В Республике Татарстан (РТ) – финишная прямая перед выборами главы региона. Нет сомнений в том, что Рустам Минниханов победит, причём поддержка избирателей будет вполне реальная – Татарстан всегда выдавал рекордные цифры явки и лояльного голосования.
В 2015 году Рустама Минниханова поддержали 94,4 процента избирателей. Согласно свежим опросам ВЦИОМ, 13 сентября он может получить до 70 процентов голосов. Для нестабильного времени это самый лучший в стране прогноз для кандидата на должность главы региона.
Информационный фон способствует позитивным настроениям избирателей. В этом смысле с датой выборов Татарстану крупно повезло. 30 августа пышно отпраздновали День республики, а тут сразу же и День знаний, а значит – бесчисленные открытия школ, детсадов, медицинских учреждений, прочих социальных объектов, пуск новых дорог и прочие приятности, с которыми и проголосовать можно от души.
Разномастные рейтинги выживаемости губернаторов и анонимные политические телеграм-биржи фиксируют рост и укрепление позиций Рустама Минниханова. Тому способствуют и его встречи с президентом России Владимиром Путиным. Во время последнего доклада главе государства Минниханов вновь удостоился всяческих похвал, которые можно интерпретировать как благословение на управление Татарстаном в ближайшую пятилетку.
Конкуренты у действующего президента Татарстана очень условные и декоративные. Они просто отрабатывают избирательную кампанию и «в меру» веселятся. Например, кандидат на должность президента РТ от ЛДПР Владимир Сурчилов разгласил данные о пенсионной надбавке председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина (плюс 80 тыс. рублей к пенсии) и этим несколько разнообразил в целом скучную местную информационную повестку.
Разглашение пенсионной надбавки председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина немного «освежило» местную избирательную кампанию.Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Элемент показухи в политике Татарстана всегда присутствовал, особенно в части отношений с федеральным центром. Так что содержание часто может не полностью совпадать с формой. Триумфальное шествие Минниханова к уверенной победе на выборах тоже сопровождают невидимые на поверхности противоречия.
Нас всех испортил национальный вопрос
Первое противоречие – это национальный вопрос. Причём не только и не столько не разрешённый до конца конфликт вокруг преподавания татарского языка в школах. Минниханов решил качнуть лодку посильнее. 25 июля он опубликовал в двух государственных газетах программную статью «Татары: верность традициям, уверенность в будущем». Публикация затрагивает вопросы сохранения идентичности татарской нации и языка. В роли угроз – глобализация, цифровизация (удивительный акцент для весьма продвинутого в этой теме лидера Татарстана) и «стирание территориальных границ».
В своей статье Минниханов призывает всех татар, живущих в России и за её пределами, объединиться под эгидой Татарстана.
Кстати, такое формальное объединение существует с 1992 года – это Всемирный конгресс татар. Со стороны кажется, будто Рустам Нургалиевич примеряет на себя роль отца нации. Это странно в том смысле, что татары – очень неоднородный этнос, состоящий из множества групп с разным этногенезом. Как может Татарстан на Волге стать центром притяжения для крымских татар, генетически связанных с Турцией с точки зрения культуры и языка? И устроит ли сибирских, финских, австралийских и астраханских татар такой отец, как Минниханов?
Статьёй дело не кончилось. 29 августа национальный совет (Милли Шура) Всемирного конгресса татар принимает весьма странный документ под названием: «Татары: стратегия действия». Это некий национальный манифест, над которым трудился целый коллектив учёных Академии наук Татарстана. Масштабный труд, впрочем, уместился на 10 страницах и представляет собой простое собрание призывов и деклараций о национальном самосознании татар.
Как может Татарстан на Волге стать центром притяжения для крымских татар, генетически связанных с Турцией с точки зрения культуры и языка?Фото: Владимир Смирнов/ТАСС
Минниханов не критикует национальную политику федерального центра. Времена губернаторской фронды, в которой красиво и талантливо солировал первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, в далёком прошлом. Сейчас и главы регионов не те – сплошь технократы, менеджеры и редкие специфические тяжеловесы вроде Рамзана Кадырова. Любая попытка подражать первому президенту Татарстана выставит Минниханова на посмешище перед всей страной. Не та харизма, не та восточная хитрость в глазах. Но тем не менее он держит национальную карту в руках и явно хочет как-то её разыграть.
Ностальгия по утраченной государственности?
На фоне активных местных дискуссий о национальном самосознании очень уместным оказалось пафосное празднование экзотического юбилея – 100-летия Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (ТАССР). Экзотика в том, что ТАССР канула в Лету с развалом СССР после перестройки. А тут её эксгумировали, отряхнули пепел и поздравляют. Кстати, готовились к юбилею с небывалым размахом, и празднование даже затмило традиционно пышный День республики 30 августа. Дошло до того, что даже маркировку алкоголя, продаваемого в Татарстане, пометили логотипом 100-летия ТАССР.
Странный пафос по поводу 100-летия ТАССР можно объяснить этакой тонкой восточной ностальгией по утраченной государственности.
На самом деле утратилась она в 1552 году с завоеванием Казанского ханства. Об этом очень любили вспоминать национальные активисты 90-х годов. И тогда ещё можно было привозить в Казань юнцов из Набережных Челнов, устраивать яркие шествия националистов, кричать «Азатлык!» (свобода – тат.) и сжигать российские флаги. А потом торговаться с Москвой за преференции. Картинка для теленовостей получалась сочная.
К 100-летнему юбилею ТАССР готовились с небывалым размахом: празднование затмило даже традиционно пышный День республики.Фото: Егор Алеев/ТАСС
Сейчас за подобные акции сразу тюрьма. Но почему бы не сделать другую сочную картинку? Красиво отметить непонятный юбилей с двойным смыслом вполне можно. Кстати, и Владимир Путин тоже поздравил фантомную ТАССР со 100-летием. Так что всё политкорректно, и никто не придерётся.
Особый путь
Противоречия Минниханова можно прочитать как намёки федеральному центру на особый путь Татарстана. На этом стоял его предшественник и политический архитектор региона Минтимер Шаймиев. Но сейчас от «особого пути» осталась, пожалуй, лишь должность президента республики, за которую в Татарстане зачем-то очень держатся. Местные законы давно встроены в федеральную вертикаль. А во всех остальных регионах России давно уже просто главы, губернаторы, даже в очень «особенной» Чечне.
Возможно, свой особый путь в этих противоречиях ищет сам глава республики. Третий срок на посту главы региона – нелёгкий труд. Он старается казаться молодым и энергичным, и в своём уже солидном возрасте (63 года) у него это прекрасно получается: легко управится с вертолётом, возглавит колонну байкеров и преодолеет дистанцию за рулём спортивного КамАЗа в пустыне Сахара. А ещё Минниханов – один из популярнейших инста-блогеров с аудиторией за полмиллиона подписчиков.
Многогранный Рустам Нургалиевич.Фото: Егор Алеев/ТАСС
Но вот разглядеть себя в ином качестве, кроме как президентом Татарстана, видимо, не получается. Для повышения на федеральный уровень – поздновато. Да и массовый «татарский призыв» в Москву уже закончился. Может быть, на покой, прорабатывать дальше стратегию развития татарского народа? Как-никак тёплое место председателя совета директоров компании «Татнефть» осталось при нём. И нефтяную компанию Татарстана не постигла печальная судьба «Башнефти» и других региональных сырьевых монополистов. Ведь можно же одержать уверенную победу, а потом, выждав время, покинуть пост с почётом и уважением. А заодно расстаться с противоречиями.
Казань