В постсоветские годы победа в Великой Отечественной войне стала тем, что позже назовут скрепой российского общества. В ситуации распада страны, смены ценностного ряда и слома привычного уклада память о войне и победе действительно скрепляла, объединяла и поддерживала: «Выстояли тогда – выстоим и теперь». На этом фоне возникла стихийная сакральность Дня Победы. Но в последнее время что-то пошло не так.
В 2000 году сакральность получила новое государственное оформление. Страну возглавил новый лидер. День Победы превратился в главный праздник России. Парады вновь стали ежегодными и обрели традиционную торжественность.
Важным символом праздника стала георгиевская ленточка. С 2015 года начались шествия «Бессмертного полка». При всех сложностях, вызовах и разногласиях День Победы стал точкой сборки страны, которая после Крымской весны снова ощутила себя страной-победительницей.
В последние годы всё совсем как в сказке о Мальчише-Кибальчише: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И дело не в ковиде, из-за которого не удалось нормально отпраздновать 75-летие Победы. Это «нехорошо» началось давно. С отрицания всего, что осталось от СССР, с изменений, которые постепенно вносились в церемонию парада, и со стремления любой ценой понравиться западным «партнёрам».
Парад Победы нельзя принимать сидя
До 1997 года президент Борис Ельцин принимал парад, стоя на трибуне мавзолея, к основанию которого в 1945 году были брошены знамёна Третьего рейха. Их бросали не под ноги Сталину, а именно к мавзолею, где лежал Ленин – основатель советского государства. Эта церемония была глубоко символична: Ленин создал нашу страну, мы защитили её и принесли к его мавзолею знамёна поверженных врагов.
В 1997 году, после всей грязи, которая была вылита на коммунистов и советское прошлое в ходе президентской кампании 1996 года, Ельцин уже не мог принимать парад, стоя на трибуне, под которой было высечено имя российского революционера. С этого года Верховный главнокомандующий начал принимать парады, стоя на специально сооружаемой трибуне напротив мавзолея. В 2004 году имя Ленина было впервые скрыто под узкой драпировкой, а трибуна сдвинута вправо.
В 2005 году руководство России пригласило глав западных государств на парад Победы. С тех пор центральное мероприятие священного для нашей страны дня стало напоминать шоу.Фото: Eric Draper/White House/Getty Images
Настоящий перелом произошёл в 2005 году. На 60-летие Победы в Москву ждали именитых гостей. НАТО уже продвигался к границам России, в Прибалтике нарушали права русскоязычных граждан, но руководство России всё ещё надеялось войти в так называемое мировое сообщество и рассматривало присутствие на параде Победы глав западных стран как важный шаг в этом направлении.
Они приехали. Все, кроме президентов Грузии, Литвы и Эстонии. На трибуне для гостей сидели президент США Джордж Буш – младший, канцлер ФРГ Герхард Шрёдер, президент Франции Жак Ширак, главы других государств, а также генеральный секретарь ООН и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Ближе к уже полностью закрытому мавзолею сидел президент Владимир Путин и другие руководители страны.
Ключевое слово здесь – «сидели». Кто и зачем внёс это изменение в церемонию парада, доподлинно неизвестно, но с тех пор центральное мероприятие Дня Победы стало напоминать грандиозное шоу.
Чем масштабней и красочней становились парады, тем массивнее становился щит, загораживающий мавзолей, и тем больше вопросов возникало к Верховному главнокомандующему, который после всех сказанных им правильных слов осмеливается принимать парад Победы сидя, как будто речь идёт не о боли, гордости и памяти, а о грандиозном, но заурядном представлении.
Традиции соблюдают не напоказ, а для себя
7 ноября 1982 года, за три дня до смерти, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев простоял на трибуне мавзолея несколько часов, приветствуя участников парада и демонстрантов. Больной и уже ушедший в отставку Ельцин простоял рядом с только что избранным президентом Владимиром Путиным весь парад 9 мая 2000 года.
В 1995 году, когда в Москву на празднование 50-летия Победы тоже съехались главы других государств, Ельцин принимал парад на трибуне мавзолея, а гости, включая президента США Билла Клинтона и его коллег из других стран, стояли на трибунах. Все стояли, и это никого не смущало, потому что такой была традиция страны, в которую они приехали. И они были вынуждены эту традицию соблюдать и уважать.
Последние 15 лет её не соблюдает и не уважает даже руководство самой России. Многим гражданам из тех, кому никогда не попасть на трибуну для гостей, это не нравится. О какой сакральности может идти речь, если Верховный главнокомандующий принимает парад сидя? Отсюда – массовость шествий «Бессмертного полка» – новой традиции, ставшей ответом на красочную заорганизованность официальных мероприятий.
Почётный караул несёт службу с 8 утра до 8 вечера.Фото: Максим Конанков/Octagon.Media
Аналогичным образом обстоят дела с почётным караулом у Вечного огня на Могиле Неизвестного Солдата. В советское время пост у мавзолея сменялся круглосуточно, форма у часовых была не такой красивой, но строгость церемонии завораживала. Сегодня главный почётный караул страны одет не хуже, чем постовые у Вестминстерского дворца, но стоит он с 8 утра до 8 вечера, а на недоуменный вопрос «почему?» патрулирующие Александровский сад полицейские отвечают: «А чего ночью-то стоять – туристов всё равно уже нет».
Россия не должна забывать, что является правопреемницей СССР
Руководство страны и значительная часть элит регулярно критикуют советское прошлое, забывая о том, что современная Россия до сих пор продолжает проедать наследие СССР. Это касается и ядерной триады, наличие которой заблокировало распад России по югославскому сценарию, и научного потенциала, который сохранился, несмотря на начавшуюся в конце 1980-х массовую утечку мозгов, и медицины, которую не успели разрушить либеральные реформаторы, и много другого.
Трудно сказать, чего в этой позиции больше – лицемерия или банального незнания истории. Как можно принимать наследство СССР в виде постоянного членства в Совете безопасности ООН и одновременно не ценить заслуги советской власти в проведении индустриализации, искоренении безграмотности, создании системы народного просвещения и здравоохранения – всего того, что обеспечило победу и само существование страны?
Чёрный миф о большевиках нужен был деятелям перестройки и либералам 90-х, которые распространяли страшилки о красно-коричневой угрозе.
Но и сегодня российское руководство часто поддаётся соблазну «пнуть» большевиков за разрушение дореволюционной России, забывая, что разрушила её не Октябрьская, а Февральская революция.
Аналогичным образом большевиков обвиняют в разжигании Гражданской войны, которая, как известно, началась с восстания Чехословацкого корпуса и наступления на Дону сформированной офицерами Белой армии.
Наш президент регулярно кидает камушки в сторону создателей СССР, последний раз – за передачу исконных российских территорий союзным республикам, на базе которых после распада Союза возникли нелояльные или откровенно враждебные России квазигосударства. Откуда такой отрыв от реалий истории?
Прекрасно известно, какие дискуссии развернулись в руководстве компартии накануне создания СССР из-за националистических настроений среди коммунистов будущих союзных республик. Дело было в 1922 году, Гражданская война закончилась, но на окраинах ещё шли бои. В этой ситуации территориальные и иные «подарки» были использованы для «приручения» националистов, а жившее на этих территориях русское население должно было разбавить местное, снизив накал национализма.
Большевики во главе с Лениным решали задачу территориального восстановления страны, и им это удалось. Что касается нынешней враждебности ряда постсоветских государств, эти сдвиги происходили постепенно при системном попустительстве Москвы, которая во времена президентства Дмитрия Медведева даже отказалась считать отношения со странами СНГ приоритетом своей внешней политики. Так что спрашивать нужно не с Ленина и Сталина, а с себя.
Страна-победительница не должна сносить оскорблений
Антироссийские и русофобские настроения в странах бывшего социалистического лагеря и бывших республиках СССР были всегда. Провокации случались и в советское время, и в 90-е годы. Ещё в 1989-м и 1993-м были предприняты попытки снести «символ советской оккупации» – знаменитый памятник Алёше в болгарском Пловдиве. Оба раза его отстояли местные жители.
Системные атаки на память о победе Красной армии во Второй мировой войне начались в 2000-х. Первые вбросы появились, как водится, в западной прессе. Примечательной в этом отношении стала статья, опубликованная в январе 2002 года в британской газете The Daily Telegraph. В ней описывались «зверства» Красной армии на оккупированных территориях, а заканчивался текст завуалированным призывом демонтировать памятники советским воинам: «Немецкие женщины военного поколения всё ещё называют военный мемориал Красной армии в Берлине могилой неизвестного насильника».
Жители Таллина приходят с цветами к скверу на Тынисмяги, где раньше стоял Бронзовый солдат, перенесённый по решению эстонских властей на военное кладбище.Фото: Тимур Нисаметдинов/РИА Новости
Реакция Москвы ограничилась возмущённым заявлением посла России в Великобритании Григория Карасина, что понятно: на свободу СМИ в цивилизованном мире не посягают. Однако призыв, прозвучавший из Лондона, был услышан. Надругательства над памятниками участились, но даже внутри России не было принято никаких радикальных мер против тех, кто словом или действием оскорбляет память о победе.
Когда в 2007 году в Таллине демонтировали Бронзового солдата, Москва промолчала и получила уже не демонтаж, а подрыв Мемориала воинской славы в Кутаиси, а затем – массовый снос памятников воинам-победителям в Польше и ряд других эксцессов. Когда год назад был демонтирован и передан музею памятник маршалу Ивану Коневу, Москва ответила возбуждением уголовного дела.
Бездействие по линии дипломатических представительств или введения санкций трактуется как слабость, а слабых, как сказал наш президент, бьют. Вот Россию и бьют – теперь уже по всем фронтам: спортсмены не могут выступать под российским флагом, против граждан и страны в целом выдвигают абсурдные обвинения, под надуманными предлогами высылают дипломатов.
Русский мир – это не эмиграция, а Донбасс и русские в странах СНГ
В годы перестройки возникла идея отречься от советского прошлого и связать историю современной России с дореволюционными событиями. Отсюда все эти конгрессы соотечественников, заигрывания с потомками Романовых и белой эмиграции, идея примирения белых и красных. Месяц назад в Севастополе даже памятник этому примирению открыли, но это событие не попало в топ новостей.
Причина проста: тем, кто ассоциирует себя с белыми, примириться с красными невозможно, и Россия волнует их не в её нынешнем виде, а как объект ностальгии по старым добрым временам и место, где может быть признана их безусловная историческая правота. Всем остальным примиренческий тренд неинтересен, потому что реальное примирение красных с белыми началось ещё в СССР с «Тихого Дона» и состоялось во времена Брежнева благодаря таким фильмам, как «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства» (особенно разговор про хорошего человека Владимира Зеноныча), «Бег» и другие.
Памятник в честь 100-летия окончания Гражданской войны в Севастополе был открыт 22 апреля 2021 года.Фото: Макс Ветров/РИА Новости
В СССР белых давно считали людьми, у которых была своя правда, которые любили и пытались защитить свою страну, а эмигранты продолжают смотреть на красных как на упырей, не желая признавать тот факт, что «не очень хорошие люди» были по обе стороны фронтов Гражданской войны.
Если же обратиться к истории вопроса, становится понятно, что красные воевали, чтобы объединить страну и отстроить её в виде суверенного государства со своими понятиями равенства и справедливости, а у белых позитивной программы не было. При этом руководство Белого движения плотно сотрудничало с западными державами, обменивая независимость страны на военную, финансовую и организационную помощь.
В этом смысле наследниками белых является значительная часть нынешней российской оппозиции, которая готова работать с западными политиками и спецслужбами на разрушение своей страны.
Нужен ли России Русский мир в виде наследников белой эмиграции – большой вопрос. Не лучше обстоят дела и с эмигрантами последней волны. Значительная их часть до дрожи ненавидит путинскую Россию и самого Путина, взахлёб повторяет все глупости западной пропаганды – от «оккупации» Крыма до «отравления» Навального.
Русский мир сегодня – это люди, оказавшиеся за пределами России из-за распада Союза, и жители Донбасса, восставшие против нацистского переворота на Украине. Но Москва почему-то не облегчает возможность вернуться в Россию для первых и не спешит принять в свой состав вторых.
Дело идёт к «русскому холокосту»
Характер антироссийской кампании, бушующей последний месяц в американских и европейских СМИ, даже навскидку вызывает ассоциации с тем, как велась подготовка к «окончательному решению еврейского вопроса» в Германии. Первое, что бросается в глаза, – абсурдное нагромождение обвинений. Заголовки большинства посвящённых России статей начинаются словами «Россию подозревают» или «Россию обвиняют», далее следует что-то конкретное: от кибератак на правительство США и вмешательства в выборы до кражи разработок по вакцине от COVID-19, разжигания третьей мировой войны и организации взрывов оружейных складов в Чехии и Болгарии.
Добавим сюда систематические нападки на российское руководство, мифы о русской мафии и регулярные обвинения российских граждан в разного рода преступлениях и получим вполне законченную картину: Россия – это системная угроза западной цивилизации, а русские – латентные преступники, варвары и дикари. Осталось принять некий аналог Нюрнбергских законов, назначить дату новой Хрустальной ночи и приступить к тотальной зачистке.
Тем, кто следит за политическим процессом, понятно, что конечной целью Запада является разрушение России и уничтожение её государственности.
Опасаясь лобового столкновения с армией, имеющей в своём распоряжении ядерное и сверхзвуковое оружие, западные эмиссары пытаются раскачать страну изнутри и дестабилизировать ситуацию по периметру российских границ.
Казалось бы, самое время сказать неприятную правду, признать свои (а не давно ушедших большевиков) заблуждения и заняться исправлением ошибок. Тем более что патриотическая часть российского общества давно ждёт от президента внятных слов и не оставляющих сомнений действий.