Несмотря на то, что инициатива депутата Государственной думы Андрея Гурулёва по введению налога для бездетных россиян не нашла публичной поддержки ни у его коллег, ни в экспертном сообществе, ни у граждан, поднятый им вопрос вовсе не снят с повестки дня. Несколько месяцев назад с подобным предложением выступал член думского Комитета по бюджету и налогам Евгений Фёдоров. А в прошлую пятницу руководство Российского государственного социального университета (РГСУ) заявило о том, что завершило разработку параметров налога на бездетность для мужчин и женщин. Специалисты по социальной сфере даже рассчитали, каким должен быть продвигаемый ими новый сбор, а также разъяснили, как его лучше взимать.
По словам проректора РГСУ Джомарта Алиева, вычет за бездетность в размере трёх процентов от получаемого гражданином дохода следует приплюсовать к подоходному налогу. Но это только начальный этап платежей за отсутствие потомства, потому что ещё полпроцента от трудовых и иных доходов предлагается прибавить к налогу на имущество. А вот налог на наследство учёные считают необходимым дополнительно обременить целыми пятью процентами налоговой надбавки за всё ту же бездетность.
Конечно, далеко не все расчёты государственных структур воплощаются в жизнь. С другой стороны, если о налоге на бездетность заговорили так много и часто, то это может означать планируемый переход от слов к делу. А ведь всего три с половиной десятка лет назад налог для холостяков и не имеющих детей граждан был обычным делом. Никто его уплате не противился.
Для советских граждан налог на бездетность был введён Указом Президиума Верховного Совета СССР суровой осенью 1941 года, когда враг наступал и угрожал самому существованию государства. Тогда ещё в распоряжении руководства на такой случай не было столь мощного оружия сдерживания, как сейчас. Экспорт нефти и газа в ту эпоху ещё не приносил доходов в казну, а фронту и экономике тыла требовалась серьёзная поддержка – на счету была каждая копейка. В итоге было решено, что бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны отчислять шесть процентов от зарплаты государству.
Рождаемость в России оставляет желать лучшего.Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Безусловно, эта мера была направлена не только на пополнение бюджета, но и на стимулирование рождаемости. Однако в такое тяжёлое время, как тогда, демография не поддавалась ни самым строгим приказам, ни регулированию, детвора рождалась не благодаря, а вопреки: не в ответ на введённый налог, а повинуясь законам эволюции. Та война завершилась победой, но налог на бездетность просуществовал аж до января 1992 года – от Сталина до Ельцина.
Про налог на бездетность с давних времён слагались разные куплеты. Например, группа «Лесоповал» в 90-е годы пела песню на стихи поэта Михаила Танича, в которой ставился резонный вопрос о том, что сидевшая по лагерям значительная часть населения хотела бы, да не могла обзавестись детьми:
«А у нас на заготовке древесины деловой мужики да мужики, подбор как в бане половой».
Сейчас численность контингента ФСИН значительно поубавилась в сравнении с былыми временами, но проблема разделённых половин и живущих порознь мужчин и женщин стоит по-прежнему остро.
Наряду с этим, как и той осенью, когда враг рвался к Москве, геополитическая ситуация остаётся напряжённой. Для достижения поставленных целей требуются не только сплочённость и решимость, но и немалые бюджеты. Стартовавшая налоговая реформа пока затрагивает только бизнес и наиболее обеспеченные слои населения, при этом ряду категорий обычных граждан государство, наоборот, добавляет социальных выплат. Однако, как свидетельствуют законы физики, если на фоне вызов, подобных сегодняшним, в каком-то кармане прибывает, то в другом должно убывать.
Россияне и без того сегодня сталкиваются с так называемым инфляционным налогом – цены на продукты, товары и услуги ЖКХ подрастают так же стремительно, как трава после дождя.
Платить сегодня приходится много, часто и по разным поводам, включая как налоги, так и штрафы ГАИ. Не говоря уже про интернет, телевидение, автомобильные парковки, лекарства, курортно-туристические сборы и дорожающий бензин. Но, как мудро говорил герой старого фильма, то бензин, а то – дети.
Государство поставлено перед необходимостью решения двуединой, но во многом противоречивой задачи: соблюсти государственные интересы и при этом не только не ущемить граждан, но и подвигнуть их к обзаведению потомством. Это, как следует из советского опыта, и в мирное-то время было непросто, а сейчас, когда социологические службы фиксируют периодическое повышение уровня тревожности населения, такая задача осложняется многократно.
Власть как может оберегает страну от лишних испытаний и трудных решений, потому в ответ на непопулярную инициативу депутата Гурулёва по введению налога на бездетность многие парламентарии и даже председатель президентского Совета по правам человека Валерий Фадеев взялись высказывать противоположные мнения. Однако с некоторых пор в политическую повестку прочно вошло понятие «вынужденная мера», которая применяется после долгих и тяжёлых раздумий, потому что иначе уже нельзя. Возможно, именно так обстоит дело и с налогом на бездетность. До его введения ещё не дошло, но обсуждение становится всё более острым.