Фильм режиссёра Хотиненко называется «72 метра», а премьер Мишустин в отчёте Госдуме назвал среднюю российскую зарплату в 73 тыс. рублей. В фильме впечатляющей двузначной цифрой измеряется глубина, на которой залегла повреждённая подлодка, а слова председателя Правительства совсем не про дно, а, наоборот, про достигнутые высокие результаты. Тем не менее оба показателя роднит драматизм стоящих за ними судеб и сопоставимая сложность ситуации.
Судя по тому, о чём поведал парламентариям Михаил Мишустин, Россия уже не та субмарина, которая погрузилась в глубины и застряла в илистых отложениях, а корабль, который уверенно всплывает, чтобы в перспективе оказаться выше уровня моря и устремиться ещё дальше в небесную высь. На долю Мишустина выпало едва ли не больше испытаний, чем приходилось брать на себя его предшественникам.
Конечно, «чёрный вторник» 1994 года, дефолт 1998 года и прочие вызовы последнего десятилетия прошлого века, а также кризисные явления нулевых годов тоже были суровыми экзаменами для власти. Но нынешнему кабинету министров пришлось работать в обстановке непрерывного давления извне, столкнувшись вначале с затяжной пандемией, а затем и с небывалыми санкциями. Как водится, в социально-экономических боях закалилась сталь и выработался стиль, который во многом и определил успешность преодоления невзгод. Когда даже недруги вынуждены признать, что экономика России выстояла и заметно поднялась, это означает, что настольная лампа в кабинете премьера не зря горит за полночь и министры не даром едят свой хлеб.
Безусловно, впечатляющие цифры, которые глава Правительства привёл депутатскому корпусу, только тогда перестают быть сухой статистикой, когда за ними стоят конкретные факты улучшения жизни граждан. По отчёту выходит, что в России стало меньше бедных, а доходы населения, как и продолжительность жизни, неуклонно растут. Разумеется, заявленные 73 тыс. рублей ежемесячного жалования россиян – это такой усреднённый расчёт, который стал итогом сложения зарплат начальников с получками подчинённых. При сохраняющихся показателях вопиющего неравенства между богатым меньшинством и остальным большинством среднестатистический показатель доходов мог бы быть и повыше, но в последнее время отечественные богачи явно стали скромничать, а потому их вклад в статистику не позволил усреднённому российскому жалованию пробить потолок в 100 тыс. рублей, чтобы догнать растущие курсы доллара и евро.
Если же богатеев и преуспевающих с их доходами считать отдельно, а оставшейся основной части страны искусственно не плюсовать статистические надбавки от щедрот имущих, то окажется, что многие граждане по-прежнему с трудом сводят концы с концами и в большинстве регионов рады и зарплате вдвое меньшей, чем оглашена в стенах Госдумы.
Реалии всегда суровее, чем они представлены в итоговых официальных документах, особенно такой далеко не мирной поры, как сейчас.
Но и страна хорошо понимает, что завышением планок власть стимулирует её к боевому настрою и к вере в лучшее. Тем более что планы Правительства до 2030 года и впрямь масштабны и амбициозны, касаются они не только высокотехнологичных производств и новых дорог, но и людей.
Россияне хорошо знают, что сегодня государству нелегко, а враг не дремлет, поэтому локомотивом роста ВВП становятся не мирные отрасли, а оборонные. Вот и выпуск бронетанкового вооружения, по данным премьера Мишустина, в РФ увеличен в три раза, средств поражения стало производиться в семь раз больше прежнего, а техники связи, радиоэлектронной борьбы и разведки и вовсе прибавилось в девять раз.
Очевидно, что держава нуждается не только в надёжной защите, за которую платится высокая цена, но и в такой продукции, которая повышала бы качество жизни. Проекты развития не забываются и сейчас, но целиком сосредоточиться на них удастся лишь тогда, когда разрешится геополитический конфликт и стихнут сражения. Достижение многих высоких и мирных целей намечено на последний год нынешнего десятилетия. Это означает, что активная фаза противоборства должна завершиться если не в ближайшее время, то в таком обозримом и не столь уж далёком будущем, чтобы была обеспечена возможность добиться запланированных прорывов и на фронтах мирного строительства.
По словам премьера, в России стало меньше бедных, а доходы населения растут вместе с продолжительностью жизни.Фото: Эрик Романенко/ТАСС
Конечно, такие стройки никто не останавливает и в сегодняшнюю годину, а экономика стоит не только на военных рельсах, но и на гражданских шпалах, а также на той крепкой универсальной основе, что была заложена в предшествующие годы. Однако проблем нынче всё же объективно больше, чем раньше, да и безусловный рост зарплат с пенсиями натыкается на колючие цифры магазинных ценников.
Жизнь в России не то чтобы стала хуже, но она сильно изменилась в сторону вынужденной необходимости проявлять гибкость и новое мышление для того, чтобы решить многие насущные вопросы. Привычные покупки, которые были доступны ещё недавно, остались в прошлом и по причине их подорожания, и из-за отсутствия в свободной продаже. Импортозамещение и параллельный импорт стали серьёзным подспорьем в сложившейся непростой ситуации, но до конца её так и не выправили, а китайская поддержка хоть и велика, но отступать дальше на этом потребительском направлении уже некуда.
Поэтому перед тем правительственным составом, который президент по закону призовёт после своей майской инаугурации, встаёт задача не только продолжить уверенное всплытие с ростом ключевых показателей, но и сделать так, чтобы стране при этом по возможности дышалось не стеснённо, а хотя бы полегче.