Избирательная реформа, предусматривающая возможность проводить выборы во все органы власти исключительно на электронных площадках без использования бумажных бюллетеней, станет вызовом для власти. На местах не хватит администраторов, умеющих работать в новом формате, сотни тысяч бюджетников останутся без заработка, а избиратели – без создавшегося более века ритуала единения власти с народом.
Поправки к избирательному законодательству, позволяющие ЦИК и региональным избиркомам принимать решение о полном отказе от «бумажных» выборов, уже принят Госдумой в первом чтении. В ходе обсуждения авторы документа подчеркнули, что реформа вытекает «напрямую из практики применения избирательного законодательства» и направлена на обеспечение «прозрачности и открытости избирательной системы».
Доводы во многом логичны. Практика дистанционного электронного голосования (ДЭГ) накопилась за последнее время богатая. Впервые оно было использовано на выборах 2021 года в семи субъектах РФ: Москве, Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях. Тогда не обошлось без конфликтов, особенно в столице, где публикация результатов ДЭГ на выборах в Госдуму перевернуло итоги традиционного голосования – отстававшие кандидаты из пула мэра Сергея Собянина оказались на первых местах.
В 2022–2024 годах география ДЭГ методично расширялась. Одновременно с ним в Москве было массово протестировано голосование с помощью специальных терминалов непосредственно на избирательных участках. Нарабатывалась практика администрирования электронных выборов и работы с избирателями. Но о возможности полного отказа от бумажных бюллетеней речи до последнего времени не шло – обе системы голосования использовались параллельно.
Появившаяся неожиданно перспектива проведения в 2026 году выборов в Госдуму исключительно в виртуальном пространстве стала для администраторов на местах неприятной неожиданностью.
Опрошенные «Октагоном» администраторы избирательных кампаний выделили несколько проблем, с которыми придётся столкнуться в регионах. Первая и самая главная – падение эффективности использования традиционного административного ресурса. Ответственным чиновникам будет гораздо сложнее контролировать регистрацию подотчётных бюджетников в электронной системе и их выбор.
– Сотрудники районных администраций умеют работать лишь с и без того лояльными власти бюджетниками и пенсионерами, туманно представляя себе современные цифровые технологии. Да и сами бюджетники давно привыкли к устоявшейся схеме, когда их организованно инструктируют, выдают фамилии нужных кандидатов и ведут на участки, – отметил работающий с региональными органами власти политтехнолог.
По его словам, электронный формат голосования предполагает значительно более высокий уровень сознательности и самостоятельности избирателей. Не обладающие этими качествами россияне предпочитают не участвовать в выборах без внешнего сопровождения. Этот тренд уже проявил себя на последних выборах с использованием ДЭГ. Органы власти в ходе кампании открыто предупреждали кандидатов-одномандатников, что в состоянии гарантировать им лишь порядка 30 процентов от необходимых для победы голосов. В предыдущие годы этот показатель достигал 50–70 процентов.
Бюджетники и пенсионеры, которые составляют достаточно большую часть голосующего электората, привыкли к традиционному формату выборов.Фото: Анна Майорова/Octagon.Media
Собеседник «Октагона» уверен, что проблему можно решить двумя способами. Первый – за счёт существенного повышения уровня подготовки местных администраторов. Но это долгий путь, предусматривающий планомерный подбор и обучение профильных вице-губернаторов и заместителей мэров. Второй – повышение уровня кандидатов на выборные должности, способных взять на себя полную ответственность за проведение кампаний.
Вторая глобальная проблема – изменение избирательных традиций. Для всегда голосующих за власть лоялистов важен привычный избирательный ритуал, который давно стал одним из символов легитимности итогов голосования.
– Они идут на выборы, потому что так делали их отцы и деды. Этот ритуал для них и есть символ поддержки власти. И как таким людям объяснить, что теперь всё изменилось, и продолжить дело отцов и дедов они не смогут, большой вопрос, – отмечает администратор избирательных кампаний одного из уральских регионов.
Третья проблема – неизбежная реформа системы избирательных комиссий.
Массовое участие россиян в дистанционном электронном голосовании в ходе предыдущих кампаний снизило нагрузку на их членов. Полный отказ от голосования по бумажным бюллетеням может поставить вопрос о сокращении их числа. В участковых комиссиях на период выборов трудоустраивалось по всей стране сотни тысяч человек. Теперь они могут остаться без дополнительного заработка.
После принятия в первом чтении поправок к избирательному законодательству председатель ЦИК РФ Элла Памфилова выступила в поддержку системы избиркомов и пояснила, что полная цифровизация выборов – «это очень дорогостоящее и масштабное действо, оно тянет за собой целый ряд других организационно-технических мероприятий».
«Это огромные деньги, в этом нет никакой необходимости», – подчеркнула она.
Региональные политтехнологи выражают озабоченность тем, что массовое применение цифровых технологий изменит общую структуру приходящих на выборы избирателей. Если сегодня преобладающим является мнение пожилых россиян, то после цифровизации избирательного процесса на первый план могут выйти молодые люди. Организаторы кампания далеко не всегда интересы понимают их интересы и могут прогнозировать их действия.