Владимир Путин провел в Китае четыре дня, приняв участие в саммите ШОС и праздновании 80-летия победного завершения Второй мировой войны. Он был главным гостем этих мероприятий, а в промежутке между ними российский президент занимался решением вопросов двусторонних отношений Москвы и Пекина в формате официального визита в КНР.
Сочетание амбициозной повестки международного саммита и впечатляющего парада новейшей военной техники стало демонстраций возросшей мощи Поднебесной и личным триумфом Си Цзиньпина. Пекин практически не скрывает, что его целью является строительство огромного евразийского макрорегиона с центром в Китае. Чтобы удержать эту конструкцию, ему нужны дополнительные точки опоры.
Главной и самой надежной из них является Россия – играя роль северо-западного тыла Поднебесной («спина к спине», как говорили китайские товарищи), она единственная решилась на вооруженную борьбу с привыкшим к доминированию западным миром. Пекин поддерживает Москву, но предпочитает не афишировать свою помощь и как можно реже комментировать происходящее на Украине.
Идея Евгения Примакова в действии
Дополнительный вес саммиту ШОС добавила нормализация отношений Китая с Индией. Связка Россия-Индия-Китай (РИК) придает евразийскому сообществу большую устойчивость и надежность. Де-факто это реализация предложенной почти 30 лет российским министром иностранных дел Евгением Примаковым концепции «большого треугольника РИК» как базисной основы многополярного мира.
Пытаясь втянуть Индию в антикитайскую коалицию, американцы в течение многих лет соблазняли премьера Нарендру Моди различными преференциями, но так и не смогли заставить его отказаться от покупки российской нефти. Ориентация на национальный суверенитет оказалась сильнее – Индия не захотела превращаться в сателлита уходящего гегемона и предпочла «помириться» с Китаем.
Кто посмел возразить Дональду?
Политика санкций и торгового шантажа, которую администрация Белого дома взяла на вооружение и которая до сегодняшнего дня приносила плоды лишь по отношению к западным союзникам, неожиданно встретила жёсткий отпор со стороны России, Индии, Китая и Бразилии. Страны-основательницы БРИКС демонстрируют недюжинную политическую волю, отказываясь принимать навязываемые Вашингтоном условия игры, и требуют от Дональда Трампа переиграть партию по своим правилам.
Перейти к материалуОпределенное влияние на этот выбор сыграло многолетнее, устойчивое и равноправное сотрудничество Индии с Россией – Моди не случайно сел в автомобиль к Путину и о чем-то говорил с ним в течение 55 минут. Кроме того, Индия заблокировала вступление в ШОС Азербайджана, а являющий ее противником по приграничным конфликтам Пакистан сделал то же самое в отношении Армении. Эти демарши несут на себе важную смысловую нагрузку – отсекают от участия в формировании нового центра силы тех, кто слишком тесно сотрудничает с Западом и взял курс на конфронтацию с Москвой.
Тень Украины над саммитом в Тяньцзине
На саммите в Тяньцзине о ситуации на Украине публично говорил только Путин. Нет упоминаний о ней и в итоговых документах. Партнеры России по ШОС не готовы официально солидаризироваться с ней, но по умолчанию они признают право Москвы решать вопросы обеспечения безопасности военным путем.
Это существенно отличается от того, что происходило три года назад во время саммита в Самарканде, когда на фоне неудач российской армии на фронте Си Цзиньпин позволил себе усомниться в разумности российского военного вмешательства в дела Украине, а премьер-министр Индии заявил, что современность не является «эпохой войны».
Сегодня многие уж понимают, что вооруженное противостояние России с Западом стало прологом и отправной точкой ускорения евразийской консолидацией, нацеленной, по словам Си, на строительство «равноправного и упорядоченного многополярного мира», в котором нет места «менталитету холодной войны, блоковому противостоянию и практикам запугивания».
Фасад и закрытая часть визита Путина в КНР
В ходе официального визита Владимира Путина в Китай было подписано более 20 соглашений, меморандумов и других документов о сотрудничестве в атомной и космической отраслях, в сфере инновационного развития, энергетики, науки, здравоохранения и образования. Не обошлось и без досадных недоразумений. Российская сторона не смогла симметрично ответить на решение МИД КНР о введении с 15 сентября безвизового режима для российских граждан – в Москве этот вопрос все еще находится «в стадии проработки».
Главной сенсацией двухсторонних переговоров стал «юридически обязывающий меморандум» о строительстве газопровода «Силы Сибири-2», в том числе транзитного маршрута «Союз Восток» через Монголию. Однако ответственно судить о том, действительно ли реализация этого много лет обсуждаемого и нужного России проекта сдвинулась с мертвой точки, или Москва и Пекин договорились продолжить переговоры, пока невозможно: меморандум относится к разряду документов, не предусматривающих юридических обязательств.
Беседа с Председателем КНР Си Цзиньпином в резиденции «Чжуннаньхай».Фото: сайт президента России
После завершения протокольной части Путин и Си продолжили переговоры в личной резиденции главы КНР «Чжуннаньхай» в узком составе. С российской стороны в них приняли участие глава МИД Сергей Лавров, министр обороны Андрей Белоусов, а также помощник президента по внешнеполитическим вопросам Юрий Ушаков и курирующий экономику заместитель руководителя Администрации президента Максим Орешкин. Не исключено, что именно за закрытыми дверьми происходило самое интересное.
Ещё одним знаковым эпизодом стала встреча Путина с премьер-министром Словакии Робертом Фицо. Коснувшись (в контексте ударов ВСУ по нефтепроводу «Дружба») влияния конфликта на Украине на экономику восточноевропейских стран, российский президент посоветовал им закрыть «поставки газа, которые идут по реверсу, и поставки электроэнергии» – после этого на Украине «сразу поймут, что есть какие-то пределы их поведения в области нарушения чужих интересов».
После парада будет ВЭФ
На торжественном параде в честь 80-летия Победы над Японией и окончания Второй мировой войны Китай впервые показал оружие своей ядерной триады: межконтинентальные ракеты наземного и подводного базирования, а также авиационную ракету большой дальности «Цзинлэй-1». Но главной сенсацией стала гиперзвуковая межконтинентальная ядерная ракета DF-5C. Скорость её полета – несколько десятков МАХ, дальность – более 20 тысяч км.
Парад в честь 80-летия Победы над Японией и окончания Второй Мировой Войны.Фото: Синьхуа/сайт президента России
Затем в Доме народных собраний состоялся торжественный прием. По данным СМИ, в юбилейных мероприятиях приняли участие 26 лидеров иностранных государств, но главным гостем был президент России. Вторым знаковым участником праздника стал практически не покидающий свою страну лидер Северной Кореи. Он прибыл в Пекин, чтобы отметить победу над общим врагом. Важными стали встреча Ким Чен Ына с главой КНР и российским президентом, который поблагодарил его и корейских военных за участие в освобождении Курской области.
Некоторые наблюдатели обратили внимание на то, что в контексте ШОС доминировала тройка Китай-Россия-Индия, а на юбилее победы над Японией – тройка Россия-Китай-КНДР. Дело тут не только в общей истории, но и в трезвом взгляде в будущее. В Евразии создается новый центр силы, делающий ставку на новую модель управления «единой судьбой человечества» (формула Си), но ситуация в мире вынуждает готовиться к войне, продолжая заниматься мирными делами.
Именно поэтому завершив насыщенный визит в Китай, Путин уже на следующий день отправится во Владивосток, где практически одновременно с парадом в Пекине открылся Восточный экономический форум. Его девиз «Дальний Восток – сотрудничество во имя мира и процветания» перекликается с тем, что обсуждалось в последние дни в Китае.