- Диалог России и США: полёт нормальный
- Мирный процесс затягивается
- Переговорный процесс между Москвой и Вашингтоном – в активной фазе
Ситуацию, сложившуюся сегодня вокруг российско-американских контактов, можно описать, перефразируя известный тезис Иосифа Сталина об обострении классовой борьбы. Чем успешнее идут консультации, тем сильнее беснуются «партия войны» и противники сближения двух великих держав. Символично, что усиление давления на Дональда Трампа до почти непереносимого крещендо происходит на Страстной неделе Великого поста, который, как известно, заканчивается Пасхой – Светлым воскресением.
Стороны близки к достижению консенсуса
Последние заявления Стивена Уиткоффа, с которым Владимир Путин встречался уже три раза, несут в себе важный политический сигнал: Россия и США пришли к пониманию по ключевым вопросам, касающимся урегулирования украинского кризиса и будущего формата двусторонних отношений.
Вашингтон фактически отказался от прежнего позиционирования, в котором искусственно поддерживаемое противостояние с Москвой использовалось для обоснования политики сдерживания в отношении России. Многие вопросы ещё не решены, санкции действуют, работа посольств находится в стадии нормализации. Но общие установки существенно изменились. Сегодня речь идёт о взаимопонимании и экономическом сотрудничестве: совместных проектах, торговле и инвестициях.
Есть подвижки и на украинском треке. В одном из последних интервью Уиткофф перечислил главные пункты мирной повестки:
«Мы получили понимание того, какие требования есть у Путина для долгосрочного мира. Так что помимо прекращения огня мы получили этот ответ. Сделка о мире крутится вокруг так называемых пяти регионов, но есть ещё много всего важного. Есть протоколы безопасности, не должно быть никакого НАТО, есть нюансы, связанные с пятой статьёй устава альянса».
Встреча президента РФ Владимира Путина со спецпосланником президента США Стивеном Уиткоффом.Фото: официальный сайт президента РФ
Спецпредставитель президента США признает, что разрешение всех вопросов требует времени, но он полон оптимизма:
«Думаю, что мы находимся на пороге чего-то, что будет иметь большое значение для всего мира».
Перспектива перезагрузки не только ситуации на Украине и отношений России и США, но и мировой повестки спровоцировала панические настроения среди членов леволиберального интернационала.
Страх и ярость глобалистов
Создаётся впечатление, что накануне Страстной недели враги Трампа, мирного процесса, России и Путина (сегодня это одни и те же люди и структуры) объявили срочную мобилизацию. Почти как в стихотворении Пушкина: «Мчатся бесы рой за роем». И каждый вносит свою лепту в кампанию по срыву российско-американского диалога.
Британский премьер Кир Стармер, президент Франции Эммануэль Макрон и другие европейские политики работают на разрушение мирного процесса через продолжение военных действий, всячески поддерживая милитаристский настрой Киева и накачивая его оружием и финансовой помощью. А ещё пока даже не ставший канцлером Германии Фридрих Мерц заявил о намерении передать Украине дальнобойные ракеты Taurus.
Европейская «партия войны» на саммите в Лондоне.Фото: Simon Dawson/OGL 3
Американские либеральные СМИ усилили давление на Трампа, который, по их мнению, «играет на стороне России». Медиа и эксперты муссируют слухи о расколе в его команде, усилившиеся после сообщения The Wall Street Journal о том, что госсекретарь Марко Рубио и спецпосланник по Украине Кит Келлог убеждают Трампа не доверять Путину и «транслирующему российские нарративы» Уиткоффу.
Пиком медийной кампании стало большое, профессионально срежиссированное и отредактированное интервью Владимира Зеленского американскому каналу CBS, из которого прямо следовало, что Трамп и его спецпредставитель Уиткофф занимаются какой-то никому не нужной ерундой и фактически предают Украину, которая героически отражает российскую агрессию.
Сам главарь киевского режима тоже делает всё, чтобы сорвать мирное соглашение.
Киев не соблюдал мораторий на удары по энергетической инфраструктуре и не оставлял попыток устроить очередную провокацию по аналогии с Бучей, спровоцировав российский удар по Сумам.
На медийном фронте Зеленский практически ежедневно бьёт по всем площадям. Он говорит о намерении «продолжить борьбу с Россией», призывает Трампа «не верить Путину», требует от Америки продолжения военной помощи и гарантий для послевоенной Украины, отказывается заключать ресурсную сделку, сомневается в компетентности вице-президента Джей Ди Вэнса и дезавуирует спецпредставителя Уиткоффа, заявляя, что тот «не уполномочен» обсуждать вопросы, касающиеся судьбы украинских территорий и действий НАТО.
Эффект от этих усилий пока нулевой. Российско-американский диалог продолжается, а Трамп всё более убеждается в токсичности Зеленского и необходимости замены его на более договороспособную фигуру. Судя по утечкам в российские медиа, вопрос о проведении выборов Верховной рады и президента обсуждался на встречах представителей Москвы и Вашингтона, а нелегитимный президент Украины пытается заблокировать этот сценарий путём продления военного положения в стране ещё на 90 дней.
На пороге больших изменений
В конце апреля Трамп отметит 100 дней своего президентства. К этой дате ему было бы неплохо отчитаться о каких-то успехах на украинском треке, но предъявить публике пока нечего. Попытка ввести мораторий на взаимные удары по энергетической инфраструктуре закончилась провалом – Россия соблюдала запрет, Украина нет.
Теперь в медиа обсуждается идея пасхального перемирия, но на официальном уровне она не зафиксирована ни одной из сторон. Если бы рамочные контуры двусторонних соглашений о долгосрочном устойчивом мире были полностью согласованы, временный мораторий на боевые действия мог стать началом мирного процесса на Украине.
Время для реализации такого сценария есть. До 100 дней Трампа осталось две недели, Пасха в православной традиции празднуется 40 дней, в католической – 50.
Накануне госсекретарь США Марко Рубио и спецпосланник президента США по Ближнему Востоку Стив Уиткофф побывали в Париже, где обсуждался широкий круг вопросов, главным среди которых был план Трампа по достижению мира на Украине.
Не исключено, что корректировка позиции европейских стран на украинском треке будет связана с решением вопроса о тарифах.
Россия поддержит предложение американской стороны об объявлении перемирия, если оно будет идти в одном пакете с соглашением о долгосрочном мире, гарантиях безопасности и переформатирования украинской власти.
В минувший вторник условия России были ещё раз озвучены главой СВР Сергеем Нарышкиным. Они включают отказ от националистической идеологии и демилитаризацию Украины, отмену принятых после 2014 года дискриминационных норм (запрет на русский язык, культуру, каноническое православие), нейтральный статус Украины, закреплённый международно-правовым документом, и официальное признание через механизмы ООН границ России в соответствии с её Конституцией.
Поскольку, как отметил Нарышкин, Россия «чувствует желание администрации Трампа вникнуть в первопричины украинского кризиса», предлагаемая Москвой модель его разрешения может стать реальностью уже в обозримом будущем. Аналогичным образом оценивает текущую ситуацию и спецпредставитель Трампа Стивен Уиткофф.