- Пожары поставили вопрос об эффективности работы красноярских энергетиков и власти
- Дальний Восток и Сибирь в огне
Запах гари в Москве скоро исчезнет, прогнозируют синоптики. Но случится это из-за смены направления ветра, а не благодаря «усилиям» мэра города Собянина, который вылетал на место пожаров. Между тем лесные пожары, бушующие этим летом в Центральной России, превратились для глав регионов в фактор политической нестабильности. Именно природные катаклизмы попали в фокус внимания первого лица государства. Особое отношение к «огненной» теме на самом высоком уровне заставило губернаторов оправдываться, озвучивать всё новые и новые версии происходящего, а профильные ведомства – инициировать реформу, призванную положить конец ежегодной «пожарной» проблеме.
Несмотря на то что общая площадь лесных пожаров, по официальным данным, в нынешнем году почти в три раза меньше, чем годом ранее, к стихии стали проявлять повышенное внимание. На специальном совещании президент Владимир Путин указал, что из-за аномальных погодных условий в ряде регионов европейской части страны сегодня сложилась сложная ситуация. Прежде всего, отметил он, речь о природных пожарах в Рязанской области.
Возгорания наблюдаются и в Республике Марий Эл. При этом, признал глава государства, риски ухудшения положения сохраняются не только в европейской части страны, но и в отдельных регионах Дальнего Востока, где пожароопасная обстановка традиционно сложная.
В нынешнем году фактор лесных пожаров окончательно и бесповоротно стал политическим. Ранее президент объявил о введении KPI для губернаторов: в частности, организация работы по предотвращению и тушению природных пожаров стала одним из критериев эффективности деятельности региональных руководителей.
Эффект триллера
Тревожный звонок для глав регионов поступил со стороны Рослесхоза. В ведомстве публично заявили, что власти Рязанской области скрыли сведения о реальной площади лесных пожаров, что не позволило вовремя нарастить силы для борьбы с огнём. В результате несколько районов Москвы накрыла дымка.
По данным Рослесхоза, «органы лесного хозяйства Рязанской области и природных территорий упустили ситуацию с лесными пожарами и скрывали реальные площади, что не позволило вовремя нарастить федеральные силы».
Фото со спутника: лесные пожары в Рязанской области в 2012 и 2022 годах. © NASA Worldview.
Впрочем, врио главы региона Павел Малков, докладывая главе государства о складывающемся в области положении, парировал, что «в жизни, конечно, стихия периодически преподносит сюрпризы».
«Я сам лично не раз уже убедился в этом за прошедшие дни. Поэтому сейчас все службы делают свою работу по согласованному плану, в том числе я тоже лично нахожусь большую часть времени на месте, и моя личная задача – в том числе работа с людьми, со всеми, кто оказался в этой ситуации, в уязвимом положении», – объяснил чиновник.
Небольшой камень, судя по всему, прилетел и в огород нижегородского губернатора. По словам Путина, непростая ситуация с лесными пожарами возникла также в Нижегородской области, «хотя <...> мне губернатор докладывал, что ситуация в целом находится под контролем».
По мнению главы «Политической экспертной группы» Константина Калачёва, рязанские пожары не могли не стать фактором политики хотя бы потому, что в этом году регион выбирает губернатора.
«Врио губернатора Павел Малков научился правильной подаче информации, ещё работая в Росстате. Но проблема в том, что одно дело – предполагаемые манипуляции цифрами статистики, другое дело – преуменьшение масштабов пожаров».
Константин Калачёв
глава «Политической экспертной группы»
– И одно дело, когда горит где-то далеко тундра, а другое – гибель людей, занимающихся тушением пожаров, сгоревшая пожарная техника, запах гари в Москве, возможность распространения пожаров на Подмосковье, смог над столицей. Тут невозможно не прореагировать, – рассуждает в разговоре с «Октагоном» политолог.
Эксперты напомнили, что лесные пожары – история ежегодная. По мнению политолога Сергея Станкевича, героизм спасателей прекрасен, но надо всегда детально выяснять, что именно привело к необходимости героических подвигов.
– Губернаторы, допускающие на своих территориях повторяющиеся раз за разом схожие стихийные бедствия, заслуживают серьёзной проверки на профессионализм, – убеждён Станкевич.
Всё большое всегда становится политическим фактором, полагает директор Института политических исследований Сергей Марков. По его словам, маленькие пожары – это не политика, а большие пожары – всегда политика.
– Имеют значение и большие обстоятельства. Сейчас таковым, конечно, является специальная военная операция (СВО). Поэтому все события так или иначе встраиваются в пресловутую карту СВО. Как ни странно, но политически такие пожары могут быть даже выгодны руководству России. Дело в том, что население фрустрировано постоянным потоком трагических новостей, фрустрировано тем, что через полгода после начала СВО Россия пока не демонстрирует значительных успехов. Поэтому на этом фоне лесные пожары выглядят уже чем-то привычным, родным и спокойным, – заявил изданию Марков.
Он добавил, что в данном случае речь идёт об «эффекте триллера»: люди смотрят такие фильмы, но перестают бояться их героев.
В описанную Марковым концепцию вписывается и недавнее заявление главы МЧС Александра Куренкова. По словам последнего, ведомство знает о случаях, когда горящие в Рязанской области леса поджигали преднамеренно. «Мы видим определённые диверсионные моменты», – отметил Куренков.
В борьбе с огнём задействовано свыше 5 тысяч человек и почти тысяча единиц техники. Особый противопожарный режим введён в 64 регионах, в отдельных районах шести из них объявлен режим ЧС.
Лесные пожары, хотя и занимают внушительную часть медиаповестки, не несут значимых рисков для устойчивости политических установок, утверждает директор Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Валерия Касамара. По её мнению, следует учитывать свойственный российскому обществу патернализм:
– Люди не склонны считать власть виновной в пожарах и видят в ней единственного защитника от стихии. Исследование ВШЭ, проведённое после крупных пожаров 2010 года, демонстрирует, что уровень поддержки власти, причём всей вертикали, выше – внимание! – среди жителей сожжённых деревень.
Второй аспект, считает Касамара, связан непосредственно со «встройкой» главы региона в вертикаль и его умением справиться с кризисной ситуацией, привлечь необходимые ресурсы и организовать работу.
Согласно официальным данным, наиболее масштабные пожары сегодня зафиксированы в Якутии – там огнём пройдено свыше 74 тыс. гектаров. Также крупные природные пожары наблюдаются в Республике Коми (более 15 тыс. гектаров), Рязанской (14 тыс. гектаров) и Нижегородской (6,6 тыс. гектаров) областях и в Ханты-Мансийском автономном округе (7 тыс. гектаров).
Фото со спутника: лесные пожары в Республике Коми в 2012 и 2022 годах. © NASA Worldview.
Складывающаяся ситуация заставила власти инициировать очередную реформу. Как заявил министр финансов России Антон Силуанов, механизм ответственности за пожары необходимо скорректировать – в частности передать Авиалесоохрану в ведение МЧС. Он признал, что такое предложение исходило от главы спасательного ведомства Александра Куренкова.
В настоящее время Авиалесоохрана подведомственна Рослесхозу, который, в свою очередь, подчиняется Минприроды. Глава Минфина предложил создать единый механизм управления.
Реформирование отрасли, похоже, действительно назрело, другой вопрос – с какой стороны начнутся анонсированные перемены. Сопредседатель совета Международного социально-экологического союза Святослав Забелин в беседе с «Октагоном» рассказал, что сейчас главная причина лесных пожаров – происходящие климатические изменения. Например, говорит он, в Центральной России заметно сокращается количество выпадающих осадков – затяжные дожди стали редкостью, им на смену пришли ливни, которые не обеспечивают почву влагой.
«Второй фактор – бесхозяйственность. Синергия двух отрицательных явлений и дала свой нехороший результат. Нужны профилактические работы, но откуда их взять, если в стране не осталось лесного хозяйства».
Святослав Забелин
сопредседатель совета Международного социально-экологического союза
По оценкам Константина Калачёва, передачу Авиалесоохраны в ведение МЧС можно рассматривать как начало переосмысления всей организации профилактики и борьбы с лесными пожарами – видимо, тут нужен системный подход.
– А это предполагает политические решения, определяющие перераспределение ресурсов и ответственности. Ущерб от пожаров становится слишком большим, а способность противостоять стихии воспринимается как экзамен для всей системы, – считает он.
Контуры озвученной реформы были известны ещё несколько месяцев назад, до начала активной фазы лесных пожаров, отметил политолог Евгений Минченко. Однако, по его мнению, попытки решить вопрос путём реформирования технологий тушения заведомо обречены на провал. Речь должна идти о технологиях профилактики, но для этого необходимо вернуть и усилить разрушенную в ходе предыдущей реформы службу лесной охраны.
Тем не менее очевидно, что это задача не на один день, поскольку квалифицированные кадры в своё время были уволены. Где сегодня брать профессионалов, непонятно.