Обратной стороной внепланового повышения оптовых тарифов на газ, запланированного на ближайшие два года, станет увеличение налога на добычу природных ископаемых. Соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении 17 октября. По замыслу законодателей, мера позволит пополнить бюджет за счёт изъятия у производителей газа дополнительных доходов, которые они получат от индексации. Рост НДПИ для «Газпрома» будет ниже, чем для остальных компаний. Исправить ошибку призвал глава «Роснефти» Игорь Сечин. Услышат ли его регуляторы?
Новый виток противостояния «Газпрома» и «Роснефти» на газовом поле обозначился на этой неделе. Спустя три дня после принятия законопроекта, предусматривающего увеличение НДПИ на газ с 2024 года, спикер Госдумы Вячеслав Володин получил письмо от Игоря Сечина. В своём обращении, на которое ссылается издание «Коммерсантъ», главный исполнительный директор «Роснефти» указывает на «диспаритет», который возникнет в случае принятия закона.
Судя по цифрам, приведённым в законопроекте, расхождение действительно значительное. Ставку НДПИ планируется увеличивать на специальный коэффициент (Ккг), введённый в этом году. С января 2023 года по 30 июня 2024 года он составляет 134, с 1 июля 2024 года по 30 июня 2025 года – 285, с 1 июля 2025 года – 305.
В документе предусмотрено, что показатель Ккг для собственников Единой системы газоснабжения (читай: «Газпрома») в первой половине 2024 года будет установлен в размере 303, для независимых компаний – 555, во втором полугодии 2024 года коэффициент для «Газпрома» вырастет до 454, для независимых – до 706. С 1 января 2025 года для «Газпрома» он будет равен 428, для независимых – 779, во втором полугодии 2025 года монополист получит коэффициент 448, независимые компании – 799. Наконец, с 1 января 2026 года Ккг составит 464 и 863 соответственно.
В качестве компромисса для устранения диспаритета Игорь Сечин предлагает увеличивать коэффициент НДПИ для всех на уровне, предусмотренном для «Газпрома».
Главную несправедливость глава «Роснефти» усматривает в том, что его компания поставляет газ только на внутренний рынок, преимущественно на электростанции.
Индексация же, как ранее сообщал «Октагон», на первых порах не коснётся предприятий электроэнергетики, а значит, «Роснефть» не сможет стать её бенефициаром. При этом НДПИ будет увеличен для всего добываемого газа.
Помимо уравнивания всех производителей газа в части корректировки НДПИ, Игорь Сечин выдвигает идею обложить дополнительным налогом компании, получающие повышенные доходы от поставок газа на премиальные экспортные рынки. В такой не слишком завуалированной форме предлагается увеличить налоговую нагрузку на национальное достояние.
Главная цель корректировки налогового законодательства в разных его аспектах заключается в повышении доходов бюджета, что неоднократно декларировалось чиновниками. За первые девять месяцев этого года федеральный бюджет получил на 34,5 процента (5,6 трлн рублей) меньше нефтегазовых доходов, чем за аналогичный период прошлого года. От повышения налога на добычу полезных ископаемых Минфин ожидает дополнительных доходов в казну в размере свыше четверти триллиона рублей за 2024–2026 годы.
Одновременно с этим ведомство приводит прогнозные оценки выручки, которые производители газа получат от сверхиндексации тарифов. В частности, заместитель министра финансов Алексей Сазанов отмечал, что выручка «Газпрома» от увеличения газовых тарифов в 2024–2026 годах составит около 120–130 млрд рублей в год.
Утверждается, что посредством корректировки НДПИ будет изъято более 90 процентов этих средств.
Комитет Госдумы по бюджету объяснял разницу в корректировке для «Газпрома» и других производителей тем, что она необходима для выравнивания экономических условий ведения хозяйственной деятельности различных предприятий. Если исходить из объёмов реализации, вклад «Газпрома» в пополнение бюджета действительно будет выше, чем у прочих компаний, однако насколько при этом справедливо фактически дифференцированное налогообложение, вопрос спорный, и логика здесь не усматривается.
– Введение разных правил для производителей одного и того же товара – это нарушение антимонопольного законодательства. О каком выравнивании условий идёт речь, непонятно. Разве издержки у «Газпрома» выше? Он пользуется монопольным правом на трубопроводный экспорт, монопольно владеет трубой, независимые производители ему за доступ к ней платят, при этом условия добычи на Крайнем Севере и новых месторождениях у них тяжелее, то есть затрат они несут больше. Но при всём при том «Газпром» защищён ореолом системообразующей компании, – комментирует «Октагону» доцент Финансового университета при Правительстве РФ Леонид Крутаков.
По словам эксперта, фактически сумма НДПИ для независимых производителей будет примерно в два раза больше, чем для газовой монополии. Отсюда следует, что если у «Газпрома» будет изъято 90 процентов прибыли от повышения тарифов, то остальным придётся отдать государству больше 100 процентов.
– То есть «Газпром» сможет поднять цены всего на 10 процентов, а независимые производители понесут дополнительные убытки – не просто компенсируют повышение тарифов, но ещё и доплатят Минфину, – продолжает Леонид Крутаков.
В итоге эта мера в случае её реализации в нынешнем виде приведёт к росту цен, от которого в первую очередь будет страдать потребитель, считает аналитик.
С учётом же российского климата, где тепловые и энергетические затраты на единицу продукта значительно превышают европейские, неизбежно падение внутреннего производства. Под угрозой оказывается и реализация перспективных проектов, которыми заняты «Роснефть» и «Новатэк».
Собеседник полагает, что принятие в первом чтении спорного законопроекта стало результатом лоббистских усилий руководства «Газпрома», но теперь вмешательство главы «Роснефти» создаёт определённую интригу.
– Будут ли услышаны просьбы Игоря Сечина? Напомню, что он является ответственным секретарём президентской комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК. Соответственно, из исхода этой истории мы и увидим, чей ресурс сильнее, – убеждён Леонид Крутаков.
Первые сигналы от власти уже поступили. 25 октября на обращение «Роснефти» отреагировал Алексей Сазанов. Он сообщил, что в Правительстве также получили предложения от нефтяной компании и вопрос находится на стадии проработки. «Смотрится материальный баланс, с тем чтобы принять окончательное решение. Сейчас это всё изучается», – заявил чиновник.
Дата рассмотрения законопроекта во втором чтении, судя по информации на странице документа на сайте Госдумы, пока не определена.