Губернаторы выиграли у избирателей

Губернаторы выиграли у избирателей

Итоги завершившейся кампании показывают, что интерес избирателей к выборам упал до исторического минимума. На фоне отсутствия реальной конкуренции явка на отдельных территориях снизилась в полтора раза. Удержать её на прежнем уровне не помогло даже введение электронного голосования. Необходимые проценты губернаторы получали за счёт привычного админресурса. КПРФ лишь подыграла партии власти благодаря проведению патриотической повестки, схожей с единороссовской.

Завершившаяся избирательная кампания проходила в совершенно иных условиях, нежели предыдущие. Начиная с февраля информационная повестка была ориентирована на специальную военную операцию (СВО) на Украине. Внутриполитические шаги направлены на повышение патриотических настроений и противодействие западным санкциям. Эти особенности давали все возможности для повышения активности избирателей. Если бы власти обратились к жителям с просьбой прийти на участки, то могли бы получить впечатляющий отклик.

Предвыборный штиль

Но этого не произошло. Прошедшие выборы стали самыми невзрачными в современной истории страны. Объёмы агитации на местах были сведены к минимуму. В большинстве регионов команды губернаторов избрали стратегию «сушки явки». Как сообщают источники «Октагона», во многих субъектах лидеров общественного мнения попросили на период кампании снизить свою активность до минимума. Например, депутатам Госдумы и региональных парламентов было рекомендовано не проводить в своих округах никаких мобилизационных акций, в том числе патриотических.

– Было сказано, что мы можем уйти в отпуска и не участвовать в работе штабов. Избиратели просили к ним приехать, провести приёмы и собрания, но я был вынужден отвечать им отказом, – рассказал на условиях анонимности один из депутатов Госдумы.

Такая установка отразилась на предварительных итогах голосования.

Наиболее пассивной оказалась Ярославская область.

По сравнению с губернаторскими выборами 2017 года явка в регионе рухнула в полтора раза – с 33,8 до 23,4 процента. Уменьшились показатели в традиционно политически активной Свердловской области – с 37,3 до 27,7 процента. Главу Республики Марий Эл пришли выбирать 31,8 процента жителей, пять лет назад их количество составляло 43,6 процента.

В других субъектах РФ падение стало не столь обвальным. Активность избирателей в Калининградской области снизилась с 39 до 37,7 процента, во Владимирской области – с 32,9 до 28,4 процента, в Карелии – с 29,2 до 27,2 процента, в Бурятии – с 36 до 31,9 процента.

Рост явки был отмечен только в Рязанской (с 36,1 до 42,3 процента), Томской (с 25,7 до 30,4 процента), Новгородской (с 28,3 до 31,9 процента) Кировской (с 30,7 до 32,5 процента) областях и Удмуртии (с 34,5 до 38,6 процента).

Не сработало на явку введение дистанционного голосования.

Успешная мобилизация была проведена только в Москве за счёт акции мэрии «Миллион призов» – среди проголосовавших онлайн разыграют ценные подарки.

В результате явка на муниципальные выборы превысила 32 процента (в 2017 году она составила менее 15 процентов). В остальных регионах доля проголосовавших дистанционно доходит лишь до 1–2 процентов. Например, в Калининградской области электронные бюллетени получили всего 15 989 человек, в Ярославской области – 32 616 человек.

Рекордно низкую явку руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв связывает с утратой избирателями доверия к процедуре голосования и их апатией.

– Люди понимают: голосуй или не голосуй – всё равно победит «Единая Россия». Люди придут на выборы, если только дать им дополнительную мотивацию. Именно это мы увидели в Москве. Многие ранее ходили на выборы, как на праздник. В Москве этот праздник избиратели получили. В регионах праздники ожидаемо в текущей ситуации устраивать не стали, – считает эксперт.

Победа админресурса

Бросается в глаза, что минимальные результаты получили главы регионов, где была зафиксирована низкая явка. Например, глава Карелии Артур Парфенчиков переизбрался с результатом 69,15 процента, к урнам пришли 27,2 процента избирателей. Свердловский губернатор Евгений Куйвашев получил 65,78 процента голосов при явке 27,7 процента. В субъектах с большей активностью избирателей кандидаты от власти получили результат более 70 процентов, что может свидетельствовать об эффективном использовании ими административного ресурса.

«Красные» отступают

На этом фоне резко уменьшилась поддержка КПРФ. В частности, в Томской области результат кандидата в губернаторы от компартии снизился с 2017 года с 11,5 до 5,3 процента, в Новгородской области – с 16,2 до 11 процентов. КПРФ также потеряла большинство мандатов в думах ключевых для неё городов. Наиболее показательные примеры – Асбест (Свердловская область) и Владивосток.

Окончательные итоги голосования во Владивостоке ещё не подвели, и пока можно ориентироваться лишь на данные от 18.00 11 сентября. В это время явка составляла всего 11,28 процента. В 2017 году к этому времени проголосовали 12,6 процента избирателей.

В прошлом году больше трети мест в парламенте Приморья заняли представители КПРФ, причём во многом благодаря территориям Владивостока. Поэтому на прошедших в 2022 году выборах в думу города ожидалось доминирование «красных». Руководство края отнеслось к подготовке к очередному избирательному циклу более чем серьёзно.

– Владивосток и Приморье важны для реализации Россией азиатско-тихоокеанских проектов. Однако начиная с саммита АТЭС – 2012 руководство страны столкнулось с массой проблем в сфере контроля реализации федеральных проектов, – прокомментировал ситуацию «Октагон.Восток» политолог Константин Лунёв.

«Последней каплей стали выборы губернатора 2018 года, когда, казалось бы, выверенная кампания завершилась политическим кризисом и международным скандалом. Для реализации стратегически важных международных проектов в нынешних условиях необходимы политическая стабильность и слаженность в регионе».

Константин Лунёв | политолог Константин Лунёв
политолог

– Москва решила не искать сложных политических схем контроля в мутных водах региона, а постепенно переходить к ручному управлению всеми процессами, – заключил политолог.

Произошёл показательный арест главы горкома КПРФ Артёма Самсонова, что повлияло на настрой членов регионального отделения компартии. Команду «Единой России», напротив, усилили и привлекли опытных политтехнологов. По многим округам от «красных» были выдвинуты неизвестные общественности кандидаты, и итог оказался совершенно печальным для КПРФ – победа всего в двух округах из 35. Столько же, сколько у ЛДПР. В результате прошлых выборов в 2017 году коммунисты получили девять мандатов.

– В большинстве округов победа кандидата была понятна его оппонентам по оперативным данным досрочного голосования. По факту результат определился до 11 сентября. Для КПРФ наступают тяжёлые времена – такого провала не было давно, конечно, – отметила политолог Марина Першина.

Эксперты связывают рекордно низкую явку с потерей у избирателей доверия к процедуре выборов и их апатией.Эксперты связывают рекордно низкую явку с потерей у избирателей доверия к процедуре выборов и их апатией.Фото: Егор Алеев/ТАСС

В Петропавловске-Камчатском аналогичная ситуация – победа «Единой России» при рекордно низкой явке (14,47 процента против 16,33 процента в 2017 году). У КПРФ будет лишь одно место, а у ЛДПР – два. Разгромную победу единороссы одержали на Сахалине: несмотря на активную кампанию, КПРФ удалось отвоевать только один мандат по спискам. Даже политический тяжеловес экс-депутат Госдумы от КПРФ Светлана Иванова с небольшим отрывом проиграла конкурентке.

– Сложно сказать, являются ли результаты выборов на Дальнем Востоке свидетельством сплочения дальневосточников вокруг власти. Помните, как в марте 2018 года всех звали на президентские выборы? Устраивали голосование за проекты благоустройства территорий, концерты, распродажи, выставки народного творчества – кто во что горазд! Тогда реальный рейтинг власти был точно выше 50 процентов. Были ли тогда «технологии»? Были. Но поддержка точно была высока, – поделилась своим мнением с «Октагон.Восток» политобозреватель Валерия Федоренко.

«А что сейчас? СВО не является осью, вокруг которой партии строили кампании. Склоняюсь к тому, что результаты прошедших выборов – результат старых добрых политических технологий и, что очень важно, проваленной системы наблюдения у оппозиционных партий и кандидатов».

Валерия Федоренко | политический обозреватель Валерия Федоренко
политический обозреватель

Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв уверен, что ключевой проблемой КПРФ стало отсутствие собственной повестки. Продвигаемые ею патриотические тезисы были схожими с теми, что провозглашает «Единая Россия».

– На предыдущих выборах избиратели голосовали за КПРФ как за главную оппозиционную партию. Они отдавали свои голоса коммунистам скорее не благодаря КПРФ, а вопреки компартии. В ходе этой кампании КПРФ пыталась конкурировать с «Единой Россией» на патриотическом фронте. И, как результат, оттолкнула от себя лоялистов, конформистов и ультрапатриотов. У патриотической повестки сегодня только один бенефициар – «Единая Россия», – убеждён эксперт.