- ВПК делает ставку на автономные системы
- Бурное развитие искусственного интеллекта обостряет конкуренцию
В США ускорился процесс сращивания «большой цифры» и военного ведомства. Руководители четырёх крупных технологических компаний Кремниевой долины – Palantir Technologies, Meta*, OpenAI и Thinking Machines Lab – приняли военную присягу в звании подполковников резервной армии США. При этом одна из них, OpenAI, заключила долгосрочный контракт с Пентагоном.
Картину дополняют сообщения об участии представителей цифровых компаний и военных в очередной встрече членов Бильдербергского клуба, что свидетельствует об осознании западным истеблишментом растущей роли цифровых технологий.
«Кто владеет алгоритмами, тот пишет правила. Кто не владеет – будет жить по чужим протоколам», – написал по этому поводу один сетевой эксперт.
Пентагон как двигатель прогресса
Многолетнее лидерство США в сфере вооружений в значительной степени обеспечивалось участием национального военного ведомства в постановке задач и финансировании научных исследований. По такому принципу работал Манхэттенский проект, так были созданы система GPS, интернет и работающий в пользу ВСУ Starlink. Сегодня интересы Пентагона сосредоточены на развитии искусственного интеллекта (ИИ). Не только в сфере прикладных задач, вроде организации кибератак или управления роями дронов. ИИ уже используют при ситуационном анализе и выработке комплексных управленческих решений.
В ходе 12-дневной войны с Ираном американские военные использовали разработанную компанией Palantir Technologies специализированную утилиту Mosaic – инструмент оценки ядерных объектов Ирана на основе огромного массива разведывательных данных и планирования действий по их уничтожению.
То есть ИИ выступил не в роли прикладного инструмента, а как элемент новой культуры военного управления.
Финансирование обеспечивалось через работающую в тесной связке с ЦРУ венчурную компанию In-Q-Tel.
Государственный бюджет – самый надёжный источник поддержания ИИ-проектов. На расходы в области национальной безопасности на 2026 финансовый год Дональд Трамп запросил у Конгресса 1,01 трлн долларов, что на 13 процентов больше, чем в текущем году. Почти половина этой суммы проходит по статье «научные разработки».
Тандем «большой цифры» с Пентагоном прекрасно вписывается в американскую логику глобального доминирования. Но поддержавшие избрание Трампа технологические компании не готовы довольствовать ролью исполнителей – у них есть свой взгляд на стратегию дальнейшего развития.
Манифест новых технократов
Сразу после инаугурации Трамп заявил, что в рамках идеологии Make America Great Again США будут добиваться гегемонии в сфере искусственного интеллекта. Затем генеральный директор Palantir Technologies Александр Карп и руководитель одного из отделов компании Николас Замиски рассказали о реализации этого плана в книге с претенциозным названием «Технологическая республика».
По мнению авторов этого программного текста, США отстают от Китая в таких областях, как ИИ, робототехника и оборонные технологии, из-за того, что приоритеты технологических разработок Кремниевой долины сместились со стратегических направлений к потребительским продуктам – новации нацелены на комфорт сегодняшнего дня, а не на новые горизонты будущего.
Эту ситуация предлагается сломать – пересмотреть роль технологий в обороне, выстроить новую систему финансирования и вернуться к модели времён Второй мировой войны, когда учёные, государство и бизнес продвигали такие стратегические проекты, как создание атомного оружия. По словам Карта и Замиски, именно такие инновации должны стать основой военного и, как следствие, политического доминирования США в XXI веке.
На минувшей неделе эта тема получила дальнейшее развитие в интервью, которое дал The New York Times создатель и главный акционер компаний PayPal и Palantir Technologies Питер Тиль. Он поддерживал Трампа ещё в 2016 году, а сегодня считается «крестным отцом» вице-президента Джей Ди Вэнса и большинства правых технократов, стоящих за спиной республиканской администрации.
Глава Palantir Питер Тиль.Фото: Gage Skidmore/CC BY-SA 2.0
Тиль много инвестирует в военные технологии и делает это по идейным соображениям, потому что считает, что «развитие стагнирует», «институты деградировали и стали не склонны к риску» – мир захватывает Антихрист, соблазняющий людей обещаниями «мира и безопасности». Чтобы выбраться из этой ловушки, обществу нужен шок:
«Мы должны пойти на гораздо большие риски. Дроны в сочетании с ИИ в военном контексте – это страшно и опасно, это антиутопия, но она может изменить ситуацию. А если у вас нет ИИ, то вообще ничего не происходит. Бог не стоит за историей. Бог не является причиной всего. У нас есть большой простор для человеческой деятельности, для человеческой свободы».
Легко видеть, что Тиль предлагает более радикальные меры, чем его коллеги: они смотрят на ИИ как на инструмент переформатирования войны ради доминирования США, а он, оперируя такими понятиями, как Бог, Антихрист и Армагеддон, фактически признаётся в намерении перевернуть всю ценностную систему мира, используя ИИ-технологии в войне нового типа.
Трамп нужен «большой цифре» для прорыва к власти
Эсхатологический авантюризм Тиля пока не стал руководством к действию для администрации Дональда Трампа. Этот переход отложен до времён, когда США с помощью «большой цифры» добьются (если добьются) мировой гегемонии. Только после этого носители нового цифрового мышления начнут навязывать верховной власти свою антигуманистическую стратегию.
В этом Тиль пошёл гораздо дальше, чем демократы:
«Мы хотим большей трансформации, чем переодеваться, как трансвеститы**, или менять пол, как транссексуалы**. Мы хотим, чтобы вы могли изменить своё сердце, изменить своё мышление и изменить всё своё тело».
Адепты ИИ и войн нового типа оказались в свите нового хозяина Белого дома, потому что смогли предложить способ реализовать его лозунг Make America Great Again. А как представители «новых денег» – богатства, заработанного своим трудом благодаря инновациям, – они совершенно искренне поддерживают намерение Трампа «разрушить Deep State» и отлучить от власти элиты, владеющие полученными по наследству «старыми деньгами».
Президент США Дональд Трамп и министр обороны США Пит Хегсет.Фото: Molly Riley
Теперь они делают заявку на формирование новой архитектуры мира в цифровом формате. В результате механизмы управления конфликтами, стратегическое планирование, контроль над финансовыми и информационными потоками должны оказаться под контролем ИИ и тех, кто создаёт его алгоритмы. А война, на которую уже пошёл американский ИИ, – это одна из прикладных задач, решаемых ради достижения этой амбициозной цели.
Западные элиты без устали рождают проекты захвата власти над миром. Несколько лет назад «давосские мудрецы» собирались устроить глобальную перезагрузку. Теперь американские технократы готовят погружение человечества в рискованный, по признанию Тиля, мир ИИ.
Проблема, однако, состоит в том, что эти новые технократы пока не могут предъявить никаких выдающихся достижений. Спроектированное с помощью искусственного интеллекта контрнаступление ВСУ провалилось, покончить с ядерной программой Ирана тоже не удалось.
К тому же энергетика США не способна обеспечить электричеством эти амбициозные проекты. Да и старые элиты с их огромными деньгами и влиянием наверняка будут противостоять рвущимся к власти конкурентам, а население вряд ли оценит манифест Тиля, который призывает рисковать ради неведомого прогресса, считает существующий порядок вещей царством Антихриста и подталкивает мир к цифровому Армагеддону.
* Признана экстремистской и запрещена на территории РФ.
** Движение ЛГБТ признано в России экстремистским и запрещено.