Идея «ядерного сдерживания» заменяется стратегией подготовки ядерных атак, разговоры о «неприемлемом ущербе» – уверениями, что «ядерный удар – это совсем не страшно». Табу на применение подобного оружия отменяется. Сигнализируют об этих переменах не заявления Дональда Трампа, якобы пославшего две ядерные субмарины поближе к российской границе, и не лихие посты заместителя председателя Совета безопасности РФ Дмитрия Медведева. Правила мировой игры меняют действия западных стратегов, концентрирующих вокруг России вооружения для нанесения обезоруживающего ядерного удара. А англосаксонские медиа создают соответствующую идеологическую базу, рассказывая, что применение ядерного оружия «остановит войну» и «спасет миллионы жизней».
Ядерная мобилизация
До недавнего времени совокупный ядерный потенциал Европы включал около 615 боеголовок и состоял из арсеналов Франции (более 290 боеголовок), Великобритании (225 боеголовок) и ядерного оружия США, размещенного на шести авиабазах в Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Турции – всего около 100 ядерных боезарядов, главным образом авиационных бомб B61. Однако в последнее время ядерные запасы Европы начали расти и менять дислокацию.
Три года назад Великобритания разместила часть своих ядерных боеголовок в немецком Рамштайне и польском Жешуве, а недавно на британскую базу Лейкенхит была доставлена из США партия новых ядерных бомб B61-12 с максимальной мощностью 50 килотонн (на Хиросиму была сброшена бомба в 13-16 килотонн). Месяцем ранее началось пополнением авиапарка базы Лейкенхит американскими F-35A и подготовка – в рамках миссии НАТО по совместному использованию ядерного оружия – хранилищ, способные вместить до 132 бомб B61.
F-35A и новые ядерные боеприпасы были недавно размещены на британской базе.Фото: Airman Julianne Showalter/ U.S. Air Force/Public domain
В Норвегии проведена модернизация аэродромов стратегической авиации и предназначенного для размещения американских ядерных субмарин портового терминала Гротсунд. Аналогичная работа ведется на десятках военных объектов на Аляске, в Японии, на Гуаме и других островах Тихого океана.
Ракетная готовность
Одновременно страны НАТО начинают получать новые ракеты средней и меньшей дальности – США в одностороннем порядке вышли из договора об их ликвидации и запрете производства в 2019 году. На смену ATACMS с дальностью полета 300 км поступают PrSM с дальностью более 500 км. Кроме того, американские военные компании получили миллиардные заказы на производство больших партий ракет JASSM «воздух – земля», AMRAAM «воздух-воздух» и противокорабельных LRASM для армии США и их союзников в Европе и Индо-Тихоокеанском регионе.
Идут испытания гиперзвуковой ракеты Blackbeard GL (скорость – более 5 махов, дальность – более тысячи км) для пусковых установок M142 HIMARS и М270 MLRS, имеющихся во многих европейских странах. Де-факто речь идёт о налаживании к 2028 году массового производства и поставок в соседние с Россией государства сотен гиперзвуковых ракет.
НАТО наращивает производство и готовит поставки новых ракет в страны альянса.Фото: Airman 1st Class Emily Kenney/Public domain
Вся эта деятельность подтверждает медийные вбросы о наличие у США и НАТО плана массированной атаки на Россию. В частности, утверждается, что первый обезоруживающий удар по выведению из строя 60 процентов объектов ядерного щита России будет нанесен с приграничных территорий ракетами средней дальности. Незначительное подлётное время считается главным фактором успеха. Если Россия ответит на агрессию оставшимися в её распоряжении ядерными средствами, по её территории полетят размещенные в Европе ракеты и авиационные бомбы B61 и B61-12 с ядерной начинкой, а виновной в ядерной эскалации окажется «преступная российская власть».
Идеологическая база
Разрушение табу на применение ядерного оружия началось в конце 2010-х годов. Пять лет назад западные издания писали, что «ядерная война в два раза дешевле, чем борьба с пандемией», и рассуждали о размещении подобного оружия на территории Украины и Прибалтики для превентивной атаки на Россию. На расширение рамок допустимого сработали отказ США от концепции ядерной зимы, начавшиеся летом 2022 года медийные вбросы о возможности применении на Украине тактического ядерного оружия (ТЯО), а также резкие ответы Москвы, которая скорректировала свою ядерную концепцию и неоднократно намекала на возможность симметричного ответа и даже превентивного удара.
Сегодня этот вялотекущий тренд превращается в полноценную информационную кампанию.
На минувшей неделе считающийся «любимым изданием Трампа» консервативный New York Post опубликовал статью, доказывающую на примере атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, что только так можно остановить войну» и спасти миллионы жизней, «положив конец советскому вторжению, из-за которого погибли сотни тысяч японцев». О том, что СССР разгромил Квантунскую группировку японцев, будучи союзником США, публике знать не полагается.
Одновременно рупор глобалистов, издание Politico, разместил аналитику, продвигающую тезис о неизбежности конфликта с Россией: любой компромисс – это поражение Запада и Европы, поэтому выбирать приходится между войной и капитуляцией. Дальше всех пошёл консервативный The National Interest, на страницах которого бывший сотрудник разведки и Госдепа Колин Клири посоветовав Трампу «по-настоящему размахнуться ядерной дубинкой перед носом у "русского медведя"».
Ястребы не успокоятся
Пока Трамп говорит о своем стремлении остановить военные действия на Украине, его подчиненные и сторонники готовятся к ядерному противостоянию с Россией – в этом они едины с глобалистами. Поэтому независимо от того, чем закончится очередная попытка наладить российско-американский диалог, курс на ядерное противостояние будет продолжен.
Даже если Путин и Трамп смогут наконец встретиться и о чём-то договориться, американские и европейские ястребы не успокоятся. В середине ХХ века они собирались наносить ядерные удары по городам СССР, теперь планируют уничтожить ядерный щит России, являющийся гарантом её суверенитета.
Советскому руководству при всех предъявляемых ему претензиях удалость на протяжении многих лет сдерживать агрессивные намерения Запада. Поставив задачу не допустить повторения 22 июня 1941 года, оно сумело нарастить ядерный и военный потенциал страны до масштабов, отбивающих желание проверять его на прочность.
Запад боялся военной мощи СССР – это создавало почву для диалога.
Теперь что-то подобное предстоит сделать России, но старые рецепты для этого не годятся – мир слишком сильно изменился и продолжает меняться. Сдерживание через соглашения и договоры больше не работает – международное право фактически разрушено. Авторитет ООН упал ниже плинтуса – там пишут отчёты о том, что никто не читает их отчеты.
Политика сдерживания времен холодной войны строилась на симметричных и контролируемых ограничениях, сегодня их нет. Запад сам уничтожил рамки относительной стабильности, снося неугодные режимы. В итоге получили мир, где почти все зависит от военной силы и готовности ее применять. Америка и Европа умеют делать это лучше других, но их всё ещё можно напугать.