переговоры с банкирами, в частности, из банка «Платина»:
– Шли переговоры о покупке банка. Оценка была запредельно высокая, и при этом банк не хотел отдавать контрольный пакет. Альтернативный вариант – создание банка с нуля. Центробанк, к тому времени практически запретивший создание новых банков, которых и так было много, готов был сделать исключение для «Яндекса», – напомнил Герман Клименко.
Но на тот момент риски создания нового бизнеса казались слишком высокими, а перспективы развития основного бизнеса «Яндекса» – очень хорошими, отмечает эксперт.
«Яндекс.Деньги» появились в 2002-м. Сначала это был совместный проект «Яндекса» и петербургской компании PayCash.
Через пять лет «Яндекс» выкупил долю партнёра за один – два млн долларов (оценка автора книги «Яндекс Воложа» Владислава Дорофеева). К 2011 году в России ужесточилось госрегулирование деятельности электронных платёжных систем, и «Яндекс.Деньгам» потребовалась регистрация в качестве небанковской кредитной организации или банковская лицензия.
Олег Тиньков многим обязан «Яндексу»
В результате, с одной стороны, «Яндекс» предпочёл собственному банку лицензию небанковской коммерческой организации, с другой – сблизился с «Тинькофф Банком». Последний начал выпуск карт для «Денег» – и пластиковых, и виртуальных.
Партнёрство продлилось до осени 2016 года. За это время у клиентов «Денег» появилось около 10 млн виртуальных и около 400 тысяч пластиковых карт, выпущенных «Тинькофф». В декабре 2015 «Яндекс.Деньги» получили статус полноправного участника системы Mastercard и начали выпускать карты сами и в разы большими тиражами.
«Как-то на встрече в Фонде развития интернет-инициатив одновременно оказались Олег Тиньков и Аркадий Волож. Я сказал, что Олег должен быть благодарен Аркадию: если бы Волож запустил в 2012 году «Яндекс.Банк», то банк Олега, очевидно, так бы не расцвёл. Никто со мной не стал спорить».
Герман Клименко
экс-советник президента по вопросам развития интернета
Однако главным событием 2012 года стало не партнёрство с «Тинькофф», а продажа «Деньгами» доли бизнеса в 75 процентов минус один рубль государственному Сбербанку. Последний заплатил за контроль над платёжной системой 60 млн долларов. Наталья Хайтина, замгендиректора «Яндекс.Денег» до октября 2012 года, говорила, что бизнес платёжных систем становится всё больше похож на банковский, а интернета в нём – куда меньше. Сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож соглашался: «“Яндекс.Деньги” всегда были удобным инструментом онлайн-платежей, но в интернете мы практически всё исчерпали».
Но банковские услуги в рамках «Яндекс.Денег» Сбербанк не сделал. Были и другие сложности: например, в 2015 году минфин США включил платёжную систему в санкционный список. Американцы мотивировали решение тем, что «Деньги» прямо связаны с госбанком. Санкции отрезали «Деньги» от американского финансирования к счастью для платёжной системы: она в нём и не нуждалась. Рядовые владельцы кошельков не пострадали. Санкции повлияли на имидж компании, но это, вероятно, было не единственной проблемой «Яндекса».
ВТБ фактически будет младшим партнёром
Вопреки надеждам поисковика, даже спустя семь-восемь лет после создания совместного предприятия со Сбербанком «Деньги» не запустили «Кредит», который рассчитывала запустить ещё в начале десятилетия директор «Денег» Евгения Завалишина. Осенью 2019 года появились слухи, что «Яндекс» в партнёрстве с ВТБ (а не со Сбербанком) готовят новый финтех-проект – «Яндекс.Инвестиции». Через этот массовый сервис непрофессиональные инвесторы якобы смогли бы торговать акциями, другими ценными бумагами и финансовыми инструментами.
6 февраля 2020 года «Яндекс» действительно подал в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Яндекс.Инвестиции».
Слухи продолжили частично подтверждаться и в июле 2020 года, когда в «Яндекс.Плюсе» появились «счета для накоплений». Эту альтернативу банковскому вкладу «Яндекс» представил совместно с входящим в группу ВТБ фондом «Ликвидность» и «ВТБ Капиталом». Раньше, в начале лета, выяснилось, что «Яндекс» выйдет из пары совместных со сбером предприятий. В случае «Денег» – передаст платёжную систему госбанку.
Аркадий Волож: «“Яндекс.Деньги” всегда были удобным инструментом онлайн-платежей, но в интернете мы практически всё исчерпали».Фото: Михаил Метцель/ТАСС
В 2012 году «Яндекс» и Сбербанк договорились, что поисковик занимается финансовыми технологиями исключительно как партнёр банка по совместному проекту «Яндекс.Деньги» и не будет развивать конкурирующих решений. После разрыва отношений со сбером препятствий для запуска «ЯБиржи», «ЯБрокера», «ЯВклада», «ЯСтраховки» и других продуктов в партнёрстве с ВТБ больше не осталось. Герман Клименко назвал развод поисковика с госбанком предсказуемым: «Сбер, безусловно, претендовал на лидерские позиции и на мнение. Для Грефа комфортный партнёр – это Mail.ru (в ноябре 2019-го Сбербанк и Mail.ru Group договорились о стратегическом сотрудничестве. – τ.)».
– «Яндекс» превратился из компании программистов с лозунгом «Пусть растут все цветы!» в компанию, управляемую не программистами, а финансистами, которые будут выжимать из рекламной машинки, которой сейчас является «Яндекс», всё, что только можно. Успех «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Еды» стимулирует менеджеров зарабатывать на всём. Я думаю, что ВТБ в данном случае будет выступать младшим партнёром, – заключил Герман Клименко.