Выступление президента РФ на Петербургском международном экономическим форуме (ПМЭФ) косвенным образом подтвердило слухи о том, что Владимир Путин принял решение участвовать в президентских выборах 2024 года. Он формулирует долгосрочные задачи и продвигает масштабные проекты – «хромые утки» так себя не ведут. Но это не означает, что транзит-2024 будет лёгким.
До президентских выборов осталось три года, но процесс уже идёт. Ни для кого не секрет, что на Западе и в самой России есть силы, сделавшие ставку на уход Путина, смену внешне- и внутриполитического курса и переформатирование всей парадигмы развития страны. В рамках этого тренда плетутся интриги, ведётся подковёрная игра и формируются списки преемников.
Одновременно с этим среди экспертов есть люди, впадающие в противоположную крайность. Например, известный экономист Михаил Хазин считает, что Путин играет вдолгую, уходить не собирается и не думает о преемнике: «Если восстановятся наши зоны влияния, то дальше Путин превращается в сакральную фигуру. ˂...˃ После этого он сможет назначить себе любую должность. И по данной причине ему совершенно всё равно до преемника».
Столь далеко идущие построения не имеют никакого отношения к решению конкретных задач по мобилизации ресурсов и нейтрализации противников, с тем чтобы пройти большой транзит – 2024 без скандалов и потрясений.
Судя по публикациям в социальных сетях, перед управлением внутренней политики (УВП) Администрации президента (АП) поставлена задача провести думские выборы так, чтобы избежать уличных выступлений, а по их итогам сформировать управляемую и лояльную власти Госдуму. Это важно не только для бесперебойного принятия нужных законов, но и для обеспечения надёжного тыла в ходе президентских выборов 2024 года.
К решению этой задачи в АП подошли чисто технологически.
Популярность «Единой России» стали поднимать популистскими инициативами вроде бесплатного проведения газопроводов до участков, принадлежащих рядовым гражданам, внимания к семье, детям и образованию. Рейтинг КПРФ, который, по данным закрытых опросов, начал расти на фоне обострения социальных проблем, – опускать через дискредитацию Геннадия Зюганова и других представителей партийной верхушки.
Одновременно в целях расширения ресурса для возможных манипуляций в дополнение к Партии пенсионеров и другим карликовым объединениям вроде Российской партии свободы и справедливости, в которую ушёл Максим Шевченко, была создана правоцентристская организация «Новые люди», ориентированная на самозанятых и малый бизнес, и переформатирована (за счёт слияния с «Патриотами России» и только что созданной партией «За правду») левоцентристская партия «Справедливая Россия».
Но главное – это удаление из всех партийных списков скомпрометированных и недостаточно лояльных людей. Применительно к «Единой России» эту задачу решили с помощью проведения предварительного голосования, в ходе которого состав кандидатов удалось обновить на 75 процентов за счёт включения в списки волонтёров, представителей малого бизнеса и пула молодых технократов – участников конкурса «Лидеры России».
Как тренд на обновление и омоложение «Единой России» (средний возраст кандидата – 41 год, больше трети – моложе 35 лет) отразится на лояльности и управляемости Госдумы и как в случае нештатного развития событий поведут себя молодые технократы, которых продвигает первый заместитель главы АП Сергей Кириенко, – большой вопрос.
Ещё одним ресурсом поддержки ЕР может стать президент Путин.
На встрече с участниками праймериз он похвалил партию за то, что она ставит на первое место интересы людей. Но этого недостаточно. Если верить утечкам информации из околовластных кругов, лидер «Единой России» Дмитрий Медведев пытается добиться, чтобы Путин возглавил федеральный список партии, а сам Медведев пошёл вторым номером. Но многие комментаторы считают такую комбинацию маловероятной.
Вторая важная задача – не допустить уличных выступлений осенью этого года и тем более в 2024 году. Здесь важной вехой стал арест Алексея Навального, за которым последовало методичное отслеживание и задержание участников несанкционированных акций протеста, блогеров, призывавших выйти на улицу, и уголовное преследование тех, кто устраивал драки, нападал на ОМОН и полицию. С последних уличных выступлений прошло четыре месяца, а правоохранительные органы продолжают задерживать тех, кто выходил на протестные акции 23 и 31 января.
Более того, власти взялись за участников беспорядков на любых акциях протеста. 2 июня в Башкирии задержаны четверо молодых людей, замешанных в массовых беспорядках и избиении сотрудников правоохранительных органов во время протестов на шихане Куштау в августе 2020 года.
О системном характере этих действий свидетельствует существенная корректировка законодательной базы: запрет на участие в любых выборах для членов экстремистских организаций, внесение поправок, предусматривающих ужесточение мер в отношении руководства и участников нежелательных организаций и лиц, распространяющих заведомо ложные сведения о деятельности СССР в годы Второй мировой войны и ветеранах Великой Отечественной войны, и многое другое.
Предпринимаются попытки признать экстремистской организацией Фонд борьбы с коррупцией (ФБК, внесён Минюстом в реестр НКО-иноагентов на территории России), созданный Навальным в 2011 году.
Появление в сети базы данных тех, кто подписывался на митинг за Навального на сайте free.navalny.com, спровоцировало настоящую панику среди сторонников оппозиционера. Следующей группой пострадавших могут стать подписчики проекта «Умное голосование»: эта база данных тоже была взломана неизвестными хакерами.
Всё это свидетельствует о том, что власть всерьёз взялась за нейтрализацию несистемной оппозиции и во многом преуспела: ФБК и «Открытая Россия» (организация признана нежелательной на территории РФ, прекратила свою деятельность) самораспустились, их бывшие сотрудники и группы поддержки деморализованы.
Ещё одна не менее важная задача – блокировать деструктивную деятельность несистемной оппозиции в социальных сетях и СМИ. В последнее время эта работа приобрела системный характер: 1 июня Госдума одобрила в первом чтении законопроект, обязывающий IT-компании открывать свои представительства в России, работать в контакте с Роскомнадзором, размещать на своих ресурсах онлайн-форму для обратной связи с гражданами России и прочее. За нарушения требований, содержащихся в законе, предусмотрены санкции – от запрета на рекламу и ограничения приёма средств от граждан России до блокировки сайта.
Закон о «приземлении» IT-гигантов в России готовится под встречу двух президентов
Одной из ключевых тем ожидаемой встречи президента России Владимира Путина и главы США Джозефа Байдена станет статус американских IT-гигантов в России. По данным «Октагона», стороны ищут консенсус о «приземлении» в юрисдикции России таких корпораций, как Google и Facebook. Более того, как говорят собеседники «Октагона», готовится проект создания института, который будет регулировать жизнь гигантов IT в России.
Перейти к материалуСледующим шагом должен стать закон об ограничении бесконтрольной активности Facebook, Instagram, Twitter, TikTok, Google, YouTube и других сетевых ресурсов. Цель этих законопроектов – добиться соблюдения на территории РФ российского законодательства.
Второе направление – присвоение СМИ, распространяющим нежелательный контент, статуса иностранного агента. На сегодня в этом списке всего 15 медиаресурсов: «Голос Америки»*, «Радио Свобода»*, пять региональных СМИ, относящихся к проекту «Реалии», телеканал «Настоящее время»* и другие. Новый статус создаёт вокруг них полосу отчуждения, что ведёт к сокращению потоков рекламы и инсайдерской информации. Некоторые, как зарегистрированное в Нидерландах VTimes* (создано на базе редакции старых «Ведомостей»), пугаются клейма «иноагент» настолько, что заявляют о прекращении работы. Но есть и другие нюансы.
Интересным в этом плане является сюжет с присвоением статуса иностранного агента зарегистрированному в Латвии интернет-изданию «Медуза»*. Пока его руководство пыталось оспорить решение о своём новом статусе в суде, в сети развернулась дискуссия о причинах «наезда» на «Медузу». По одной версии, решение Минюста было инспирировано премьер-министром Михаилом Мишустиным в ответ на постоянные инсинуации в его адрес, по другой – это удар по мэру Москвы Сергею Собянину, который тайно поддерживал «Медузу» и использовал издание в информационных войнах против других представителей власти.
«Медуза»* сделала рекламное шоу из статуса иноагента, но лишилась госконтрактов
Латвийское интернет-издание «Медуза»* (по решению Минюста России включено в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента) после попадания в список Минюста России в качестве СМИ-иноагента лукавит насчёт своей скорой гибели. Статус иноагента помог остановить снижение подписной базы, также СМИ стало активно размещать рекламные баннеры через западные сети контекстной рекламы Criteo (Франция) и Google AdSense (США).
Перейти к материалуВ результате создаётся впечатление, что многие так называемые независимые СМИ патронируются представителями властной элиты, а случающиеся с ними неприятности объясняются не только стремлением Кремля ограничить их оппозиционную деятельность, но и обострением борьбы элитных групп в ожидании большого транзита 2024 года. Но самое главное – это страх и понимание того, что бывшие спонсоры и покровители уже не могут никого защитить – ни Навального, ни подконтрольные им СМИ.
С точки зрения отношения к трансферу-2024 элиты можно разбить на две условные группы: одна ставит на перемены, другая – на сохранение статус-кво. Для либералов и технократов трансфер – это возможность реванша, для консерваторов-государственников – шанс на добивание оппонентов. Реваншисты составляют списки преемников и даже начинают консолидировать средства для их поддержки, стабилизаторы демонстрируют лояльность действующему президенту. При этом далеко не всегда можно понять, какую именно игру ведёт тот или иной персонаж.
Показательным в этом смысле является интервью, которое дал «Коммерсанту» лидер «Единой России» Дмитрий Медведев. Отвечая на многочисленные вопросы, он позиционировал себя в качестве патриота-государственника, лидера правящей партии, получившей свои полномочия из рук народа, а не пресловутой партии власти (Медведев особо настаивал на некорректности этого определения). Итоговый месседж: готов и дальше руководить «Единой Россией» в интересах государства, на большее не претендую. Но это не помешало некоторым комментаторам увидеть в интервью подтверждение президентских амбиций Медведева.
Ещё более вопиющим фальстартом стало появление в англоязычных СМИ серии публикаций, общий смысл которых сводился к тезису «Алексей Кудрин – идеальный для США и Запада преемник Путина».
При этом в русскоязычном сегменте информационного поля кандидатуру Кудрина не поддержали, а публикации объяснили пиар-кампанией, инициированной то ли самим Кудриным, то ли Кремлём, который таким образом готовит Путину удобного спарринг-партнёра для президентских выборов 2024 года.
Затем к продвижению идеи «новой перестройки», которую должен организовать новый российский лидер, способный продолжить либеральные реформы и улучшить отношения с США, подключилась тяжёлая артиллерия в виде американского журнала The National Interest. В нём была опубликована статья исполнительного директора Школы общественных и международных отношений Балтиморского университета, профессора Айвана (Ивана) Саши Шихана «Джо Байдену нужна новая стратегия по России», наполненная рассуждениями о том, кто мог бы стать преемником Путина и новым визави американского президента.
В результате идея смены лидера настолько овладела умами российской элиты, что глава «Ростеха» Сергей Чемезов в недавнем интервью РБК сначала объяснил, насколько он далёк от политики, а потом вдруг сказал: «Ему [Путину] тяжело, конечно. И он бы, наверное, с удовольствием ушёл отдыхать. Поскольку в соответствии с Конституцией он дальше всё равно не может руководить страной».
То есть Чемезов как бы забыл про поправку об «обнулении», которая была внесена в основной закон страны в 2020 году.
На сегодня в списке кандидатов на роль преемника, кроме Кудрина, чаще всего упоминают бывшего и нынешнего премьеров – Медведева и Мишустина, но, согласно такой логике, в «кастинге» могут принять участие и другие политики, занимавшие пост главы Правительства: амбициозный Кириенко, давно ушедший из политики Михаил Фрадков и Виктор Зубков, которому в сентябре исполнится 80 лет.
В России принято считать премьер-министра первым кандидатом на роль сменщика действующего президента. Это объясняется и тем, что за последний 21 год главы Правительства трижды избирались президентами, и тем, что премьер является вторым человеком в иерархии российской власти, и, согласно Конституции, именно он должен временно исполнять обязанности президента, если последний вынужден по каким-то причинам досрочно оставить свой пост (ст. 92, п. 3).
Поэтому ничего удивительного в том, что Мишустин оказался в списке преемников, нет. Интригу этому сюжету придают противоречивые слухи и вбросы. По одной из версий, под избрание Мишустина тайно создаётся коалиция, в которую уже вошли заметные представители окологосударственного бизнеса, и консолидируются финансовые средства для его президентской кампании.
При этом Путин якобы недоволен Мишустиным, который так и не смог добиться увеличения доходной части бюджета и реализации национальных проектов. Ещё одна претензия касается внимания, которое премьер уделяет пиару. Косвенным подтверждением напряжения во взаимоотношениях президента с премьером является отлучение Мишустина от участия в ПМЭФ.
Пока весь политический бомонд тусовался в Северной столице, премьер посещал заводы Ульяновска и проводил совещание по развитию КамАЗа в Набережных Челнах, что тоже можно считать его личным пиаром, причём очень удачным.
По другой версии, Путин собирается уходить, возможно, не дожидаясь конца срока, и видит своим преемником того же Мишустина. По этому поводу телеграм-канал «Генерал СВР», строящий всю свою аналитику на «болезни Путина» и ожидании больших перемен, пишет, что «трансфер в любом случае приведёт к большому переделу как власти, так и собственности», и сообщает, что «Путин и близкие фактически определились с кандидатурой Мишустина в качестве преемника».
В связи с этим будет нелишним напомнить, что именно таким образом (фальстарт президентской кампании и претензии к работе) российские олигархи компрометировали премьер-министра Евгения Примакова в глазах Бориса Ельцина и в конце концов добились его отставки в мае 1999 года.
* Организация внесена Минюстом в реестр НКО-иноагентов на территории России.