«Газпром» потратит более 88 млрд рублей на трубы

«Газпром» потратит более 88 млрд рублей на трубы

Экономика 09 марта 2021 Евлалия Самедова

Всего за два с небольшим месяца – с конца прошлого года и до начала марта этого года – «Газпром» в лице своей дочерней компании «Газпром комплектация» провёл шесть закупок труб большого диаметра (ТБД) общим объёмом 1,2 млн тонн на сумму свыше 88 млрд рублей. Заказ должен быть выполнен до конца 2022 года. Кто выступит поставщиком, неизвестно: прямые договоры были заключены без торгов, название исполнителя скрыто. Что остаётся за кадром и другие подробности – в материале «Октагона».

Старые новые закупки

Первая закупка компании «Газпром комплектация» на поставку 122,5 тыс. тонн труб была размещена 27 декабря, последние две – на поставку в совокупности 436 тыс. тонн – 2 марта (подробное описание закупок см. в таблице). Как следует из документации, размещённой на сайте госзакупок, во всех шести случаях речь идёт о поставках ТБД с наружным антикоррозийным покрытием (стальных сварных труб круглого сечения с наружным диаметром более 406,4 миллиметра), указан и код по классификатору ОКПД2 – 24.20.23.

Общая сумма закупок превысила 88 млрд рублей. Закупки проведены без торгов, у единственного поставщика. Поставщик определён, но не озвучивается. На вопрос «Октагона» о том, кто им станет и почему была выбрана неконкурсная система его отбора, в «Газпроме» ответили, что уже комментировали эту ситуацию, и поделились ссылкой на публикацию от 17 февраля в «Интерфаксе», содержащую следующее объяснение:

«По итогам проведённого в июне 2020 года открытого конкурентного отбора ООО “Газпром инвест” заключило пять договоров поставки труб большого диаметра на общую сумму около 96 млрд рублей. Сейчас в рамках внутригрупповых решений обязательства покупателя по данным договорам передаются от “Газпром инвест” в “Газпром комплектация”. Таким образом, речь не идёт о новых закупках ТБД».

Победителями тогда стали Выксунский металлургический завод Объединённой металлургической компании, Ижорский трубный завод «Северстали», Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), Трубная металлургическая компания (ТМК) и Загорский трубный завод (ЗТЗ).

Что не сходится

«Октагон» изучил указанные пять договоров (информацию по каждому из них также можно найти в таблице). В закупках 2020 и 2021 годов не сходятся сроки поставок. Сроки исполнения договоров по закупкам 2020 года – с 13 июля 2020 года (то есть они уже должны исполняться, что и происходит, если судить по статусу «исполнение») до апреля 2022–2023 годов. Последние изменения в договоры вносились уже в этом году. В свежих закупках сроки исполнения – декабрь 2020-го – конец 2022-го (один – до полного исполнения).

Не совпадает и сортамент по старым и новым договорам. В договорах 2020 года фигурируют трубы стальные электросварные прямошовные 1420 и 1220 миллиметров с заглушками (код по ОКПД2 – 24.20.13.130). Иначе разбиты объёмы поставок и, соответственно, их стоимость. На просьбу «Октагона» прокомментировать расхождения и объяснить, почему старые договоры не расторгнуты, если обязательства перешли к другой «дочке», в «Газпроме» не ответили.

Эксперты, опрошенные изданием, склоняются к тому, что закупки 2021 года всё же новые. С тем, что одним из признаков этого является несовпадение сортамента и объёмов, согласились, в частности, в «Трансперенси Интернешнл – Россия».

– По всей видимости, это разные закупки, – отметил промышленный эксперт Леонид Хазанов.

Убеждён в этом и председатель правления общественной организации «СТОПкартель», активист Общероссийского народного фронта (ОНФ) Александр Кулаков. Он особо обращает внимание на то, что старые договоры не расторгнуты и действуют по сей день.

Закон не мешает

Что касается новых закупок, то, по мнению эксперта, они проведены с нарушениями, в связи с чем «СТОПкартель» уже обратился в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с заявлением о признаках нарушения п. 3 ч. 4 ст. 11 и п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Кулаков настаивает на том, что допустимый объём закупок у единственного поставщика в течение одного года не должен превышать 10 тыс. тонн. Последние же закупки предполагают даже в рамках одного лота приобретение сотен тысяч тонн, а в совокупности превышают один миллион тонн.

«Заключение прямых договоров без торгов на поставку труб большого диаметра в объёмах свыше 1 млн тонн на десятки миллиардов рублей у единственного поставщика на высококонкурентном рынке является по меньшей мере непозволительной роскошью, в элементах которой усматриваются вероятные коррупционные проявления».

Александр Кулаков | председатель правления общественной организации «СТОПкартель» Александр Кулаков
председатель правления общественной организации «СТОПкартель»

Максимальный допустимый объём зафиксирован в специальном документе – стандарте закупок труб большого диаметра, разработанном Минпромторгом совместно с ФАС России. Проблема в том, что документ рекомендован ведомствами к принятию, но до сих пор не утверждён «Газпромом», где находится на рассмотрении более двух лет, с середины февраля 2019 года.

Тем временем на трубном рынке

Щедрый заказ, способный обеспечить работой любое производство на два года вперёд, поступил на трубный рынок в период его передела. С прошлого года активно обсуждается близящаяся к завершению сделка по продаже ЧТПЗ Андрея Комарова. Как сообщал «Октагон», согласно достигнутым летом 2020 года договорённостям, предприятие должно было перейти Загорскому трубному заводу. На днях стали известны подробности новой конфигурации: в схеме будет присутствовать ещё один игрок – ТМК Дмитрия Пумпянского.

Трубники сообразили на троих

На российском рынке трубного производства меняется расстановка сил. Трубная металлургическая компания (ТМК) планирует стать акционером Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ). По информации «Октагона», это не отменяет ранее достигнутые договорённости о поглощении ЧТПЗ Загорским трубным заводом (ЗТЗ) – он станет бенефициаром, а владелец ТМК Дмитрий Пумпянский – управляющим челябинским активом.

Перейти к материалу

На ЗТЗ официально не подтверждают своего участия в предстоящей сделке, высказывая озабоченность тем, что в случае слияния ТМК и ЧТПЗ на рынке появится монополия.

– В результате слияния ЧТПЗ И ТМК на рынке появится монопольный игрок в сегменте бесшовных труб. Его доля будет близка к 100 процентам. От монопольного ценообразования могут пострадать государственные нефтегазовые компании, такие как «Роснефть», «Газпром нефть» и ряд других. Из-за этого есть риски недополучения в бюджет дивидендов от этих компаний. В целом такая сделка, на наш взгляд, может вызвать ряд вопросов у ФАС, – заявили «Октагону» в пресс-службе ЗТЗ.

Одновременно загорский завод заявляет о том, что планирует сосредоточиться на строительстве собственного производства нефтегазовых труб за 45 млрд рублей со сроком ввода в эксплуатацию в 2023 году. Банк-партнёр сейчас выбирается, уточнили на ЗТЗ.

ЗТЗ потратит на новый завод деньги «Газпрома»?

Как бы ни разрешилась сделка по продаже ЧТПЗ, эксперты полагают, что заказ «Газпрома» с большой долей вероятности будет реализовывать загорский завод.

– В принципе, ЗТЗ может выступать поставщиком труб большого диаметра по новым закупкам «Газпрома». Его мощность ограничена 750 тыс. тонн труб большого диаметра в год. Соответственно, в течение года он свыше 1 млн тонн выпустить не может. Но контракт на изготовление труб для «Газпрома» рассчитан более чем на год, – отметил Леонид Хазанов.

На вопрос, имеет ли ЗТЗ отношение к новым закупкам, на предприятии не ответили, ограничившись сообщением о том, что «в настоящее время на заводе законтрактовано более 250 тыс. тонн на 2021 год. В том числе есть и заказы “Газпрома”».

Александр Кулаков также считает, что присутствие ЗТЗ среди поставщиков исключать нельзя:

– Поскольку информация о поставщиках скрыта, можно предположить, что среди них всё те же крупные поставщики труб большого диаметра, в том числе и ЗТЗ. Если это так, то полученные таким образом денежные средства частично могут быть потрачены на строительство нового завода или выкуп доли ЧТПЗ.

По словам эксперта, в осуществлении этих неконкурентных закупок усматривается «неприкрытый» интерес руководства «Газпрома», иначе закупки провели бы конкурентным способом, без укрупнения предмета торгов, а также приняли бы стандарт закупок ТБД, рекомендованный ФАС и Минпромторгом.