С октября власти регионов направили 116 млн рублей на переобучение граждан, пострадавших от пандемии коронавируса, следует из закупок, которые проводят субъекты. Поддержку получают безработные, находящиеся под угрозой увольнения, а также выпускники вузов.
Идея организации курсов переподготовки принадлежит Правительству. В конце июня кабмин поручил создать комплекс мер по оказанию помощи в сфере занятости. А в августе Минпросвещения, Роспотребнадзор утвердили программу, которая реализуется при поддержке союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия). Критерии отнесения к категории пострадавших от COVID-19 определяют региональные ведомства. Обучение можно пройти только один раз.
В основном россияне в регионах получают новые рабочие специальности, проходят курсы медсестёр, педагогов, линейного персонала в индустрии гостеприимства или в IT-секторе. В некоторых субъектах есть спрос на предпринимателей и полицейских. За два месяца учебные занятия посетили тысячи людей.
Большинство образовательных организаций – участников проекта – техникумы и колледжи. По программам переподготовки видно, как пандемия изменила рынок труда в регионах.
Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства направил почти 15 млн рублей на переобучение сотни человек по специальностям повара, парикмахера, сварщика, штукатура, маляра и токаря. Некоторых научат управлять локомотивом, более ста человек пройдут курсы преподавателя младших классов и дошкольных учреждений.
Ульяновский авиационный колледж заключил с местным техникумом отраслевых технологий и дизайна контракт на подготовку швей и парикмахеров. Майкопский индустриальный техникум выделил 245 тыс. рублей на дополнительное профобразование 10 человек по компетенции «Правоохранительная деятельность». После прохождения курсов граждане смогут работать в полиции и органах МВД следователями, дознавателями, криминалистами, участковыми и так далее. Параллельно учебное заведение из Адыгеи займётся подготовкой предпринимателей.
Рост безработицы в России приобретает угрожающий размах, заявил «Октагону» преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий. По его мнению, программы Центров занятости вполне дееспособны, но эти формы обучения нужно настроить под потребности рынка.
«Работа в России есть, и её по-прежнему много. Но она узко сегментирована по определённым направлениям. Большая часть специалистов, востребованных сегодня, – это строители, обслуживающий медперсонал, работники торговли».
Анатолий Гожий
преподаватель Высшей школы управления финансами
Интересно, что несмотря на рост безработицы, ряд отраслей экономики (строительство, торговля), привыкших занижать свои издержки за счёт привлечения трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья, оказался перед лицом дефицита рабочей силы, размышляет эксперт.
– Эпидемия и связанные с ней ограничения сделали невозможным приток мигрантов в сферы, которые традиционно отдавались им на откуп. Многим пришлось покинуть Россию в период локдауна, так как они не имели тех же мер соцзащиты и тех же возможностей самоизоляции, что и россияне. В результате даже строительство – отрасль, которая сегодня переживает рост деловой активности, оказалось в ситуации нехватки рабочих рук. Традиционно ориентируясь на трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, компании вынуждены задуматься об изменении условий найма. В данном сегменте сформировалась заниженная шкала зарплат, – поделился Гожий.
Участие в программе Минпросвещения не гарантирует трудоустройства, говорит аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Елена Киселёва.
– Такая переподготовка не решает характерную для депрессивных регионов и малых городов проблему низких зарплат и позиций, на которые люди идут неохотно. После обучения не все согласятся на предлагаемые вакансии. Поэтому государство параллельно с подготовкой кадров должно способствовать созданию новых высокопроизводительных рабочих мест через повышение доступности кредитных ресурсов и снижение налогового бремени, а этого не происходит, – констатирует собеседник.
Эффективность программ переобучения во многом зависит от того, кто и как именно их реализует, насколько актуальны знания и навыки, и мотивированы ли сами переобучающиеся ими овладеть. Например, в прошлые годы отмечалось, что по окончании таких курсов люди не набирают высоких баллов на экзаменах, заметила Киселёва.