Пять лет назад Владимир Путин отправил в отставку правительство Дмитрия Медведева. 16 января 2020 года президент предложил назначить новым премьером совершенно неожиданную для того времени кандидатуру. Два последующих кризиса показали, что Михаил Мишустин оказался способен работать в стрессовых условиях. Впереди главу кабинета министров ждёт главное испытание, в ходе которого его сильные стороны могут стать его слабостями.
Личность председателя федерального правительства всегда имела особое значение для политической жизни современной России. Лишь в течение короткого периода – с 2004 по 2008 год – этот пост занимали классические технократы Михаил Фрадков и Виктор Зубков. В остальное время правительство возглавляли политики, обладающие собственными командами, аппаратным весом и личным взглядом на решение экономических проблем страны.
Премьеры-политики выступали «громоотводами» при приятии властью непопулярных решений. Наиболее удачно с этой ролью справлялся в ходе премьерской карьеры Дмитрий Медведев. Он смог взять на себя накопившийся в обществе негатив одной лишь крылатой фразой «Денег нет, но вы держитесь» и признанием о «выстраданности» пенсионной реформы.
Казалось, что сложившаяся практика устраивала всех. Поэтому после отставки правительства Медведева в январе 2020 года комментаторы с полной уверенностью прогнозировали, что его сменит другой политик. Шли споры у кого из политиков больше шансов на повышение — у мэра Москвы Сергея Собянина, главы Счётной палаты Алексея Кудрина или других публичных фигур. Главы их кланов готовились к расширению зон влияния.
Сила технократизма Мишустина
Остановив выбор на Михаиле Мишустине, президент изменил систему федеральной власти страны. Возвращение на премьерский пост технократа означало, что глава государства отказался от избавлявшего его от лишних забот «громоотвода». Этот шаг показался настолько непривычным для большинства представителей элиты, что популярность получило мнение о назначении Мишустина как о временном шаге.
Сняв с нового премьера обязанность нести политическую ответственность за принимаемые им решения, президент наделил его особой устойчивостью.
Право на инициативу, проведение экспериментов и совершение ошибок позволило Мишустину с минимальными потерями пройти два года пандемии.
Столкнувшись с экстраординарной ситуацией, он не стал превращать правительство в антикризисный штаб, а наладил обыденную повседневную работу кабинета министров, которая по сути мало чем отличалась от допандемийной. Такую устойчивость оценили и представители власти, и население.
Ещё более серьёзной проверкой на прочность правительства стала СВО и многократное усиление санкционного давления на страну. В первой половине 2022 года в российской экономике наблюдались очевидные перекосы, вызванные одномоментным разрывом большинства логистических связей с зарубежными контрагентами. К началу 2023 года большинство экономических угроз было преодолено.
Сказанное иллюстрируют скупые слова Владимира Путина, произнесённые им в мае 2024 года после переизбрания на пост президента. Предлагая Михаилу Мишустину снова занять премьерский пост, глава государства ограничился фразой:
«Мне кажется, что было бы правильно, если бы мы продолжили с вами работу».
Ни оценки, ни пиара, ни политики — только констатация факта.
Президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Мишустин (справа налево) в Доме правительства перед началом совещания с членами правительства.Фото: Александр Астафьев/POOL/ТАСС
Одним из преимуществ действующего премьера традиционно называют то, что его невозможно причислить ни к одному из представленных в российской политике кланов. Мишустин обладает недоступным для большинства других отечественных чиновников уровнем независимости и правом отвечать «нет» на попытки тех или иных групп пролоббировать через него свои интересы. Равноудалённость премьера от основных групп влияния стала одним из факторов, позволивших предотвратить череду внутриполитических конфликтов.
Сила – обратная сторона слабости
Все перечисленные сильные стороны Михаила Мишустина при определённых условиях могут и ослабить его позиции. Отсутствие личных политических устремлений и независимость от ключевых кланов не позволяют премьеру расширить собственную команду. В мае прошлого года это едва не поставило под угрозу его политическое будущее. Представленные в кабинете министров кланы предприняли попытку смены премьера, но потерпели неудачу.
По той же причине остаётся неопределённым и будущее Михаила Мишустина. В ближайшее время премьеру придётся столкнуться с серьёзными вызовами. В последнем послании Федеральному собранию Владимир Путин поручил правительству до 2030 года увеличить одновременно спрос, предложение, инвестиции, зарплаты и экспорт. Реализация данных президентом поручений может обойтись примерно в 6 трлн рублей. Бывшему руководителю ФНС необходимо эти средства найти. В условиях начавшегося охлаждения экономики решить поставленные задачи премьеру будет не так просто.