Смена власти в Свердловской области прошла против сложившихся в России за последние десятилетия правилам. Отставку Евгения Куйвашева предварило прямое информационное столкновение нескольких заинтересованных кланов. В эти дни они продолжают обкатывать технологию создания повестки за счёт слухов, которая может быть использована и в дальнейшем.
Развитие информационного пространства в России прошло несколько этапов. На первом – в 90-е – его основу составляли субъективные домыслы и слухи. Государство было настолько слабо в административном плане, что было неспособно ни эффективно формировать смысловую реальность, ни защищать её. Коррумпированные в своём большинстве уполномоченные органы реагировали на появлявшиеся информационные угрозы с большим опозданием, а если и делали это, то в интересах той или иной группы частных лиц.
Этим пользовались представители первой волны политконсультантов и пиарщиков, главным методом работы которых было шокирование населения. Часто при этом вспоминалось нехитрое правило: чем больше ложь, тем быстрее в неё поверят. Население не только верило, но и выстраивало свою жизнь на основе этой веры.
В нулевых стартовало формирование административных и законодательных институтов, которые медленно начали переводить информационную политику в цивилизованное русло. За откровенную ложь пиарщиков начали сажать, а СМИ привлекать к ответственности вплоть до аннулирования лицензии.
Одну из главных ролей в этом сыграло создание в 2008 году Роскомнадзора.
Однако проблема слухов оставалась нерешённой. Они, будучи серой, не урегулированной законодательством, технологией, продолжали использоваться в корпоративных и политических конфликтах. Слухи распространялись и действовали быстрее, чем СМИ. На фоне сохранявшегося по инерции недоверия к государству часто их принимали за чистую монету. С помощью слухов пиарщики продолжали формировать повестку и общественное мнение.
В начале десятых годов в российской политике сформировалась новая традиция. Перед каждыми выборами, особенно федерального уровня, на места спускалось настоятельное пожелание прекратить на период кампании любые внутриэлитные конфликты и совместными усилиями работать на необходимый власти результат. Тем, кто отказывался, сначала объясняли по-хорошему. Тех, кто не понимал с первого раза, вызывали в нужные кабинеты.
Постепенно информационное сообщество становилось более зрелым и меньше нуждалось во внешнем надзоре. Самоцензура стала частью жизни большинства российских СМИ. Даже многие специализирующиеся на скандалах таблоиды приняли правила игры и стали реже выдавать слухи под видом правды даже в ходе избирательных кампаний.
Во время СВО страна перешла на особый информационный режим, когда любая информационная самодеятельность начала караться гораздо жёстче, чем в условиях мирного времени.
Но с началом разговоров о перемирии ситуация в отдельных регионах неожиданно начала откатываться на предыдущий уровень. Ярче всего это проявилось в Свердловской области – в одном из ключевых для страны промышленных регионов.
Ещё в феврале ряд анонимных телеграм-каналов начали анонсировать скорую отставку губернатора Евгения Куйвашева. В самом факте обсуждения этой темы не было ничего удивительного. К тому моменту силовики на протяжении года разрабатывали серию уголовных дел против членов свердловского правительства. Однако в глаза бросалось то, что в постах в качестве якобы уже согласованных кандидатов на должность врио настойчиво назывались фамилии представителей конкретных ФПГ.
В какой-то момент между поддерживающими этих кандидатов каналами развернулась информационная война. Уральские журналисты с иронией следили за происходящим, ожидая официального опровержения или подтверждения множившихся слухов. Не выдержало напора только одно издание, досрочно опубликовавшее со ссылкой на собственные источники новость об отставке Куйвашева как о состоявшемся факте. Буквально через несколько часов она была удалена.
Сейчас круговорот слухов снова неожиданно возобновился.
Десятки телеграм-каналов наперебой сообщают о якобы уже состоявшемся задержании Евгения Куйвашева в рамках одного из дел против членов его команды. И опять в ходу исключительно ссылки на собственные анонимные источники. Официальные органы власти Свердловской области и пресс-службы силовых структур хранят молчание. Достоверной информации у них нет. Но при этом никаких опровержений или пояснений тоже не даётся. Молчат и окончательно дезориентированные традиционные СМИ.
Ситуацию не изменило даже выступление самого Евгения Куйвашева в одном из местных СМИ. Он воздержался от комментариев, посоветовав обратиться за ними к представителям силовых структур. Из его слов можно сделать лишь один вывод – он не задержан и остаётся на свободе.
В результате информационную реальность и общественное мнение снова начали формировать слухи, за которым стоят заинтересованные личности и структуры. Понять, какие они преследуют интересы, пока невозможно. Одно можно сказать определённо – эти «заинтересанты» будут пытаться влиять на работу свердловского правительства и в дальнейшем, используя обкатанные в эти дни методы.