Осенние выборы 2024 года станут важным этапом формирования новой системы власти, выстроенной под задачи президента. Она должна представлять собой монолит, на который можно опираться при проведении реформ и принятии не самых популярных решений. Этим объясняется долгая подготовка к голосованию: выдвижение новых сильных кандидатов на посты глав сложных регионов и активный перевод процесса волеизъявления в электронный формат.
В апреле в «Единой России» говорили как минимум о десяти регионах, где на выборах партия власти может столкнуться с проблемами. Трудности прогнозировали на выборах депутатов законодательных собраний в Республике Алтай, Марий Эл (также проходят выборы гордумы Йошкар-Олы) и Хабаровском крае (выбирается гордума административного центра и Комсомольска-на-Амуре). Непростую ситуацию предсказывали на выборах губернатора и гордумы Мурманска и в Хакасии – на выборах мэра Абакана и довыборах в Госдуму. В списке сложных субъектов оказалась Чукотка (гордума Анадыря и мэр), кампании в Иркутской области, губернаторские выборы в Санкт-Петербурге и Курганской области.
По прошествии времени ситуация серьёзно изменилась, по разным причинам красные метки постепенно исчезли со всех проблемных для «Единой России» регионов. Существенную роль сыграла ротация губернаторов, которая хотя почти не затронула обозначенные выше территории, но стала сигналом для региональных руководителей найти силы и ресурсы для проведения осенней кампании с минимумом эксцессов.
Губернаторопад заменили ротацией
Изменения в губернаторском корпусе не получается подвести под знакомый всем термин «губернаторопад». Как таковой губернаторопад наблюдать пока что не довелось – имеет место ротация кадров и смена кабинетов, в результате которых каждая ячейка получает своё наполнение, и никто из завершивших карьеру губернаторов с политической арены не уходит.
Перейти к материалуВ Санкт-Петербурге недовольство Александром Бегловым уже стало традицией, но выдвинуть достойного противника другие партии не смогли. В Республику Алтай пришёл Андрей Турчак, чья фигура понятна местным элитам и чей вес в партии и руководстве страны ликвидирует любое недовольство. Возможные риски сохраняются только в Марий Эл, что связано с интересами национальных элит и тяжёлым социально-экономическим состоянием. В регионе самым ярким выражением протеста может оказаться низкая явка.
На примере Москвы и ситуации, которая складывается на выборах в городскую думу, можно понять, по какому пути пойдёт электоральный процесс в стране. Подготовка к нынешним выборам в столице началась заранее, когда наученные примером 2019 года властные структуры свели на нет любые варианты поддержки протестных настроений со стороны оппозиции. Но даже на таком спокойном фоне могут возникнуть проблемы.
Речь идёт о переходе на электронный формат голосования на участках. Не стоит исключать, что большинство из тех, кто придёт голосовать на участки, будет удивлено отсутствием возможности отдать голос привычным путём – с использованием бумажного бюллетеня. Многие не следят за новостями и не обращают внимания на сообщения об изменениях процедуры голосования. К тому же нет масштабной кампании по популяризации электронного голосования, которая ранее сопровождала дистанционное волеизъявление. Избиратели могут выразить удивление электронным форматом на участках и покинуть их в расстроенных чувствах. Но даже в этом случае говорить о зарождении протестных настроений и рисках для «Единой России» будет более чем преждевременно.
Автор – член Российской ассоциации политконсультантов, руководитель агентства «Стратагема».