- Бойня в Газе разрушила контроль Штатов над глобальным Югом
- От трагедии Нагорного Карабаха к войне на Ближнем Востоке
На фоне протестов против жёсткой зачистки израильскими военными сектора Газа в информационно-политическом поле набирает обороты пропагандистский тренд, в рамках которого критики действий Израиля получают клеймо антисемитов. Логика этих умозаключений проста: евреи пережили холокост, поэтому они имеют право защищаться любым способом, в том числе истребляя палестинское население, а тот, кто думает иначе, является «пещерным антисемитом» и последователем Третьего рейха.
Эта схема оправдания жестокости по отношению к врагам еврейского государства работала на протяжении многих лет. Во всех предыдущих конфликтах соотношение количества жертв среди израильтян и палестинцев, как правило, составляло 1 к 10, и это считалось нормальным. Жертвы холокоста ещё в 40-х годах прошлого века сказали: «Никогда больше». И западный мир, считавший Израиль своим форпостом на Ближнем Востоке, согласился, что израильтяне могут не ограничивать себя в борьбе с ХАМАС и палестинцами, которые всегда жили на территории нынешнего Израиля, но были лишены своей государственности.
Последние события прорвали этот пузырь двойных стандартов. Мир сначала ужаснулся беспредельной жестокости напавшего на Израиль ХАМАС, но уже через несколько дней ситуация перевернулась.
Массированные обстрелы и блокада сектора Газа, разрушение жилых домов, гибель тысяч мирных жителей и более 3,5 тысячи детей превратили жертву атаки боевиков в палача палестинского народа.
На митинги в поддержку Палестины вышла не только мусульманская, но и западная улица. Акции проходят в США и государствах Европы. А среди призывающих остановить бойню есть не только живущие в разных странах евреи, но и действующие там еврейские организации. Большинство этих людей осуждает действия Израиля как политического субъекта, а не в контексте межнациональной или религиозной вражды. Но руководство Израиля и поддерживающие его западные политики пытаются загнать эту новую ситуацию в старую парадигму антисемитизма.
Израиль надевает жёлтые звёзды
Наиболее ярким примером эксплуатации темы холокоста стала демонстративная акция израильской делегации в Совбезе ООН с прикалыванием к своей одежде жёлтых звёзд, которые во времена Третьего рейха должны были носить евреи. Это проецирование событий 80-летней давности на сегодняшний день девальвирует память о катастрофе и в конечном итоге может привести к обратному эффекту.
Действия ЦАХАЛ в Газе и воинственные, а порой и расистские заявления израильских политиков уже разрушили репутацию еврейского государства как самой цивилизованной страны региона и спровоцировали антиизраильские выступления по всему миру. Теперь речь идёт о дискредитации памяти о холокосте, на протяжении многих лет служившей индульгенцией против обвинений Израиля в чрезмерной жестокости операций, проводимых на территории Газы. И делают это не некие враги и заговорщики, а сами израильские политики.
Постоянный представитель Израиля при ООН Гилад Эрдан во время заседания прикрепил к своему пиджаку жёлтую звезду и пообещал не снимать её до тех пор, пока Совбез ООН не осудит действия радикального палестинского движения ХАМАС.Фото: Eduardo Munoz Alvarez/AP/ТАСС
Аналогичным образом обстоят дела и с бытовым антисемитизмом, который есть во всех странах континентальной Европы. Он всегда осуждался и существовал как бы в подполье: не любившие евреев местные жители на открытые враждебные действия, как правило, не решались. Свежую струю в это явление в последнее десятилетие внесли мигранты, агрессивный настрой которых привёл к росту числа уголовных эксцессов – нападений на евреев, поджогов синагог и прочего. Но о разгуле антисемитизма в Европе заговорили только в октябре этого года.
В антисемиты записывают всех критиков Израиля
В ответ на массовые акции в поддержку Палестины, участники которых осуждают политику Израиля, в Европе запустили кампанию по борьбе с антисемитизмом. Директор агентства ЕС по фундаментальным правам Майкл О’Флаэрти в интервью британской газете The Guardian заявил, что антисемитизм является формой расизма, которая глубоко укоренилась в европейском обществе и представляет экзистенциальную угрозу для еврейской общины континента.
С первой частью этого утверждения не поспоришь. Антисемитизм действительно характерен для западной цивилизации. В государствах Ближнего и Среднего Востока веками существуют еврейские общины, но даже в тех странах, которые позиционируют себя как врагов Израиля, местных иудеев никто не притесняет. Например, в Иране, где живёт около 30 тысяч евреев и в одном только Тегеране функционируют 14 синагог, есть ненависть к Израилю, но нет никакого антисемитизма.
На Западе картина прямо противоположная.
Соединённые Штаты и страны Западной Европы безоговорочно поддерживают действия Израиля в Газе, а политики Германии, Великобритании и других европейских государств говорят об «ужасающих масштабах антисемитизма». Скачкообразный рост этого явления объясняется не только активизацией антиеврейских настроений в арабских диаспорах, но и тем, что антисемитами начали называть критиков еврейского государства.
Если следовать этой логике, в антисемиты нужно записать большинство стран мира (80 процентов от списочного состава ООН), проголосовавших на Генеральной ассамблее Организации Объединённых Наций за резолюцию, призывающую к немедленному прекращению огня и осуждающую действия Израиля.
В Риме около 20 тысяч человек приняли участие в демонстрации в поддержку палестинского народа.Фото: Marcello Valeri/Zuma/TASS
Нормальные люди понимают, что между ксенофобией и неприятием политики того или иного государства есть большая разница. Однако западные лидеры смотрят на этот вопрос иначе. Сразу после начала специальной военной операции они разогнали не спавшую до сих пор волну русофобии, отождествив всех русских с ненавистной им российской властью. Теперь по аналогичной схеме надувается пузырь мирового антисемитизма. Зачем? На этот вопрос можно дать совершенно разные ответы.
Первый: чтобы подогреть ненависть к еврейскому государству и уничтожить его во исполнение пророчества мэтра американской геополитики Генри Киссинджера, заявившего в 2012 году, что «через 10 лет Израиля не будет».
Второй: чтобы сконструировать новую угрозу и возглавить борьбу с ней, как это было в начале 2000-х, когда мировой гегемон объявил войну исламскому терроризму и под этим предлогом вторгся в Афганистан и Ирак.
Третий: чтобы создать по аналогии с BLM деструктивное движение PLM (Palestinian Lives Matter), которое можно использовать для дестабилизации ситуации в любой стране мира.
Из России пытаются слепить «оплот антисемитизма»
Показательными в этом смысле стали беспорядки в аэропорту Махачкалы, спровоцированные информацией о прибытии туда самолёта с беженцами из Израиля. Всё началось с молитв в мечетях о Палестине и лозунгов «Детоубийцам нет места в Дагестане!», «Мы против еврейских беженцев!», а закончилось банальным погромом и разграблением магазинов и офисов, практически неотличимыми от того, что вытворяли в 2020 году в Штатах адепты движения BLM.
Устроить подобные акции в северокавказских республиках, где много заражённой исламистской пропагандой молодёжи, несложно. Радикально настроенных молодых людей можно вывести на протест против любых «неверных»: сегодня против израильских беженцев, завтра против славян и православных, послезавтра против «шайтанов во власти».
Но сейчас в тренде антисемитизм, и в аэропортах других северокавказских республик тоже усиливают меры безопасности из-за фейковых сообщений «о прибытии рейсов из Израиля». То есть попытки повторить махачкалинские беспорядки и желательно в более кровавом варианте (чтобы было что предъявить миру) продолжаются. И это серьёзный вызов для российской власти.
Жители Махачкалы во время антисемитской акции протеста на территории международного аэропорта, где приземлился регулярный рейс из Тель-Авива.Фото: AP/TASS
На этом фоне президент Израиля Ицхак Герцог назвал произошедшее в Дагестане «контролируемым антисемитизмом». В Америке это событие сравнили с «еврейскими погромами в Российской империи». А официальный представитель генерального секретаря ООН Стефан Дюжаррик подчеркнул, что руководство организации осуждает «акты антисемитизма» в аэропорту Махачкалы. Аналогичные интерпретации тиражируют англоязычные ресурсы.
В том же духе высказался глава Дагестана Сергей Меликов, «проспавший» вместе со своими силовиками подготовку к массовой провокации, хотя ещё накануне стало понятно: жители Хасавюрта «искали» граждан Израиля в местном отеле «Фламинго» и требовали «выгнать их из республики». Он осудил беспорядки и пообещал «наказать антисемитски настроенных погромщиков», то есть фактически поддержал тему погромов и антисемитизма.
В отличие от Меликова Владимир Путин в своём почти 12-минутном выступлении на совещании Совета безопасности РФ ни разу не использовал слово «антисемитизм». И тем самым спровоцировал негодование координатора по стратегическим коммуникациям Совета национальной безопасности США Джона Кирби:
«Путин не высказал никакого осуждения, не призвал к прекращению ненависти и фанатизма по отношению к евреям. И я думаю, что это говорит о многом».
Кирби прав. Выступление российского президента действительно говорит о многом. Прежде всего о том, что он прекрасно понимает, откуда и куда дует ветер, разносящий идеи антисемитизма. А также о том, что в сегодняшней России нет упомянутой американским политиком ненависти к евреям. После массового отъезда в конце 1980-х – начале 1990-х всех желающих вернуться на историческую родину или переехать в Штаты и Европу в стране практически исчез даже бытовой антисемитизм.
Отчасти сохранившийся негатив носит не национальный, а социально-политический характер и адресован главным образом олигархам, а также тем, кто сбежал из страны после начала спецоперации. При этом многие эмигранты, их выросшие дети и недавние релоканты так же, как и часть местных «пацифистов», поддерживают агрессивные действия ЦАХАЛ, меняют на своих аватарках украинский флаг на израильский и разгоняют в социальных сетях тему «российского антисемитизма».